Кассационное определение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 N 203-КГ15-8

Требование: Об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части, связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Обстоятельства: Истец полагает, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее двадцати лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. N 203-КГ15-8

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Лупянниковой Л.В. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе командира войсковой части <…> на решение Самарского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части <…> капитана Насырова Р.Л. об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части <…>, связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

Насырову решением жилищной комиссии войсковой части <…> (протокол от 1 декабря 2014 г. N 18), утвержденным командиром названной воинской части, как военнослужащему подлежащему досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющему более 10 лет выслуги, предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с применением поправочного коэффициента 1,85.

Полагая свои права нарушенными, Насыров обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным такое решение и обязать командира и жилищную комиссию войсковой части <…> отменить в части его касающейся, а также рассчитать жилищную субсидию с применением поправочного коэффициента 2,375.

Самарский гарнизонный военный суд решением от 29 января 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г., требования заявителя Насырова удовлетворил.

Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 5 августа 2015 г. в передаче кассационной жалобы командира войсковой части <…> для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе командир войсковой части <…>, утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 1,85, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии войсковой части <…> от 1 декабря 2014 г. (протокол N 18) размер жилищной субсидии Насырову Р.Л. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 1,85 исходя из его общей продолжительности военной службы более 14, но менее 16 лет.

Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Насыров Р.Л. оспорил решение в гарнизонный военный суд.

Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы в связи с признанием не годными к военной службе, вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы они были уволены с военной службы, то есть 2,375.

С решением гарнизонного военного суда согласился суд апелляционной инстанции.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закона «О статусе военнослужащих»), согласно п. п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее — Правила).

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее — поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п. п. 7 — 9 Правил.

Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 15 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.

При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, Насыров Р.Л. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Насырова Р.Л.

Руководствуясь ст. 327 — 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Самарского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г. и апелляционное определение Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г. по делу по заявлению Насырова Р.Л. отменить и принять по делу новое решение, которым Насырову Р.Л. в удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий
И.В.КРУПНОВ
Судьи
О.А.ДЕРБИЛОВ
С.Г.СОКЕРИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code