Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации

Комментарий к статье 29.1.4

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок вызова свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Вызов указанных лиц возможен лишь при условии, что такое действие предусмотрено международным договором РФ или на основе взаимности и только с согласия вызываемого лица.

Граждане РФ подлежат вызову также только с их согласия, притом что в ст. 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этом случае иностранные граждане оказываются в более привилегированном положении, чем российские граждане, так как у одних требуется согласие для вызова в Российскую Федерацию, а у других такое согласие не нужно.

Тем самым необходимо следовать буквальному толкованию положения ч. 1 ст. 29.1.4 КоАП РФ, согласно которой свидетель, потерпевший, их представители, эксперт, являющиеся гражданами РФ и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть вызваны в Российскую Федерацию только с их согласия.

  1. Запрос о вызове лиц оформляется с соблюдением требований, установленных ч. 2 ст. 29.1.1 КоАП РФ. Как правило, к запросу должен прилагаться официальный перевод вызова, подлежащего вручению, заверенный соответствующим переводчиком или органом, от которого исходит запрос.
  2. Необходимо учитывать, что запрос о вызове должен быть сделан с таким расчетом, чтобы информация была передана за определенное время до наступления даты явки к должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, либо даты участия в процессуальном действии. В противном случае в исполнении запроса о вызове может быть отказано. Исходя из сложившейся международной практики, сроки вызова колеблются от 30 до 60 дней (согласно международным соглашениям).
  3. В ч. 4 комментируемой статьи закреплена важнейшая гарантия неприкосновенности лица, явившегося по вызову в рамках оказания правовой помощи по делу об административном правонарушении. То есть после пересечения Государственной границы РФ лицо не может быть подвергнуто уголовному либо административному преследованию, взято под стражу, а равно к нему не могут применяться иные ограничения личной свободы.

Такой иммунитет по смыслу ч. 1 ст. 29.1.4 КоАП РФ может быть предоставлен как иностранному гражданину, так и гражданину РФ.

  1. Действие данного иммунитета ограничено сроком в 15 суток с момента, когда присутствие вызванного лица более не требуется вызвавшему его должностному лицу. Течение данного срока начинается с момента официального уведомления вызванного лица, что его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его. После истечения данного срока иммунитет прекращает свое действие.
  2. В ч. 5 комментируемой статьи предусматривается возможность временной передачи в Российскую Федерацию лица, находящегося под стражей, для участия в процессуальных действиях, предусмотренных КоАП РФ.

Участие лица, содержащегося под стражей, в производстве по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования крайне проблематично. Это связано с тем, что должны быть задействованы в процессуальных действиях органы полиции и уголовно-исполнительной системы для обеспечения безопасности других участников процессуального действия, а также содержания под стражей переданного Российской Федерации лица. Однако действующим законодательством РФ участие органов полиции и уголовно-исполнительной системы в административно-процессуальных действиях с участием лица, находящегося под стражей, слабо урегулировано.

 

Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 29.1.5

 

  1. Статья 29.1.5 КоАП РФ устанавливает общие положения оказания правовой помощи Российской Федерацией иностранным государствам. Правовая помощь оказывается Российской Федерации на основании запросов, поступивших от соответствующих компетентных органов и должностных лиц в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством (см. комментарий к ст. 29.1.1 КоАП РФ), либо на началах (принципа) взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное. Для оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях следует соблюдать установленный порядок взаимодействия с иностранными государствами, их органами и должностными лицами.
  2. Как установлено данной статьей, субъектами, исполняющими запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, являются суд и должностные лица федеральных органов исполнительной власти. Иные субъекты, например должностные лица исполнительных органов субъектов РФ, могут исполнять запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях только в случае, если это специально оговорено международным договором.
  3. Следует отметить, что принцип взаимности является одним из фундаментальных принципов международного права, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичную ответственность. Исходя из данного принципа суд и должностные лица федеральных органов исполнительной власти исполняют переданные им в установленном порядке запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и вправе рассчитывать на аналогичные действия иностранного государства в отношении своих запросов, в том числе при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством.
  4. Компетентные органы и должностные лица, уполномоченные на направление запроса об оказании правовой помощи по делу об административном правонарушении, должны быть указаны в международном договоре, например федеральное правительство, органы внутренних дел, органы миграционного контроля, органы по контролю за оборотом наркотиков, органы иностранных дел, органы безопасности и др.

В некоторых случаях конкретные компетентные органы не указываются, а говорится о том, что под компетентным органом понимается орган, к компетенции которого, согласно национальному законодательству, относятся соответствующие гражданские, торговые, трудовые или административные дела, предусмотренные международным договором (см., например, ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20.11.2000).

  1. Запрос представляет собой не один документ, содержащий конкретную просьбу к суду и должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, а несколько документов, как правило, это сопровождающая его документация. Поступившие документы должны иметь все необходимые реквизиты (подписи должностных лиц, оттиски печатей уполномоченных органов и др.), иные сведения в соответствии с международными договорами, письменными обязательствами на началах взаимности, заявлениями и оговорками Российской Федерации, в том числе должен быть осуществлен перевод на русский язык запроса и сопровождающих его документов, необходимое количество экземпляров запроса, все документы должны соответствовать образцам, предусмотренным международным соглашением.
  2. Запрос иностранной стороны подписывается, как правило, руководителем запрашивающего компетентного органа либо его заместителем. При этом условиями международного договора могут быть предусмотрены иные лица, уполномоченные на подписание запроса о правовой помощи, но об этом стороны международного договора обязаны уведомить друг друга в установленные международным договором сроки.
  3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требование, что при исполнении запроса о правовой помощи применяются нормы КоАП РФ. Однако в случае, если в запросе содержится просьба о применении процессуальных норм законодательства иностранного государства, должностное лицо, исполняющее запрос, применяет законодательство этого иностранного государства при условии, что его применение не противоречит законодательству РФ и практически осуществимо.

Также следует учитывать Приказ Минюста России от 24.12.2007 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи», согласно которому, во-первых, при оказании правовой помощи процессуальные нормы иностранного государства могут применяться только в том случае, если они не противоречат российскому законодательству; во-вторых, отдельными федеральными законами, регулирующими порядок исполнения международных договоров о правовой помощи, решение вопросов о возможности применения норм иностранного права отнесено к компетенции Верховного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ.

В случае наличия возможности применения процессуального законодательства иностранного государства в запросе о правовой помощи должны быть указаны конкретные процессуальные нормы, подлежащие применению, а также в обязательном порядке к запросу прикладывается весь текст процессуального закона (законов), подлежащего применению и имеющего юридическую силу на момент направления запроса.

Практическая осуществимость процессуальных действий означает наличие технической, организационной и временной возможности для выполнения процессуальных требований иностранного законодательства.

  1. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что при исполнении запроса о правовой помощи могут присутствовать представители иностранного государства. Такая возможность предоставляется только в случае, если это специально предусмотрено международным договором РФ либо письменными обязательствами о взаимодействии на началах взаимности.
  2. Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают случаи и порядок возвращения без исполнения запроса о правовой помощи по делу об административном правонарушении.

В ч. 4 устанавливаются фактические основания для отказа в исполнении запроса о правовой помощи по делу об административном правонарушении. Так, если запрос о правовой помощи не может быть исполнен полностью или в какой-либо части, полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Например, невозможность опросить лицо либо провести с ним какие-либо иные административно-процессуальные действия ввиду того, что невозможно установить его место жительства или место нахождения, смерть физического лица и т.п., а равно отсутствие в запросе необходимых сведений (данных) для его законного и правильного исполнения.

В ч. 5 комментируемой статьи закреплены юридические (безусловные) основания для возвращения запроса о правовой помощи по делу об административном правонарушении без исполнения полностью или в части.

Во-первых, если он полностью или в какой-либо части противоречит законодательству РФ или международному договору, в соответствии с которым он направлялся. Противоречие может быть установлено в отношении как КоАП РФ, так и Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других подзаконных нормативных правовых актов. Например, должностные лица, обладающие специальным статусом (депутаты, кандидаты в депутаты и т.д.), в отношении которых не могут быть произведены административно-процессуальные действия, имущество, в отношении которого не могут быть произведены арест или изъятие.

Во-вторых, исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности РФ. Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, согласно которой основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. При этом под угрозой национальной безопасности следует понимать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

В-третьих, запрос о правовой помощи не исполняется в случае, если аналогичные запросы государственных органов РФ не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности. Данное правило действует и в случаях, когда на основании имеющегося международного договора иностранное государство игнорирует запросы со стороны российских государственных органов и должностных лиц. В этом случае нашей страной на основании принципа взаимности запросы иностранных государств должны возвращаться иностранному государству без исполнения.

 

Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования

 

Комментарий к статье 29.1.6

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок действий в случаях совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации.

В таких случаях все материалы возбужденного (ст. 28.1 КоАП РФ) и расследуемого дела об административном правонарушении (ст. 28.7 КоАП РФ) передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

При этом необходимо иметь в виду, что, прежде чем направлять материалы дела об административном правонарушении в Генеральную прокуратуру РФ, должностным лицом должны быть получены достоверные сведения о гражданстве физического лица и принадлежности к иностранному государству юридического лица, данные о выезде иностранного гражданина или законного представителя иностранного юридического лица из Российской Федерации и сведения о невозможности их участия в расследовании и рассмотрении дела об административном правонарушении (об этом свидетельствуют материалы судебной практики в различных регионах РФ).

Таким образом, отсутствие на территории Российской Федерации иностранного гражданина, иностранного юридического лица, законного представителя иностранного юридического лица, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении, делает невозможным осуществление процессуальных действий с их участием (получение объяснений, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении и т.д.), что является основанием для применения положений ст. 29.1.6 КоАП РФ.

  1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Общие вопросы организации международного сотрудничества органов прокуратуры РФ урегулированы Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации».

В целях обеспечения международного сотрудничества в структуре Генеральной прокуратуры РФ было создано Главное управление международно-правового сотрудничества. Оно осуществляет подготовку и направление в иностранные государства запросов об административном преследовании иностранных лиц (иностранных граждан, иностранных юридических лиц), совершивших административные правонарушения на территории Российской Федерации.

  1. В комментируемой статье, так же, как и в ст. 29.1.7 КоАП РФ, используется термин «административное преследование», который не раскрывается ни в КоАП РФ, ни в других нормативных правовых актах РФ.

Вместе с тем термин «административное преследование» активно используется в различных постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ с целью характеристики государственного принуждения (применяемых мер, ограничивающих права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), применяемого в рамках производства по делам об административных правонарушениях, результатом которого становится привлечение к административной ответственности (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова»).

Таким образом, административное преследование можно определить как охранительную деятельность государства, которая осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в установленной процессуальной форме и выражается в применении мер государственного принуждения с целью раскрытия и расследования совершенного административного правонарушения, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 29.1.7

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок привлечения к административной ответственности гражданина РФ, совершившего административное правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, или российского юридического лица, совершившего административное правонарушение за пределами территории Российской Федерации.

В этих случаях основанием для осуществления производства по делу об административном правонарушении будет являться поступивший запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования (об административном преследовании см. комментарий к ст. 29.1.6 КоАП РФ).

  1. Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования российского гражданина или юридического лица рассматривается Генеральной прокуратурой РФ в пределах установленных полномочий. В настоящее время действует указание Генеральной прокуратуры РФ от 12.03.2009 N 68/35 «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств», которое и применяется к данным правоотношениям.
  2. При рассмотрении запроса необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ, согласно которым, во-первых, лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности только в соответствии с действующим КоАП РФ; во-вторых, привлекается к административной ответственности только в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Кроме этого, следует иметь в виду, что лицо, совершившее административное правонарушение вне пределов Российской Федерации, подлежит административной ответственности по российскому законодательству, если совершенное им деяние признается административным правонарушением и в России, и в государстве, на территории которого оно совершено, и если это лицо не было привлечено к административной ответственности в иностранном государстве.

  1. Производство по делу об административном правонарушении и его рассмотрение в случаях, указанных в комментируемой статье, осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ.

Так, суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, установив при этом отсутствие существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. В обоснование своих выводов суд указал, что в рассматриваемом случае освоение обществом квоты палтуса черного в объеме 498,5 т осуществлялось в Конвенционном районе НАФО по разрешению N NF-110002, т.е. вмененное заявителю административное правонарушение совершено в открытой части района Северо-Западной Атлантики (район регулирования НАФО) за пределами Российской Федерации, а с учетом положений ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ общество подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ за совершение нарушения, выразившегося в вылове (добыче) водных биоресурсов в объеме, превышающем объем, указанный в разрешении на вылов (добычу), в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Поскольку к таким актам в рассматриваемом случае относятся Меры сохранения и регулирования (Conservation and Enforcement Measures), которые являются международным договором в области рыболовства, то действия общества, которые признаются нарушениями правил добычи (вылова) в Конвенционном районе НАФО в соответствии с этим международным договором, образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2011 N А42-4732/2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code