Понятие, предмет и метод административно-процессуального права

Административно-процессуальное право сегодня находится в стадии активного развития. Это обусловлено и тем, что законодателем принимается все больше нормативных правовых актов, как целиком состоящих из административно-процессуальных норм, так и содержащих последние наряду с материальными административно-правовыми нормами.

Значительное увеличение количества административно-процессуальных норм, постоянная работа над их качеством и эффективностью, своеобразие регулируемых ими общественных отношений ставит вопрос об обосновании относительной автономии административно-процессуального права, выработке его понятия и характеристике предмета.

Традиционно основными критериями для выделения самостоятельной отрасли права являются предмет и метод правового регулирования.

Наиболее разработанной проблема предмета административно-процессуального права выступает в работах основоположника административно-процессуального права профессора В.Д. Сорокина, защитившего в 1968 г. на юридическом факультете Ленинградского государственного университета докторскую диссертацию «Вопросы теории административно-процессуального права».

При определении круга общественных отношений, входящих в предмет административно-процессуального права, следует учитывать следующее. В деятельности органов государственного управления постоянно и непрерывно возникают управленческие дела, которые требуют своего разрешения.

Кроме того, граждане, их объединения, организации, предприятия и учреждения также испытывают постоянную необходимость обращаться в органы государственного управления за разрешением таких дел (регистрация, лицензирование, выдача различных разрешений, справок). Для того чтобы правильно решить то или иное административное дело, необходимо реализовать соответствующую норму материального административного права в конкретном индивидуальном деле. Большинство материальных норм административного права не могут быть реализованы произвольно, а лишь в определенном порядке, который собственно и регулируется административно-процессуальным правом.

Статья 72 (п. «к» ч. 1) Конституции РФ среди предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации выделяет административное и административно-процессуальное законодательство, что дает основание рассматривать их как две самостоятельные, хотя, разумеется, и связанные между собой отрасли российского законодательства.

Любая отрасль законодательства представляет собой обособленную, относительно самостоятельную систему нормативных правовых актов, содержание которых составляют соответствующие правовые нормы, имеющие в качестве предмета регулирования сферу однородных общественных отношений, то есть отрасль права.

 

Административное законодательство — система законов, в которых имеются нормы административного права <1>.

———————————

<1> Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 52.

 

Административно-процессуальное законодательство является одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского законодательства и может рассматриваться как совокупность источников административного процесса, упорядоченная соответствующим образом.

Административно-процессуальное законодательство неразрывно связано с административным, даже та его часть, которая формально обособлена от него в виде отдельных административно-процессуальных актов. Тем самым административно-процессуальное законодательство является составной частью административного законодательства.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при всей зависимости процессуальных отраслей от соответствующих материальных первые отнюдь не могут рассматриваться как производные от вторых.

Каждая процессуальная отрасль сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет и формируется под влиянием особенностей группы общественных отношений, которая составляет предмет правового регулирования одноименной материальной отрасли. Поэтому предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, нежели предмет материальной отрасли, поскольку включает несколько элементов, а именно: фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли, материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией.

Продолжая характеристику предмета административно-процессуального права, следует отметить, что на этот предмет, несомненно, оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса: гражданского, административного и уголовного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления.

Для того чтобы очертить круг отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, прежде всего следует обратиться к характеристике предмета материального административного права. Поскольку отношения, регулируемые материальным административным правом, входят основной частью в предмет административно-процессуального права, постольку характеристика предмета материального административного права в принципе будет приемлема и для характеристики предмета процессуального административного права.

Предмет административно-процессуального права — сложное структурное явление, объединяющее три составные части: а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса; б) те общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, которые (отношения) связаны с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти; в) сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом <1>.

———————————

<1> Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 42, 43.

 

Пожалуй, самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят не только эти отношения, ставшие теперь уже правовыми под воздействием норм данной отрасли материального права, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов исполнительной власти.

У процессуальной отрасли двуединая задача — регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т.е. определенную разновидность процесса, — с другой. Отсюда следует:

 

Предмет административно-процессуального права — материальные правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации <1>.

———————————

<1> Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 85, 86.

 

Предметом регулирования административно-процессуального права являются материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами.

 

Административно-процессуальное право использует императивный метод регулирования общественных отношений. Наиболее выраженным является такой элемент этого метода, как предписание, которое прежде всего обращено к субъектам государственного управления. Вывод:

 

Административно-процессуальное право — система правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел, а также возникающие при осуществлении административного правотворчества <1>.

———————————

<1> Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 85 — 86.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code