Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Комментарий к статье 27.12.1

 

  1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется к лицам, привлекаемым к административной ответственности (кроме лиц, управляющих транспортными средствами, указанных в ч. ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, если указанное обстоятельство предусмотрено в качестве признака объективной стороны административного правонарушения.

Должностные лица, уполномоченные в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, направляют на медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых ведется производство о соответствующем административном правонарушении, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

  1. О применении обеспечительной меры составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование. В ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлены требования к содержанию указанного протокола. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера.

Минздрав России определяет критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование; устанавливает порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

  1. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование, а копия такого акта вручается лицу, в отношении которого проводилась соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

 

Статья 27.13. Задержание транспортного средства

 

Комментарий к статье 27.13

 

  1. Комментируемая статья определяет задержание транспортного средства как исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 12.21.1 или ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В случае если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в ч. 3 комментируемой статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.

Задержание транспортного средства применяется при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида в случае совершения административных правонарушений, составы которых перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. Перечень таких правонарушений достаточно широк: например, задержание транспортного средства производится при управлении маломерным судном судоводителем или транспортным средством водителем, не имеющими при себе соответствующего удостоверения; осуществлении без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации, управлении транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами; управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств; остановке или стоянке транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним; перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения; невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; невыполнении требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

После устранения причины задержания транспортного средства данная обеспечительная мера не применяется.

  1. Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляют должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ).

Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства. Требования к его содержанию регламентированы в ч. ч. 4 — 6, 8 комментируемой статьи.

Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

  1. Присутствие двух понятых или применение видеозаписи при задержании транспортного средства требуется лишь в случае отсутствия водителя. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств. В иных случаях, например при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, присутствие понятых или применение видеозаписи не требуется, поскольку водитель находится около транспортного средства и при необходимости может самостоятельно внести замечания в протокол о задержании транспортного средства.

Правила перемещения транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, а также его хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортного средства и обеспечения запрещения его эксплуатации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1496.

  1. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 9 комментируемой статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ. При этом соответствующие расходы возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
  2. В ч. 12 комментируемой статьи регламентированы правила возмещения расходов на перемещение и хранение транспортного средства в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду:

— отсутствия события административного правонарушения;

— отсутствия состава административного правонарушения (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

В указанных случаях расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством РФ, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.

 

Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации

 

Комментарий к статье 27.13.1

 

  1. Задержание судна, доставленного в порт РФ, применяется с целью выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Данная обеспечительная мера осуществляется при:

— нарушении правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;

— нарушении правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ;

— самовольном изменении программы ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ;

— самовольном либо с нарушением правил захоронения судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ;

— погрузке, выгрузке или перегрузке на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ добытых минеральных и (или) живых ресурсов без разрешения, если такое разрешение обязательно.

  1. Задержание судна правомочны производить должностные лица пограничных и таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
  2. О задержании судна должностное лицо составляет протокол, его копия вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Требований к содержанию протокола о задержании судна, доставленного в порт РФ, комментируемая статья не устанавливает.
  3. Срок задержания судна не может превышать 72 часа. Исчисление срока начинается с момента составления протокола о задержании судна.

По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном ст. 27.14.1 КоАП РФ.

  1. О задержании иностранного судна в обязательном порядке незамедлительно уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 утверждены Правила хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа. Согласно указанным Правилам:

— хранение задержанного или арестованного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним;

— содержание задержанного или арестованного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна;

— обеспечение безопасной стоянки задержанных или арестованных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, т.е. его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

Правилами также установлено, что возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного или арестованного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного или арестованного судна.

 

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

 

Комментарий к статье 27.14

 

  1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, т.е. направлен на ограничение имущественных прав. Поскольку в силу ст. 209 ГК РФ содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью, то при применении ареста как обеспечительной меры правомочие владения имуществом сохраняется. Собственнику в данном случае запрещается распоряжаться, а в некоторых случаях и пользоваться арестованным имуществом.

Помимо собственников, пользователей и распорядителей, товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Из ч. 1 комментируемой статьи следует, что аресту подвергаются товары, транспортные средства и иные вещи, которые явились орудиями совершения или предметами административного правонарушения. Данное положение закона вызывает дискуссию в части возможности применения ареста и в отношении товаров, транспортных средств и иных вещей, имеющих еще и доказательственное значение по делу.

Целью применения ареста законодатель определил обеспечение сохранности товаров, транспортных средств и иных вещей. Также целью является обеспечение доказательств и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

  1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Тем самым арест отличается от другой обеспечительной меры — изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ).

Данная обеспечительная мера применяется:

1) должностными лицами, уполномоченными производить административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) и составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

2) в присутствии владельца вещей (в случаях, не терпящих отлагательства, в отсутствие их владельца);

3) в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (факт совершения процессуальных действий может как удостоверяться подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств).

Фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств также могут применяться в случае необходимости.

  1. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Требования к содержанию протокола установлены в ч. 4 комментируемой статьи. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.
  2. Лица, совершившие противоправные действия, перечисленные в ч. 7 комментируемой статьи, подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 312 УК РФ). Представляется, что за нарушение запрета распоряжения и пользования арестованным в ходе производства по делу об административном правонарушении имуществом законодателю следует установить административную ответственность.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

 

Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации

 

Комментарий к статье 27.14.1

 

  1. Арест судна, доставленного в порт РФ, производится должностными лицами пограничных и таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Данная обеспечительная мера осуществляется по правилам ст. 27.14 КоАП РФ с учетом положений комментируемой статьи.

  1. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, установлены специальными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 (см. комментарий к ст. 27.13.1 КоАП РФ).
  2. При внесении залога в порядке, предусмотренном ст. 27.18 КоАП РФ, арестованное судно подлежит незамедлительному освобождению.

 

Статья 27.15. Привод

 

Комментарий к статье 27.15

 

  1. Назначением привода как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является обеспечение участия лица, уклоняющегося от явки на рассмотрение дела судьей, органом, должностным лицом.

Привод осуществляется только на стадии рассмотрения дела и представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевременного и правильного его рассмотрения.

Участники производства по делу, перечисленные в ст. ст. 25.1 — 25.4 КоАП РФ, могут самостоятельно распоряжаться своим правом на участие в рассмотрении дела. Однако судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным участие в рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу, законного представителя физического лица и законного представителя юридического лица. В этом случае у перечисленных лиц появляется обязанность явиться на рассмотрение дела.

Привод осуществляется в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Об осуществлении привода судьей, органом, должностным лицом выносится определение, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ.

Применение данной обеспечительной меры в отношении указанных лиц обусловлено задачами производства по делу об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ), для решения которых судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, предоставлено право признать обязательным присутствие при рассмотрении дела физического лица (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ) либо законного представителя юридического лица (ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ), а также установлена обязанность свидетеля явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).

Комментируемая статья не содержит указание на возможность осуществления привода потерпевшего (физического лица или законного представителя юридического лица), уклоняющегося от явки на рассмотрение дела, когда его участие необходимо для полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, что является пробелом в законе. При всем этом осуществление привода представляется возможным и в отношении потерпевшего, поскольку он в силу указания ч. 4 ст. 25.2 КоАП РФ может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ, т.е. по правилам, применяемым в отношении свидетеля, закрепляющим его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Следовательно, в случае неявки без уважительных причин на рассмотрение дела потерпевший может быть подвергнут приводу.

  1. Привод осуществляется:

— органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов:

на основании определения судьи;

на основании постановления должностного лица указанного органа;

— органом внутренних дел (полицией):

на основании определения указанного органа;

на основании определения иного органа, должностного лица.

Порядок осуществления привода определен перечисленными выше федеральными органами исполнительной власти (см., например, Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, подготовленные ФССП России, Приказ МВД России от 21.06.2003 N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code