Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 26.9

 

  1. Указанные в гл. 23 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, имеют в регионах либо подчиненные им по вертикали органы исполнительной власти субъектов РФ, либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  2. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу, может направлять запросы в соответствующие территориальные органы. Направляя запрос на получение документов, которые могут стать письменными доказательствами, должностное лицо обязано перечислить эти документы. Необходимо также указать основания, по которым должностное лицо считает, что документы находятся в этом территориальном органе. Направляя запрос на получение объектов, которые впоследствии могут получить статус вещественных доказательств, должностное лицо обязано описать соответствующие вещи и также указать основания возможности их получения в данном территориальном органе. Законодатель ничего не говорит о форме такого запроса. Очевидно, он должен быть письменным; для ускорения процедуры его можно направить факсом или в виде электронного документа.

Говоря о том, что запрос по делу подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения этого запроса, законодатель, к сожалению, не определяет, в какой срок территориальный орган при невозможности исполнить запрос должен уведомить об этом его отправителя. Представляется, что это надо сделать незамедлительно, но не позже пяти дней со дня получения запроса.

  1. Должностные лица, осуществляющие производство по делу, вправе поручить совершение отдельных действий (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий) должностному лицу соответствующего территориального органа. Такое поручение должно быть дано в письменном виде (его также можно направить факсом или по электронной почте). При невозможности совершения порученных действий должностное лицо территориального органа незамедлительно сообщает об этом.

 

Статья 26.10. Истребование сведений

 

Комментарий к статье 26.10

 

  1. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе истребовать сведения, необходимые для его разрешения. Законодатель не ограничивает это право возможностью истребовать сведения лишь в государственных и муниципальных органах, организациях, учреждениях. Помимо таких субъектов любой формы собственности, судья, орган, должностное лицо могут истребовать необходимые сведения также в общественных объединениях (как наделенных правами юридического лица, так и не имеющих такого статуса) и у граждан. Какие сведения истребуются, решают сам судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело. Об истребовании сведений они выносят определение.
  2. Если в ходе подготовки дела к рассмотрению выяснится, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения следует получить дополнительные документы и иные доказательства, судье, органу, должностному лицу необходимо их истребовать.

Согласно комментируемой статье истребованные сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня, когда получено определение об их истребовании, а если совершенное правонарушение влечет административный арест или административное выдворение — незамедлительно. Однако далеко не каждый субъект, у которого истребуются сведения, знает, какие правонарушения влекут административный арест или административное выдворение, и способен в необходимой степени оценить полноту и конкретность изложенных в его ответе материалов. В связи с этим в сопроводительном письме к определению (или даже в самом определении) целесообразно указать не только срок направления запрашиваемых сведений, но и примерные структуру ответа и перечень вопросов, которые должны быть в нем отражены (а также сроки и форму уведомления о невозможности представить истребованные сведения).

  1. При невозможности представления истребуемых сведений организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом лицо, вынесшее определение. Закон не уточняет срок и форму уведомления гражданами судьи, органа, должностного лица о невозможности представления истребуемых сведений. Что касается срока такого уведомления, то здесь, видимо, целесообразно придерживаться трех дней, установленных законом для организаций. Возможная форма уведомления (письменная, устная при личной явке, по телефону) может быть определена самим судьей, органом, должностным лицом.

 

Статья 26.11. Оценка доказательств

 

Комментарий к статье 26.11

 

  1. Оценка доказательств является логическим процессом установления относимости и допустимости доказательств (о понятиях относимости и допустимости доказательств см. комментарий к ст. 26.2 КоАП РФ), наличия и характера связей между ними, определения значения и путей использования доказательств для установления истины по делу. Оценить доказательства — значит, прийти к обоснованному выводу об относимости и допустимости и на этой основе — достоверности или недостоверности фактических данных, о существовании обстоятельств, устанавливаемых этими данными, и об их значении для дела. Оценке подлежат и каждое, и все собранные доказательства в целом. Доказательства оцениваются на всем протяжении производства по делу.
  2. При оценке доказательств судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, руководствуются внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, что эти лица, непредвзято изучая все представленные доказательства, самостоятельно решают вопрос об их достоверности или недостоверности (истинности или ложности сведений). В связи с этим исключается любое воздействие на судью, орган, должностное лицо.
  3. При оценке доказательств необходимо исходить из их равенства. Ни одно из них не может иметь большей или меньшей доказательственной силы. Например, при оценке показаний свидетеля по делу и заключения эксперта нельзя предполагать, что последнее будет иметь большее доказательственное значение. При этом никакие доказательства, в том числе заключение эксперта, не могут быть положены в основу выводов, если они противоречат остальным материалам дела.
  4. Результаты оценки судьей, органом, должностным лицом всей совокупности доказательств следует отразить в постановлении по делу. В необходимых случаях в постановлении должно быть указано, на основании каких доказательств принято соответствующее решение и какие доказательства были сочтены не относящимися к делу. Такая информация может потребоваться органу или должностному лицу, рассматривающему жалобу на данное постановление.
  5. Если судья, орган, должностное лицо в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению придут к выводу, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения необходимо получить дополнительные документы и иные доказательства, они должны истребовать соответствующие сведения в порядке ст. 26.10 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code