Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.1

 

  1. Комментируемая статья предусматривает право обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Данное право традиционно рассматривалось как основополагающая гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Исходя из положений комментируемой статьи право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, защитнику и представителю этих лиц, а также Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Более того, отметим, что ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ не препятствует административным органам, составившим протокол об административном правонарушении, обратиться с просьбой о принесении протеста на постановление по делу об административном правонарушении к прокурору, который вправе реализовать предоставленное ему полномочие принести протест независимо от участия в деле на основании п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ.

  1. В комментируемой статье определены инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и несудебными органами (должностными лицами). Вместе с тем подчеркнем, что отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности несудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Решение вышестоящего органа, должностного лица не является и препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

  1. В судебных инстанциях жалоба рассматривается либо в суде общей юрисдикции, в том числе вышестоящем по отношению к суду, судья которого вынес постановление, либо в арбитражном суде (если правонарушение совершено юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности). При этом законодатель не вполне логично установил различный процессуальный порядок рассмотрения жалоб судами. В судах общей юрисдикции жалобы рассматриваются в порядке, установленном КоАП РФ, а в арбитражных судах — в соответствии с АПК РФ.

 

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.2

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.

Допускается подача жалобы непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые должны в этом случае истребовать необходимые материалы и рассмотреть жалобу.

  1. Комментируемая статья устанавливает общий срок направления жалобы и всех документов лицу, уполномоченному на ее рассмотрение, равный трем суткам, со дня поступления жалобы. Кроме этого, установлен и сокращенный срок направления в вышестоящий суд жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или административного выдворения (в день получения жалобы). В сочетании с суточным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ) и оперативным доведением решения по жалобе до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление (ч. 3 ст. 30.8 КоАП РФ), эти меры призваны обеспечить быструю проверку законности и обоснованности применения данных видов административного наказания, что согласуется с общеконституционными ценностями.

Учитывая необходимость принятия оперативных мер, связанных с исполнением административного наказания об административном приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и принадлежащих ему объектов, в комментируемой статье определено, что жалоба на постановление судьи о таком наказании должна быть направлена в вышестоящий суд в день ее получения.

  1. В целях создания положения, при котором лицо, подающее жалобу, будет освобождено от поиска надлежащего органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать его жалобу, установлено правило, при котором, если жалоба адресована в суд, должностному лицу, не правомочному ее рассматривать, такая жалоба должна быть в течение трех суток направлена по подведомственности.

Отметим, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

 

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.3

 

  1. Комментируемая статья определяет 10-дневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Ранее данный срок исчислялся со дня вынесения постановления, что было не вполне оправданно и справедливо. Теперь же срок исчисляется со дня вручения или получения копии постановления. Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление, есть достаточно времени для анализа текста постановления и подготовки жалобы. При этом отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам, применяемым как в гражданском, так и в уголовном процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

  1. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам. Вопрос о восстановлении срока обжалования находится в поле усмотрения судьи или должностного лица, уполномоченного рассматривать жалобу.
  2. Следует отметить, что комментируемая статья установила сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах. В сочетании с пятидневным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ) это призвано обеспечить более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.

 

Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.4

 

  1. Комментируемая статья вводит важные правила подготовки к рассмотрению жалобы на постановление об административном правонарушении, что обусловливается особым значением подготовки для обеспечения прав лица, обратившегося с жалобой. Закрепление алгоритма действий, которые обязаны предпринять судья или должностное лицо, рассматривающие жалобу, на подготовительной стадии, призвано способствовать объективному, полному и всестороннему исследованию материалов дела и вынесению законного и обоснованного решения.
  2. Комментируемая статья исходит из необходимости совершения трех групп действий:

1) выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, в том числе подведомственность дела данному суду, органу или должностному лицу, наличие оснований для отвода судьи или должностного лица, истечение срока давности привлечения к административной ответственности и т.д.;

2) разрешение заявленных участниками дела ходатайств и проверка достаточности доказательств для полного и объективного рассмотрения дела, при необходимости истребование дополнительных материалов, назначение экспертиз, вызов дополнительных свидетелей и др.;

3) направление жалобы на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

 

Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.5

 

  1. Комментируемая статья устанавливает 10-дневный срок рассмотрения жалоб органами и должностными лицами. Он, как показала практика, является оптимальным с точки зрения сочетания оперативности рассмотрения жалобы и тщательности проверки законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении.

При этом надлежит подчеркнуть, что принятый Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обусловил законодательный подход, согласно которому установлен иной срок рассмотрения в судах жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а именно — двухмесячный срок со дня поступления дела со всеми материалами в соответствующий суд.

  1. Вполне оправдано и существование отдельных сокращенных сроков рассмотрения жалоб. Так, для рассмотрения жалоб на постановления по делам о нарушении избирательного законодательства установлен сокращенный срок — пять дней. В ограниченный по времени период избирательной кампании или кампании референдума принятие окончательного решения по факту совершения административного правонарушения должно осуществляться весьма оперативно.
  2. Кроме этого, комментируемой статьей установлен сокращенный срок (в течение суток) для рассмотрения жалоб на постановление об административном аресте и административном выдворении, поскольку речь идет о конституционном праве гражданина на свободу и личную неприкосновенность.

 

Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.6

 

Комментируемая статья достаточно детально регламентирует процедуру рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание: несоблюдение процессуальных требований может отрицательно отразиться на полноте и объективности рассмотрения дела и стать основанием для отмены решения по жалобе в случае последующего обжалования.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решений, суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

 

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.7

 

  1. Комментируемая статья устанавливает виды процессуальных решений, которые вправе вынести судья или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Так, если проверка всех обстоятельств совершения правонарушения позволяет сделать вывод, что постановление по делу вынесено обоснованно, то выносится решение об оставлении постановления без изменений, а жалобы — без удовлетворения.

Если же при рассмотрении жалобы выяснится неправильное применение закона, то выносится решение об изменении постановления, но при условии, что при этом не усиливается наказание или иным образом не ухудшится положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Иное процессуальное решение должно быть принято, если выясняются обстоятельства, исключающие производство по делу, либо совершенное правонарушение является малозначительным, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В этих случаях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Вместе с тем, если постановление по делу вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в случае необходимости применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого наказания, должно быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.

При этом если при рассмотрении жалобы выясняется, что постановление по делу было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом, то выносится решение об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

  1. Комментируемая статья регламентирует содержание решения по жалобе, в котором должны быть отражены те же сведения, что и в постановлении по делу об административном правонарушении.

 

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.8

 

Комментируемая статья исходит из того, что, учитывая необходимость оперативного обеспечения законности и прав граждан при применении административного ареста и административного выдворения, решение по жалобе на постановление об административном аресте или административном выдворении доводится до сведения заинтересованных лиц в день вынесения решения, т.е. сразу после оглашения.

Следует подчеркнуть, что безотлагательность этих действий понятна и абсолютно бесспорна в отношении органа и должностных лиц, исполняющих наказание, а также лица, в отношении которого вынесено решение. Вместе с тем доведение решения суда в день вынесения решения до сведения потерпевшего вряд ли всегда обосновано и практически может быть затруднено, если потерпевший не принимал участия в рассмотрении жалобы и находился вне населенного пункта, где происходило рассмотрение жалобы.

 

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 30.9

 

  1. Комментируемая статья устанавливает возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.

Отметим, что постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется постановление, вынесенное судьей, рассмотревшим дело об административном правонарушении.

  1. Если лица, имеющие право обжаловать постановление по делу, используют все предоставленные законом возможности для обжалования, решение второй судебной инстанции считается окончательным, и после его вынесения постановление по делу вступает в законную силу.
  2. Комментируемой статьей также устанавливается право должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в случае его несогласия с решением районного судьи по жалобе на указанное постановление обжаловать такое решение в вышестоящий суд. Таким образом, наряду с лицами, перечисленными в ст. 30.1 КоАП РФ, имеющими право обжаловать решение судьи, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица, не вступившее в законную силу, во вторую судебную инстанцию; таким правом пользуются лица, вынесшие постановления по делам об административных правонарушениях, которые стали предметом судебного обжалования.

 

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

 

Комментарий к статье 30.10

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок принесения протеста прокурором. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные ст. 30.3 КоАП РФ.

Законодательством определено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

  1. Особо следует отметить, что при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (ст. 31.6 КоАП РФ).
  2. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику, представителю и Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав потребителей. Установлен трехдневный срок направления копии решения по протесту.

 

Статья 30.11. Утратила силу. — Федеральный закон от 03.12.2008 N 240-ФЗ.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

 

Комментарий к статье 30.12

 

  1. Комментируемая статья устанавливает возможность исправления ошибок после вступления состоявшихся решений в законную силу.

Такой порядок должен осуществляться в надлежащей судебной процедуре, обеспечивающей процессуальные права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с конституционными принципами правосудия, в том числе принципами состязательности и равноправия сторон.

Это послужило основанием принятия Федерального закона от 03.12.2008 N 240-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым гл. 30 комментируемого Закона была дополнена ст. ст. 30.12 — 30.19, регламентирующими порядок рассмотрения соответствующих жалоб и протестов.

  1. Комментируемая статья определяет круг лиц, имеющих право обжалования и опротестования вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Правом обжалования обладают лица, указанные в ст. ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ. Это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель потерпевшего, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав потребителей.

Вместе с тем вступившие в законную силу постановления и решения по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором. Такое право предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, а также военным прокурорам соответствующего уровня.

 

Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

 

Комментарий к статье 30.13

 

  1. Комментируемая статья предполагает, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в судебных инстанциях осуществляется по первой инстанции мировыми судьями, судьями районных судов, судьями гарнизонных военных судов, судьями арбитражных судов субъектов РФ. Соответственно, жалобы на постановления этих судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в районном суде, областном (и равном ему суде), окружном (флотском) военном суде, вышестоящем арбитражном суде.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ определен в качестве своего рода второй надзорной инстанции, поскольку он рассматривает жалобы и протесты, если таковые были предметом рассмотрения председателей областных (и равных им) судов или их заместителей.

  1. Вступившие в законную силу постановления и решения судей военных судов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ.
  2. Важно отметить, что пересмотр указанных дел закон относит к исключительной компетенции судов, даже в том случае, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено несудебным органом или должностным лицом. В этом важная гарантия обеспечения законности по делам об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code