Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Глава 29.1. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 29.1.1

 

  1. Правовая помощь является необходимой формой юридической деятельности, которая осуществляется посредством межгосударственного сотрудничества. Существует долгая практика межгосударственного сотрудничества по уголовным, гражданским и семейным делам, что отражается в действующем процессуальном законодательстве РФ. Например, в УПК РФ существует разд. XVIII, посвященный порядку взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
  2. Важнейшими целями правовой помощи следует считать установление всех фактических обстоятельств по каждому делу об административном правонарушении и неотвратимость административной ответственности.

Субъектами правовой помощи являются должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении в Российской Федерации, и должностные лица либо государственные органы иностранного государства.

  1. Основанием для обращения к иностранному государству должна быть необходимость производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ.

В отличие от УПК РФ комментируемая статья не приводит перечень таких процессуальных действий.

К числу административно-процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, запрос о производстве которых может быть направлен иностранному государству, можно отнести: получение объяснений от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от потерпевшего, свидетеля; получение проб и образцов для проведения последующего исследования на территории Российской Федерации; истребование вещественных доказательств и документов; получение результатов применения специальных технических средств; истребование иных сведений, необходимых для правильного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, могут применяться в иностранном государстве, если это специально оговорено в международном договоре.

Например, в соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, заключенным в г. Астане 5 июля 2010 г., таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий производят: опрос лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей; изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения; истребование документов, необходимых для производства по делу; осмотр; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; вручение документов или их копий участникам административного процесса (производства); экспертизу и иные действия.

  1. Согласно комментируемой статье запрос о правовой помощи может быть сделан должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, к должностным лицам также относятся и судьи. Исходя из этого запрос о правовой помощи может быть сделан как должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в том числе и в рамках административного расследования, так и судьей при рассмотрении данного административного дела.

  1. Правовая помощь оказывается в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, а также с учетом оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам.

Под международным договором РФ, являющимся основанием для направления запроса о правовой помощи, надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т.д.) (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ст. 5 указанного Закона положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  1. Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 653 «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» урегулирован порядок заключения соглашений о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств, а также утверждено типовое соглашение о сотрудничестве.
  2. Принцип взаимности как основание для направления запроса о правовой помощи позволяет осуществлять оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Принцип взаимности означает взаимное признание несколькими государствами действия их законов и, как следствие, выполнение определенных действий, содействующих исполнению этих законов, независимо от отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения между государствами в данной сфере.
  3. В международных договорах РФ устанавливается перечень оснований для отказа в оказании правовой помощи.

Например, в соответствии со ст. 13 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены государственные органы, которые уполномочены направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатором запроса о правовой помощи является должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, а исполнителем запроса выступают государственные органы, уполномоченные направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатор запроса обязан направить запрос о правовой помощи по подведомственности, указанной в ч. 2 комментируемой статьи.

Международным договором могут предусматриваться органы, которые также осуществляют межгосударственное взаимодействие. В этом случае действуют правила, установленные международным договором.

Например, согласно ст. 8 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы.

Во всех остальных случаях запрос должен направляться в Генеральную прокуратуру РФ.

Порядок рассмотрения данных запросов в самих судебных и государственных органах, а также последующее их направление в иностранные государства регламентируются ведомственными документами этих учреждений. Например, Приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 утверждены Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи.

  1. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, а также все прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях переписка и обмен информацией в рамках данного Соглашения ведутся на русском языке.

Обязанность по переводу запроса и прилагаемых документов возлагается на инициатора запроса — государственный орган исполнительной власти, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об административном правонарушении, если иное не предусмотрено ведомственными или межведомственными документами.

Переведенный запрос и прилагаемые документы должны быть заверены либо переводчиком, либо исполнителем запроса, в предусмотренных международным договором случаях и тем и другим.

  1. В адрес компетентных органов иностранных государств исполнителями запроса о правовой помощи, как правило, направляются служебные письма (либо поручения). Они подписываются либо руководителем государственного органа (судебного органа), его заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата или специально уполномоченными лицами. В служебных письмах (поручениях) по вопросам правовой помощи дается ссылка на нормы применяемого международного договора, указываются подробные сведения об инициаторе запроса, краткое содержание запроса и результаты его рассмотрения, исходящий номер и дата письма инициатора запроса, другие необходимые данные, а также сведения о соблюдении условий международных договоров в отношении перевода документов на официальный язык запрашиваемого государства.

 

Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи

 

Комментарий к статье 29.1.2

 

  1. 1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к содержанию и оформлению в Российской Федерации запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Если международным договором РФ установлены иные требования к оформлению запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

  1. По общему правилу запрос о правовой помощи составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью.

В международном договоре могут быть предусмотрены и иные формы обмена информацией.

Например, в соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях переписка и обмен информацией в рамках этого Соглашения осуществляются доступными средствами связи, в том числе телефаксимильной и электронной, с обязательной последующей досылкой оригинала почтой.

Следует указать, что запрос о правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть аккуратно оформлены, без исправлений, помарок и заверены гербовой печатью государственного органа.

  1. В запросе о правовой помощи в обязательном порядке указывается наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи. В данном случае имеется в виду государственный орган исполнительной власти, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об административном правонарушении. При этом указываются его точное наименование, юридический и фактический адреса, контактные телефоны, электронная почта, сайт государственного органа, а также руководитель данного органа.
  2. В запросе о правовой помощи должно быть указано наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи. Обычно такие органы указываются в международном договоре РФ. В случае если наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос, неизвестны, то запрос адресуется центральному компетентному органу запрашиваемого государства (правительству, министерству иностранных дел, министерству юстиции, министерству внутренних дел и т.п.).
  3. В запросе о правовой помощи в обязательном порядке указываются наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи.

Под наименованием дела об административном правонарушении следует понимать название соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ; указание на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении; дату принятия и название процессуального акта о возбуждении дела об административном правонарушении.

Характер правовой помощи подразумевает указание предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, которые необходимо произвести на территории иностранного государства; иные процессуальные действия, предусмотренные международным договором; обмен информацией; вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

  1. В случае направления запроса о правовой помощи, связанной с получением объяснений физических лиц, сведений о деятельности юридических лиц, а равно проведении в отношении их процессуальных действий, в обязательном порядке должны быть указаны данные о дате, месте рождения физического лица, его гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и местонахождение.
  2. В запросе о правовой помощи должны быть изложены подлежащие выяснению обстоятельства, которые относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому делу об административном правонарушении. Это способствует правильной и эффективной работе органов и должностных лиц иностранного государства, которые будут исполнять запрос о правовой помощи. Например, если необходимо получить объяснения от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей и потерпевших, целесообразно в запросе четко сформулировать вопросы, которые будут им задаваться.

В запросе о правовой помощи следует также указывать перечень документов, подлежащих истребованию, давать описание вещественных доказательств и других доказательств, которые необходимо получить в ходе процессуальных действий.

  1. Важнейшее значение имеют в запросе о правовой помощи сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения и его квалификация. Это позволяет определить органам и должностным лицам иностранного государства, наказывается ли деяние, в связи с которым поступил запрос, по его административному законодательству. Это позволяет выявлять и пресекать административные правонарушения на территории иностранного государства, изобличать виновных физических и юридических лиц.

Инициатору запроса в обязательном порядке необходимо приложить текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости сообщить сведения о размере вреда, причиненного административным правонарушением.

  1. В запросе о правовой помощи могут указываться и другие дополнительные сведения:

— во-первых, необходимые для своевременного и правильного исполнения запроса;

— во-вторых, предусмотренные международным договором;

— в-третьих, если эти сведения требует иностранное государство.

  1. Следует учитывать, что иностранное государство может допустить представителей российской стороны для участия в процессуальных действиях. Для этого в запрос можно включить данную просьбу об участии в этих процессуальных действиях и заблаговременном извещении должностных лиц российской стороны.

 

Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

 

Комментарий к статье 29.1.3

 

  1. Комментируемая статья говорит о возможности использования доказательств, полученных на территории иностранного государства при исполнении запроса о правовой помощи в производстве по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий: во-первых, легальный источник доказательств, т.е. доказательства должны быть получены и закреплены должностными лицами иностранного государства в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях; во-вторых, доказательства могут быть направлены в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами или на началах взаимности; в-третьих, доказательства должны быть заверены и переданы в установленном порядке. При соблюдении данных условий доказательства, полученные на территории иностранного государства, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ.
  2. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Следовательно, доказательства, полученные на территории иностранного государства, также подлежат проверке на соответствие требованиям относимости, допустимости и достоверности, которые предъявляются ко всем доказательствам в производстве по делу об административном правонарушении.
  3. Под легализацией документов, созданных в иностранном государстве, понимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

В соответствии со ст. 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 5 октября 1961 г. (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Апостилем является специальный штамп, который в соответствии с названной Конвенцией ставится на официальных документах государств — участников Конвенции с целью освободить эти документы от необходимой дипломатической или консульской легализации.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к указанной Конвенции. Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.

Однако проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, из которого представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Данная Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. В качестве официальных документов рассматриваются:

— документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

— административные документы;

— нотариальные акты;

— официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. При этом Конвенция не распространяется на:

— документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

— административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

  1. Для того чтобы доказательства, полученные в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, могли использоваться в производстве по делу об административном правонарушении, необходимо произвести действия, направленные на их процессуальную адаптацию, а именно: перевод протоколов процессуальных действий на русский язык; осмотр предметов и документов, обладающих признаками вещественных доказательств, и приобщение их к материалам дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code