Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 25.6. Свидетель

Комментарий к статье 25.6

 

  1. Показания свидетелей являются таким источником доказательств, отсутствие которых невозможно восполнить никакими другими доказательствами. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, нарушениями Правил дорожного движения, неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции и др.
  2. Законодатель исключил положение, ранее существовавшее в КоАП РСФСР, о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 комментируемой статьи это конституционное положение, законодатель определил в примечании к рассматриваемой статье круг близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки). Статьей 51 Конституции РФ установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В то же время закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников; их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетелей, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу.

  1. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении, являются фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, значимые для дела (данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др.).
  2. В качестве свидетелей могут быть вызваны работники полиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали лиц, в отношении которых ведется производство по делу, произвели личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства, а также присутствовавшие при этом понятые (например, в связи с пробелами в соответствующих протоколах). Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания подростка.
  3. По правилам комментируемой статьи может быть опрошен и потерпевший, хотя в таком положении нам видится серьезное законодательное противоречие (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ).
  4. При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств специалисты, эксперты или переводчики подлежат отводу (см. комментарий к ст. ст. 25.12 и 25.13 КоАП РФ). Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетелей.
  5. В необходимых случаях свидетелями могут быть и несовершеннолетние, а в исключительных случаях — малолетние (младше 14 лет). При этом, однако, должны быть выяснены степень их развития, другие данные (вплоть до психологической экспертизы), необходимые для правильной оценки их показаний. Малолетних свидетелей рекомендуется опрашивать в привычной для них обстановке, делая частые перерывы. При опросе свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.
  6. Комментируемой статьей не установлен запрет на привлечение в качестве свидетелей лиц, имеющих психические заболевания или расстройства. Вопрос о возможности правильного восприятия ими конкретных обстоятельств и дачи адекватных показаний в случае необходимости решается с помощью психиатрической экспертизы.
  7. Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 комментируемой статьи (явиться по вызову, дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы), относятся к случаям вызова его как к судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, так и к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. Если свидетель в своих показаниях ссылается на сведения, полученные им от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, он должен сообщить в своих показаниях, при каких обстоятельствах и где встретился с ними, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. (см. также комментарий к ст. 26.3 КоАП РФ).
  8. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке, которым владеет. Свидетелю, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, бесплатно предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (см. комментарий к ст. 25.10 КоАП РФ).
  9. Свидетель вправе делать замечания по поводу правильности записи его показаний в протокол, должен удостоверить (своей подписью) правильность занесения этих показаний. Это относится как к протоколу об административном правонарушении (если туда заносятся свидетельские показания), так и к протоколу рассмотрения дела коллегиальным органом. Свидетельские показания могут быть также оформлены отдельно от указанных протоколов, подписаны свидетелем и приобщены к делу.
  10. Свидетеля вызывают повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается свидетелю под расписку, а в случае его отсутствия — членам семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вызываются через родителей или иных законных представителей.
  11. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, свидетель несет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Заявление свидетеля о том, что он ничего не знает об обстоятельствах рассматриваемого дела, не может расцениваться как отказ или уклонение от дачи показаний. Если будет доказано, что это заведомая неправда, свидетель может быть привлечен к административной ответственности за дачу ложных показаний.

 

Статья 25.7. Понятой

 

Комментарий к статье 25.7

 

  1. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в предусмотренных гл. 27 и ст. 28.1.1 КоАП РФ случаях осуществляются в присутствии понятых. К действиям, при которых необходимо присутствие понятых, закон относит:

— осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);

— досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

— изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ) и др.

  1. В качестве понятых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица. Недопустимо приглашать в качестве понятых свидетелей либо сотрудников органа, осуществляющего производство по данному делу. В соответствии с комментируемой статьей число понятых должно быть не менее двух. Их пол не имеет значения, кроме личного досмотра, который производится в присутствии понятых того же пола, что и досматриваемый.
  2. Перед осуществлением меры обеспечения производства по делу понятым должны быть разъяснены их права и обязанности. Понятые присутствуют от начала и до конца производства соответствующих действий. Участие понятых фиксируется в протоколе об осуществлении соответствующей меры обеспечения производства по делу (если он составляется) либо в протоколе об административном правонарушении. Понятые вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол. Понятой должен удостоверить в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии тех или иных действий, их содержание и результаты.
  3. Законом не предусмотрена ответственность за отказ от выполнения обязанностей понятого. Однако если понятой должен быть опрошен в качестве свидетеля, за отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ, он несет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
  4. Комментируемой статьей не установлено также, что понятой несет ответственность за подписание заведомо неправильного протокола. Представляется, что в таком случае он должен отвечать аналогично тому, как это предусмотрено ст. 17.9 КоАП РФ для свидетеля, специалиста и эксперта.

 

Статья 25.8. Специалист

 

Комментарий к статье 25.8

 

  1. Законодатель не определяет понятия «специальные познания», «специальные знания». В юридической литературе под этими терминами обычно понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта. Не относятся к специальным общеизвестные знания.

В правоприменительной практике специальные знания используются как в процессуальной, так и в непроцессуальной формах (консультативная и справочная деятельность сведущих лиц, производство ими предварительных исследований материальных объектов и т.п.). Под процессуальной формой понимается как назначение и производство экспертиз, так и привлечение специалиста к участию в следственных и судебных действиях.

В отличие от эксперта, имеющего дело с уже собранными доказательствами, в результате изучения которых он получает новые, ранее неизвестные фактические данные, специалист может содействовать обнаружению, закреплению и изъятию доказательств. Он должен обращать внимание судьи, органа и должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, на соответствующие обстоятельства и тем самым оказывать им необходимую научно-техническую помощь, способствовать полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

  1. Лицо, привлеченное в качестве специалиста, должно отвечать трем условиям: быть совершеннолетним; обладать необходимыми специальными знаниями и навыками; быть незаинтересованным в исходе дела. Специалист может привлекаться на любой стадии производства по делу.
  2. По смыслу комментируемой статьи специалиста могут привлекать как те субъекты административной юрисдикции, которые не обладают специальными знаниями, так и те, которые по своему статусу такими знаниями должны обладать. К первой группе субъектов следует отнести судей (ст. 23.1 КоАП РФ), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 22.1 КоАП РФ).

Однако по большинству составов правонарушений субъекты административной юрисдикции сами являются специалистами в данной области. Это объясняется спецификой большинства административных правонарушений: выявить признаки их состава, обнаружить, закрепить и изъять доказательства возможно только в ходе реализации такими должностными лицами своих правоохранительных, надзорных полномочий (например, без специальных знаний должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России невозможно выявить правонарушение в сфере пожарной безопасности, правильно и полно описать его существо, указать, какие правила, нормы и инструкции нарушены). Но если профессиональные знания соответствующих должностных лиц недостаточны, закон допускает возможность привлечения ими других специалистов, обладающих необходимыми знаниями.

  1. Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных знаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. За отказ или уклонение от исполнения этих обязанностей специалист несет административную ответственность. Думается, что такая ответственность оправданна лишь в отношении сотрудников специализированных учреждений (в частности, экспертных). Любые иные специалисты не должны привлекаться к участию в производстве по делу об административном правонарушении без их согласия. Очевидно, установление подобной ответственности противоречит положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда (тем более что многие современные методики обнаружения, закрепления и изъятия доказательств основаны на методах и средствах, неблагоприятно влияющих на здоровье человека).

Законодатель не предоставил также права специалисту отказаться от участия в производстве по делу, если работа, для исполнения которой он привлечен, и вопросы, на которые ему надо будет ответить, выходят за пределы его специальных знаний или если предоставленных ему материалов недостаточно (как это сделано для эксперта в ст. 25.9 КоАП РФ).

  1. Привлечение специалиста к участию в производстве по делу — право, а не обязанность судьи, органа и должностного лица (за исключением случаев медицинского освидетельствования на состояние опьянения). Закон не оговаривает права других участников производства привлекать специалиста, однако лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель могут заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста.

 

Статья 25.9. Эксперт

 

Комментарий к статье 25.9

 

  1. Экспертиза является основной процессуальной формой использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях (о понятиях «специальные познания», «специальные знания» см. комментарий к ст. 25.8 КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо вправе собирать, оценивать и использовать, но не создавать новые доказательства. Эксперт же, имея дело с уже собранными доказательствами, в результате их изучения получает ранее неизвестные органу, назначившему экспертизу, фактические данные, которые не могут быть отражены ни в каком ином документе, кроме заключения эксперта.
  2. О назначении экспертизы судья, орган, должностное лицо выносят определение, в котором указываются: основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта (или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза); вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть определенными и конкретными, а предоставленные в его распоряжение материалы и объекты — пригодными для экспертного исследования. По результатам проведенного исследования эксперт дает письменное заключение, в котором должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта (см. также комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ).
  3. Лицо, привлекаемое в качестве эксперта, должно отвечать трем условиям: быть совершеннолетним; обладать необходимыми специальными знаниями, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения; быть незаинтересованным в исходе дела. Закон не требует, чтобы экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками государственных (или иной формы собственности) экспертных организаций, в качестве эксперта может быть привлечено любое лицо, отвечающее указанным требованиям.
  4. Эксперт обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также объяснить (если потребуется) его содержание. За отказ или уклонение от исполнения этих обязанностей эксперт несет административную ответственность. Думается, что такая ответственность оправданна лишь в отношении сотрудников специализированных учреждений, для которых производство экспертиз является служебной обязанностью. Любые иные лица не должны привлекаться к производству экспертиз без их согласия. Очевидно, установление подобной ответственности для экспертов (точно так же, как и для специалистов) противоречит положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда (см. также комментарий к ст. 25.8 КоАП РФ).

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

  1. Эксперт вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения (в том числе в ходе самой экспертизы); с разрешения судьи, председательствующего в заседании коллегиального органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; указывать в своем заключении на значимые для дела обстоятельства, установленные при проведении экспертизы, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

В ходатайстве о предоставлении дополнительных материалов эксперт должен указать, какие именно материалы и для производства каких исследований ему нужны. Законодатель не определяет форму такого ходатайства, поэтому оно может быть заявлено и устно. В случае рассмотрения дела коллегиальным органом ходатайство эксперта и результаты его рассмотрения указываются в протоколе. При отказе в удовлетворении ходатайства эксперт продолжает исследование, а при невозможности дать заключение — сообщает об этом. Такое сообщение должно содержать доводы и сведения, обосновывающие позицию эксперта.

 

Статья 25.10. Переводчик

 

Комментарий к статье 25.10

 

  1. Выступать на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика могут лица, привлекаемые к ответственности, потерпевшие, свидетели, адвокат, эксперт и другие участники производства по делу (если они не владеют языком, на котором ведется производство). Это, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.
  2. Немые и глухие участники производства по делу нуждаются в лице, которое владеет навыками сурдоперевода, т.е. понимает знаки немого или глухого. Если лицо, участвующее в производстве по делу, обращается с ходатайством к судье, председательствующему на заседании коллегиального органа, должностному лицу, в производстве которых оно находится, о привлечении переводчика, так как не знает язык, на котором ведется производство, необходимо выяснить, какими языками это лицо владеет и на каком языке желает давать показания.
  3. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчиком может быть лицо, которое не заинтересовано в исходе дела, свободно владеет необходимым языком (или навыками сурдоперевода), чтобы обеспечить лицу, заявившему ходатайство о привлечении переводчика, возможность использовать все предоставленные ему права. При этом недопустимо, чтобы какой-либо участник производства по делу (судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство, потерпевший, адвокат, эксперт и др.) одновременно исполнял функции переводчика.
  4. Переводчик вызывается официальным образом повесткой, телеграммой, телефонограммой или иным способом. При этом указываются дело, по которому необходим перевод, время и место его рассмотрения. В соответствии с комментируемой статьей переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и точно порученный ему перевод, удостоверить верность перевода своей подписью. При этом переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. Такая ответственность предусмотрена ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или за уклонение от перевода он также несет административную ответственность.

Между тем представляется, что установление обязанности явиться по вызову и ответственности за отказ от выполнения перевода допустимо лишь для тех лиц, обязательность участия которых в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве переводчика предусмотрена их служебными (должностными) функциями или каким-либо другим актом (например, договором между данным органом и переводчиком). Любые иные переводчики не должны привлекаться к участию в производстве по делу без их согласия, иначе это противоречит положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code