Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 27.1

 

  1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

  1. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

 

Статья 27.2. Доставление

 

Комментарий к статье 27.2

 

  1. Кодекс относит доставление к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и определяет его как принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 10.1 ч. 1 комментируемой статьи, также как принудительное препровождение используемых для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ судна и других орудий совершения административного правонарушения.

Частной целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, когда составление протокола является обязательным и только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Таким образом, законодатель связывает доставление с необходимостью обязательного составления протокола об административном правонарушении. Следовательно, должны иметься поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, перечисленные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В случае отступления от этого правила должностное лицо органа административной юрисдикции несет ответственность за неправомерное применение данной меры административного принуждения.

Вместе с тем общими целями доставления, присущими ему наряду с другими мерами, могут служить пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.

В ч. 1 комментируемой статьи строго определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции);

— военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

— должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

— должностные лица военной автомобильной инспекции;

— должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;

— должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы РФ;

— должностные лица таможенных органов;

— военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

— должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

— судебные приставы;

— должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Отдельно законодатель указал, что должностными лицами органов внутренних дел (полиции) может осуществляться доставление в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но не перечисленных в комментируемой статье, поскольку последние не наделены Конституцией РФ и федеральными законами правом на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Специально определены и служебные помещения (помещения), в которые может осуществляться доставление, например служебное помещение органа внутренних дел (полиции); помещение органа местного самоуправления сельского поселения; служебное помещение охраны, служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России; помещение военной полиции Вооруженных Сил РФ или воинской части; служебное помещение пограничного органа, в том числе находящееся в порту РФ; служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы; служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: помещение органа, осуществляющего контртеррористическую операцию; служебное помещение суда; помещение органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; помещение муниципального органа или иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения доставляются в порт РФ, а иностранные суда — в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов.

  1. Срок доставления определен как возможно короткий (ч. 2 комментируемой статьи).
  2. О доставлении может быть составлен протокол, но вместо его составления допускается сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. В любом случае фиксация доставления как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении является обязательной. После достижения цели доставления (составления протокола об административном правонарушении) продолжение применения данной меры не допускается.

 

Статья 27.3. Административное задержание

 

Комментарий к статье 27.3

 

  1. Административное задержание является самостоятельным видом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Оно представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица и применяется в исключительных случаях. Частными целями административного задержания являются обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. К общим целям можно отнести пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, выяснение обстоятельств административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность гарантировано ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Поскольку административное задержание направлено на ограничение такого права, то его применение строго регламентировано Кодексом.

— Во-первых, административное задержание применяется к физическому лицу только в исключительных случаях и при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

— Во-вторых, по общему правилу административное задержание может применяться к физическому лицу, если ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

— В-третьих, названная мера может применяться в ходе производства по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, вне зависимости от предусмотренности административного ареста в качестве одной из мер административного наказания.

— В-четвертых, административное задержание вправе осуществлять строго определенный круг должностных лиц органов исполнительной власти. Перечень таких лиц несколько отличается от тех, которые вправе осуществлять доставление. Вместе с тем должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут применять административное задержание в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но не перечисленных в комментируемой статье. Это обусловлено тем, что последние не наделены Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Правом применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении КоАП РФ наделил: должностных лиц органов внутренних дел (полиции); старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России; должностных лиц военной автомобильной инспекции, пограничных и таможенных органов; должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; должностных лиц, осуществляющих контртеррористическую операцию; судебных приставов. Конкретные перечни должностных лиц, имеющих право проводить административное задержание, устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Например, такие перечни утверждены Приказами МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», ФСКН России от 31.05.2010 N 208 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

— В-пятых, об административном задержании уведомляются:

1) в кратчайший срок родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник по просьбе задержанного лица о месте его нахождения;

2) в обязательном порядке родители или иные законные представители несовершеннолетнего;

3) незамедлительно военная полиция Вооруженных Сил РФ или воинская часть, в которой проходит военную службу (военные сборы) военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;

4) незамедлительно орган или учреждение, в котором проходит службу задержанный, имеющий специальные звания сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов;

5) незамедлительно секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ.

— В-шестых, задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ с обязательной отметкой об этом в протоколе об административном задержании.

  1. Поскольку в силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном задержании, то следует учитывать особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ). Также следует учитывать, что вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ).

3. Действия должностных лиц в связи с применением административного задержания могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства в случаях, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, о чему указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.06.2009 N 9-П. Вместе с тем не исключается проверка правомерности административного задержания и непосредственно в ходе рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code