Стадии административного производства

В каждом административном производстве можно выделить определенные стадии в виде последовательно совершаемых процессуальных действий. Стадии делят на этапы, а их в свою очередь — на действия.

К стадиям относятся: возбуждение административного дела и направление его по подведомственности; рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения; пересмотр вынесенного решения (является факультативной, т.е. неосновной); исполнение решения, вынесенного по административному делу.

Рассмотрим характерные черты каждой из перечисленных стадий административного производства.

Возбуждение административного дела производится уполномоченным органом либо должностным лицом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Возбуждение дела может производиться по инициативе государственного органа, общественной организации, должностного лица, а также граждан. Например, дело об административном проступке возбуждается на основании протокола о правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом. Дело по жалобе на административный акт либо на другие юридически значимые действия должностного лица возбуждается по инициативе лица, подающего жалобу.

В стадии возбуждения административного дела совершается ряд процессуальных действий: собирание и фиксирование доказательств, оформление протокола (акта) о возбуждении дела, решение вопроса об условиях и основаниях приостановления или прекращения производства по делу, в частности установление факта дееспособности данного лица, решение вопроса о том, не пропущен ли установленный законом срок давности для возбуждения некоторых видов дел, и т.д.

Рассмотрение административного дела — одна из решающих стадий административного производства. В соответствии с требованиями законности орган, разрешающий дело, обязан обеспечить объективное его рассмотрение и правильное разрешение по существу, а также активное участие в нем всех заинтересованных лиц. Особое значение здесь имеют такие принципы, как публичность и гласность процесса. В стадии рассмотрения административных дел государственные органы наделяются рядом процессуальных полномочий: установить подведомственность дела; потребовать от органа, направившего дело, а также от других участников административного процесса предоставления необходимых дополнительных материалов и документов; отложить рассмотрение дела при нарушении административно-процессуальных норм, а также при неявке одной из сторон.

В то же время на государственный орган, рассматривающий дело, возлагаются определенные обязанности: ознакомиться с объяснениями гражданина или другого участника административного дела; установить определенный срок для проверки всех обстоятельств дела; обеспечить проведение проверки компетентным лицом, лично не заинтересованным в разрешении данного административного дела; применить в случае нарушения должностными лицами тех или иных требований процесса соответствующие санкции дисциплинарного или иного характера.

Характерной чертой российского административного процесса является возложение именно на государственный орган, рассматривающий административное дело, обязанности обеспечить установление объективной истины по каждому делу.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума.

В стадии рассмотрения дела решающим юридическим фактом является вынесение решения по делу. Срок рассмотрения дела и принятия по нему решения зависит от вида дела (процедурное или юрисдикционное) и субъекта, его разрешающего (орган управления или суд). Например, по общему правилу срок рассмотрения письменного обращения (заявления) гражданина в органы государства и местного самоуправления установлен в 30 дней (ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). В случае оспаривания гражданином действий и решений органов власти и управления, их должностных лиц ч. 1 ст. 154 ГПК РФ срок рассмотрения заявления в суде определен до истечения двух месяцев со дня поступления его в суд.

Решение органа государственного управления по административному делу по своей сути является индивидуальным актом управления и поэтому должно отвечать всем требованиям законности, предъявляемым к актам государственного управления.

При этом следует иметь в виду, что термин «решение» является юридически обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу.

Форма (содержание) решения по делу, порядок и сроки его вручения заинтересованным лицам также зависят от вида субъекта правоприменения и рассмотренного дела. Например, содержание постановления по делу об административном правонарушении, порядок его объявления и направления закреплены статьями 29.10 и 29.11 КоАП РФ.

Исполнение решения в случае нормального хода процесса является завершающей стадией административного производства.

Принимаемые решения разнообразны по своим юридическим свойствам. В конечном счете они образуют две основные группы. Первую группу составляют юридические решения, которые, несмотря на их различное наименование, объединяет общее свойство — это решения нормативные, содержащие общие правила поведения, т.е. правовые нормы.

Вторую группу юридических решений, рождающихся в результате осуществления правонаделительных и правоприменительных производств в административном процессе, составляют акты различного наименования (постановления, решения, приказы, распоряжения), объединенные общим свойством, — это индивидуальные правовые акты, адресованные конкретным субъектам. Поэтому в исполнении этого рода актов определяющая роль принадлежит субъектам, которым эти акты адресованы.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс <1>.

———————————

<1> Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 27.

 

В целях обеспечения законности, охраны интересов граждан закон предусматривает возможность пересмотра принятого уполномоченным органом решения.

Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель, законные представители физического и юридического лица.

Решение по административному делу может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Гарантией для граждан выступает возможность подачи жалобы в административном порядке согласно положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанным Законом предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по приему, регистрации и рассмотрению обращений граждан.

Однако для большинства административных производств пересмотр принятого решения не является их стадией. Возможность пересмотра только обозначена нормами, предусматривающими обжалование или оспаривание принятого решения, однако детально порядок пересмотра не урегулирован.

Фактически пересмотр принятого решения осуществляется в рамках самостоятельного производства, к примеру производства по рассмотрению такого обращения, как жалоба, либо в порядке гражданского судопроизводства. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в гл. 24 закрепил «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Этим самым ГПК РФ предусмотрел возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции. Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК).

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code