Понятие административно-процессуального правоотношения

Будучи разновидностью правовых отношений, административно-процессуальные отношения обладают всеми признаками первых. Вместе с тем анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет выделить следующие особенности административно-процессуальных отношений:

Во-первых, административно-процессуальные отношения являются качественной разновидностью процессуальных отношений. В этой связи все свойства процессуальных отношений в полной мере присущи административно-процессуальным отношениям.

Во-вторых, в основе административно-процессуальных отношений лежат нормы административно-процессуального права. Вместе с тем в ряде случаев имеет место субсидиарное применение норм других отраслей права (например, норм гражданско-процессуального права в вопросах рассмотрения обращений граждан судами или в рамках исполнительного производства).

В-третьих, объектом административно-процессуальных отношений выступает деятельность органов исполнительной власти и других субъектов государственного управления, а точнее порядок осуществления правового статуса субъектов государственного управления. В этом и проявляется обеспечивающий характер административно-процессуальных отношений по отношению к административно-правовым отношениям.

В-четвертых, для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера. В их рамках реализуется государственно-властная воля органов и должностных лиц исполнительной власти. В ряде случаев инициаторами административно-процессуальных отношений могут выступать физические лица, общественные объединения и другие негосударственные субъекты, но юридически властные решения, определяющие движение административного дела принимаются только уполномоченными субъектами, которые наделены необходимыми полномочиями. При этом административно-процессуальные правоотношения, как и материальные административно-правовые отношения, имеют ясно выраженный управленческий характер <1>.

———————————

<1> Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967. С. 94.

 

В-пятых, могут возникать по инициативе любой из сторон, и согласие второй стороны не всегда является обязательным. В ряде случаев, особенно в связи с наличием административного спора, желание стороны ответчика не влияет на возникновение процесса, но может влиять на его ход.

В-шестых, при нарушении требований административно-процессуальной нормы сторона отношений несет ответственность перед государством. Это означает, что к виновному могут быть применены меры государственного принуждения.

В-седьмых, споры, возникающие в рамках административного процесса, разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке.

В-восьмых, административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии соответствующих условий. В качестве условий возникновения административно-процессуальных отношений выступают: административно-процессуальная норма, административно-процессуальная правосубъектность и юридический факт.

В-девятых, административно-процессуальные отношения направлены на обеспечение должного процессуального порядка. Наличие качественного административно-процессуального порядка выступает гарантией реализации административно-правовых норм и норм других отраслей права. В ряде случаев нарушение административно-процессуальной процедуры влечет за собой признание ничтожным или оспоримым принятого решения в рамках административного производства.

 

Административно-процессуальные правоотношения — это урегулированные административно-процессуальными нормами отношения, участники которых наделены взаимными административно-процессуальными правами и обязанностями <1>.

———————————

<1> Каплунов А.И. Указ. соч. С. 74.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code