Система административно-процессуального права

Действующее законодательство содержит большое число административно-процессуальных правил, регулирующих многие стороны общественной жизни в нашей стране. Не будет преувеличением формула, согласно которой почти в каждом нормативном акте, так или иначе разрешающем вопросы государственного управления, наряду с материальными присутствуют и процессуальные административно-правовые нормы.

Основой складывающейся в настоящее время отрасли административно-процессуального права, образование которой связано с появлением и утверждением новых концепций и понятий, является административный процесс.

 

Система административно-процессуального права — научно организованная совокупность процессуально-правовых норм, распределенных по правовым институтам и подотраслям, которые образуют отрасль.

 

Систему данной отрасли права, как считает В.Д. Сорокин <1>, составляют две большие группы норм, различающиеся между собой по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений. Особенность первой группы норм заключается в том, что она регулирует вопросы общего свойства, магистрального характера, которые могут быть распространены на самые различные группы отношений. Сюда относятся, например, административно-процессуальные нормы, определяющие цели и задачи процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также некоторых других правомочных субъектов, нормы, регулирующие принципы процессуальной деятельности, т.е. составляющих ее производств, в целом, основы правового положения ее участников и другие.

———————————

<1> Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 103 — 107.

 

Административно-процессуальные нормы, выполняющие функции такого широкого плана, по сути дела, играют в системе административно-процессуального права такую же роль, что и подобного назначения нормы, относящиеся к другим отраслям: они составляют Общую часть административно-процессуального права.

Другая большая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть административно-процессуального права.

Таким образом, система административно-процессуального права может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Общая и Особенная части административно-процессуального права

Общая часть административно-процессуального права Особенная часть административно-процессуального права
I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.

1. Нормы, регулирующие статус индивидуальных участников административного процесса:

1.1. Граждан Российской Федерации.

1.2. Иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Нормы, регулирующие статус коллективных субъектов административного процесса:

2.1. Федеральных органов исполнительной власти:

— Правительства Российской Федерации и подразделений его аппарата;

— федеральных министерств и подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;

— иных федеральных органов исполнительной власти, подразделений их центральных аппаратов, местных территориальных органов;

— полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

2.2. Нормы, регулирующие статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

— иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Нормы, регулирующие статус государственных и муниципальных служащих.

4. Нормы, регулирующие статус исполнительных органов местного самоуправления.

5. Нормы, регулирующие статус предприятий и учреждений различных форм собственности, их внутренних подразделений.

6. Нормы, регулирующие статус общественных объединений

Нормы, регулирующие:

— производство по принятию нормативных актов государственного управления;

— производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

— производство по административно-правовым жалобам и спорам;

— производство по делам о поощрениях;

— производство по делам об административных правонарушениях;

— производство по дисциплинарным делам;

— лицензионное производство;

— регистрационное производство;

— исполнительное производство

II. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления.

1. Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по индивидуально-конкретному делу.

2. Нормы, регулирующие принципы административного процесса.

3. Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

4. Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

5. Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

6. Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

7. Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу.

8. Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения (постановления) по индивидуально-конкретному делу

III. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти

Мнение о делении административно-процессуального права на Общую и Особенную части и о содержании Общей части разделяют и другие авторы <1>. Мнение о содержании Особенной части обусловлено представлениями авторов о структуре административного процесса. К примеру, С.Н. Махина в рамках Особенной части выделяет административно-договорное производство, процедуры реализации мер административного принуждения, производство об обжаловании нормативных правовых актов.

———————————

<1> См.: Махина С.Н. Указ. соч. С. 616, 617; Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 41 — 43.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code