Субъекты административного процесса

Субъекты права (с точки зрения общей теории права) — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей.

 

Правосубъектность — такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются участниками как материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений.

В административном процессе могут участвовать разнообразные органы и лица: органы государственного управления (исполнительной власти), должностные лица, общественные организации и их представители, граждане и лица без гражданства. Все они являются участниками или сторонами административного процесса. Но положение, занимаемое каждым из них в механизме этого процесса, различно: одни разрешают индивидуальные дела, другие своими действиями создают условия для возникновения административного процесса (например, путем подачи жалобы, совершения административного правонарушения).

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде (схема 3).

Схема 3

Система субъектов административного процесса

з3

Государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления, выступают от имени соответствующих органов или своими действиями возбуждают административный процесс.

Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты) выступает в административном процессе в качестве:

— лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

— стороны административного спора;

— уполномоченного представителя;

— лица, в отношении которого ведется административное дело;

— потерпевшего;

— лица, защищающего права и интересы других участников процесса;

— свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Предприятия и учреждения различных форм собственности по тем же основаниям, что и органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного процесса могут выступать в качестве: должностных лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; должностных лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица могут выступать в административном процессе в качестве: лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.

 

Суды, не являясь участниками материальных административно-правовых отношений, выступают в качестве субъектов правоотношений процессуальных, в качестве независимой стороны разрешая споры о праве.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code