Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

Комментарий к статье 27.9

 

  1. Досмотром транспортного средства любого вида является его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности. Досмотр осуществляется в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.

Основаниями для досмотра транспортного средства являются:

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции);

— проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции);

— задержание лица, находившегося в транспортном средстве (ч. 6 ст. 14 Закона о полиции).

  1. Досмотр транспортного средства осуществляется:

— лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ;

— в присутствии лица, во владении которого оно находится (в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица);

— при участии двух понятых либо с применением видеозаписи (факт совершения процессуальных действий может как удостоверяться подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств).

  1. Фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств также могут применяться в случае необходимости.
  2. О досмотре транспортного средства составляется протокол, но может быть и сделана соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Требования к содержанию протокола о досмотре транспортного средства регламентированы в ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи. Материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, должны быть приложены к соответствующему протоколу (об административном задержании, о досмотре транспортного средства).

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

 

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

 

Комментарий к статье 27.10

 

  1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется:

— при обнаружении на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства;

— при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов;

— только правомочными должностными лицами;

— в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (факт совершения процессуальных действий может удостоверяться как подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств).

Данная обеспечительная мера направлена на сбор вещественных доказательств и на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.

  1. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

Со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» с 1 сентября 2013 г. водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота в случае совершения административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, не изымается.

  1. В соответствии с ч. 5.1 комментируемой статьи с изымаемых документов изготавливаются копии, которые должны быть заверены должностным лицом, изъявшим документы, и в установленном порядке переданы или направлены лицу, у которого были изъяты документы.
  2. Требования к содержанию протокола об изъятии вещей и документов установлены в ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи. В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Полученные при их применении материалы должны быть приложены к соответствующему протоколу (о доставлении, осмотра места совершения административного правонарушения, об административном задержании, об изъятии вещей и документов, об административном правонарушении).

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается понятыми в случае их участия.

В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

  1. При невозможности хранения изъятых вещей и документов вместе с материалами дела об административном правонарушении применяются особые правила, которые установлены в ч. ч. 10 — 12 комментируемой статьи и конкретизированы в соответствующих актах уполномоченных органов. Например, такими актами являются Приказы: МВД России от 31.12.2009 N 1025 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении», ФСКН России от 30.07.2007 N 238 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении в территориальных органах ФСКН России», ФСБ России от 06.06.2007 N 293 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов по делам об административных правонарушениях, подведомственным пограничным органам», ФТС России от 18.12.2006 N 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях», Роскомнадзора от 08.04.2013 N 377 «Об утверждении Порядка хранения территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении».

Вопрос об изъятых вещах и документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

 

Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей

 

Комментарий к статье 27.11

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи приведены случаи, когда оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей является обязательной. Изъятые вещи подлежат оценке в случае, если:

1) нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей;

2) изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение;

3) изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.

  1. Стоимость изъятых вещей, явившихся предметами административного правонарушения, согласно ч. 2 комментируемой статьи, определяется:

— на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены;

— в остальных случаях — на основании их рыночной стоимости;

— в отношении изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (в силу ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования);

— в случае необходимости — на основании заключения эксперта (Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Вместе с тем поскольку проведение оценочной экспертизы для определения стоимости изъятых товаров не является обязательным, то стоимость изъятых вещей может определяться на основании их рыночной стоимости, в том числе на основании справки эксперта.

  1. Согласно ч. 3 комментируемой статьи пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Банка России.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранной валютой являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

 

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

 

Комментарий к статье 27.12

 

  1. Комментируемая статья содержит сразу три меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) отстранение от управления транспортным средством;

2) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

3) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством как обеспечительная мера направлено на пресечение длящегося административного правонарушения и применяется в случаях, когда:

— имеются достаточные основания полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения;

— транспортным средством управляет водитель, не имеющий при себе документов на право управления транспортным средством, регистрационных документов на транспортное средство;

— водитель управляет транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

— транспортным средством управляет водитель, не имеющий права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

— транспортным средством управляет водитель, лишенный права управления транспортными средствами.

После устранения причины отстранения от управления транспортным средством данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяется. Например, водитель предъявил документы на право управления транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство, произошло вытрезвление водителя либо управление передано другому трезвому водителю, имеющему право на управление транспортным средством.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в случаях, когда:

1) в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения;

2) в отношении лица вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов. Названные Правила устанавливают порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида.

Достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Росздравнадзором, поверенных в установленном порядке Ростехрегулированием, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции проводят отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на один литр (мг/л) выдыхаемого воздуха (см. примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).

Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (форма акта утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676). Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не требуется составлять в случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по содержанию комментируемой статьи не относится к обеспечительным мерам, однако о таком процессуальном действии составляется соответствующий протокол.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи определены должностные лица органов, правомочных осуществлять отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в присутствии понятых или с применением видеозаписи. Таким образом, факт совершения процессуальных действий может как удостоверяться подписями понятых в соответствующих процессуальных актах, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующие процессуальные акты, с учетом конкретных обстоятельств.

  1. О применении рассматриваемых обеспечительных мер (отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения) составляются соответствующие протоколы. В ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи установлены требования к содержанию указанных протоколов. Копии протоколов вручаются лицу, в отношении которого применены данные меры.

Минздрав России определяет критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование; устанавливает порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» утверждены форма акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может проводиться только теми индикаторами алкогольных паров отечественного и зарубежного производства, которые разрешены к применению и перечислены в приложении к письму Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 N 6840-ВС «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств».

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются с использованием технических средств измерения, поверенных в установленном порядке (раз в год) Ростехрегулированием, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений.

4. В соответствии с требованиями ч. 7 комментируемой статьи акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code