Взаимодействие административно-процессуального права с иными отраслями российского права

Не подлежит сомнению тезис о том, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами.

Характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. И тем не менее:

 

административно-процессуальное право реально обслуживает большинство общепризнанных у нас материальных отраслей российского права, отчетливо демонстрируя значительное опережение практики по сравнению с теорией, отдельные представители которой отмечают <1>, что административно-процессуальное право еще не сложилось.

——————————–

<1> См., напр.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 304.

 

Административно-процессуальное право тесно связано с конституционным правом. Важнейшие положения административно-процессуального права нашли закрепление в нормах Конституции РФ:

– принцип разделения властей (ст. 10) важная роль отведена исполнительной власти, в рамках деятельности которой осуществляется основная административно-процессуальная деятельность;

– права и свободы граждан Российской Федерации, а также их обязанности (ст. 16 – 61) во многом реализуются с помощью административно-процессуальных норм, регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан, а также их жалоб органами исполнительной власти, предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами;

– к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство (п. “к” ч. 1 ст. 72);

– основы правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главные направления деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т.д. (гл. 6 Конституции РФ, ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, другие законодательные акты) административно-процессуальные нормы имеют самое непосредственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях;

– правовая основа (п. “т” ст. 71 Конституции РФ, ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” и др.) регулирующее воздействие административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности.

Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отражены в Гражданском кодексе РФ, например:

– к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой… гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2);

– гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8);

– защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд… (п. 2 ст. 11).

В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о процедуре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным.

Заметный удельный вес в совместном регулировании двух названных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную – нормы административно-процессуального права.

Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права (например, с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Минфином России посредством одноименного административного производства).

Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с российским трудовым правом по нескольким направлениям. Прежде всего это участие в регулировании государственно-служебных отношений, осуществляемом как Трудовым кодексом РФ, так и ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” и другими актами. В этом плане есть основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определенные административные производства, например по делам о поощрениях, по рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о рассмотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.д.

Административно-процессуальные нормы участвуют в регулировании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права. Так, Семейный кодекс РФ устанавливает, что “защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства” (ст. 8).

Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах.

Как известно, семейное законодательство предусматривает основания для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры.

Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
“Административно-процессуальное право”

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code