Классификация административно-процессуальных норм

Существуют различные классификации административно-процессуальных норм в зависимости от оснований выделения и авторской позиции.

Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям (схема 4).

Схема 4

Классификация административно-процессуальных норм

По содержанию а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения, складывающиеся в сфере экономической и составляющих ее многочисленных отраслях — промышленности, строительстве, транспорте и т.д. (например, такие нормы содержит Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально-культурной сфере и отраслях, ее составляющих, к которым относятся образование, наука, культура, здравоохранение и др. (например, Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;
в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в административно-политической сфере и отраслях, ее образующих, таких как оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и др. (например, Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»)
По объему регулирования общие административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления (например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009);
специальные административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли или в отношении какого-либо органа (например, Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России»)
По юридической силе По юридической силе выделяют административно-процессуальные нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. Так, административно-процессуальные нормы, содержащиеся в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися, скажем, в нормативных правовых актах федеральных министерств.
Например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является определяющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо ведомства. В качестве примера последнего можно привести Инструкцию по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах РФ, утвержденную Приказом Министра обороны РФ от 28 декабря 2006 г. N 500
По кругу субъектов права, на которых распространяется действие нормы а) нормы, устанавливающие правила поведения для граждан Российской Федерации (например, распоряжения Президента РФ от 21 октября 2006 г. N 507-рп «О бланках документов к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам СССР» и от 3 апреля 1997 г. N 96-рп «Об утверждении Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»);
б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внутренних подразделений этих органов (например, Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»);
в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и учреждений независимо от форм собственности. Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов деятельности (например, Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»);
г) нормы, регулирующие деятельность политических и неполитических общественных объединений (например, Административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455)
По видам административного производства а) нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»);
б) нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления (например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);
в) нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам (например, Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»);
г) нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях (например, Приказ Минэнерго РФ от 14 июля 2008 г. N 11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации»);
д) нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, раздел IV);
е) нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления (например, Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»);
ж) нормы, регулирующие регистрационное производство (например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);
з) нормы, регулирующие лицензионное производство (например, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
и) нормы, регулирующие исполнительное производство (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)
По характеру диспозиции а) нормы, обязывающие, содержащие меру должного поведения, выраженного в активной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения (например, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713);
б) нормы управомочивающие, т.е. содержащие меру возможного поведения субъекта права (например, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, утв. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении));
в) нормы запрещающие, которые запрещают совершение каких-либо действий либо содержат меру должного поведения, выраженного в пассивной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения либо соблюдения (например, запрещено совершение деяний, охраняемых мерами административной ответственности в Кодексе РФ об административных правонарушениях; согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется)
По действию в пространстве а) нормы, действующие на территории Российской Федерации независимо от их отраслевой принадлежности. Так, федеральные законы, указы Президента РФ, акты федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории Российской Федерации, за исключением случаев, специально предусмотренных данным актом (например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ч. 1 ст. 9 предусматривает объявление чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации);
б) нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации. Основой для существования административно-процессуальных норм данной группы является п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, Закон Московской области от 5 октября 2006 г. N 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан»)
По действию во времени а) нормы, действующие в течение неопределенного времени, т.е. до тех пор, пока они не будут отменены соответствующим органом государственной власти. Такие нормы составляют большинство действующих административно-процессуальных правил;
б) нормы, действующие определенный срок (например, ст. 9 ФКЗ «О чрезвычайном положении»: «Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток»)

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code