Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 24.6. Прокурорский надзор

Комментарий к статье 24.6

 

Прокуратура в лице Генерального прокурора РФ и назначаемых им прокуроров (в том числе прокуроров районов) осуществляет в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, а также норм международного права, международных договоров РФ) при производстве по делам об административных правонарушениях. Исключением из этого правила являются дела об административных правонарушениях, находящиеся в производстве суда. Полномочия прокуроров определены Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 22 названного Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Полномочия прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении перечислены в ст. 25.11 КоАП РФ, поэтому правила комментируемой статьи должны учитываться вместе с тем, что прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 28.4 КоАП РФ; фактически прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении);

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. ст. 30.10, 30.12 КоАП РФ).

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Анализ законодательства позволяет заключить, что прокурор может быть участником производства по делу об административном правонарушении только в том случае, если он возбуждал дело об административном правонарушении либо если лицом, привлекаемым к административной ответственности, является несовершеннолетний. В этих случаях судья, орган (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), рассматривающие дело, обязаны известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела одним из способов, предусмотренных ст. 25.15 КоАП РФ.

В остальных случаях прокурор не является участником производства по делу об административном правонарушении и извещать его о рассмотрении дела не требуется.

Вместе с тем положения ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающей право прокурора приносить протест, во взаимосвязи со ст. 10 этого же Закона, определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, презюмируют, что прокурор вправе приносить протест на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, даже в том случае, если он не возбуждал дело или лицо, привлекаемое к административной ответственности, не является несовершеннолетним (т.е. когда прокурор не являлся участником производства по делу, но при этом заинтересованный участник производства по делу обратился к нему с просьбой о принесении протеста на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, в защиту своих субъективных прав и законных интересов (см. п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ)). О рассмотрении протеста прокурор должен быть извещен наряду с другими участниками производства по делу об административном правонарушении.

 

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении

 

Комментарий к статье 24.7

 

Применяя положения ст. 24.7 КоАП РФ при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судье, органу, должностному лицу необходимо учесть следующее. Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень всех издержек по делу об административном правонарушении, которые состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта РФ) (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Кроме этого, не относится к издержкам выполнение экспертами и переводчиками работы, входящей в круг их должностных обязанностей. Если же работа, которую эксперт и переводчик выполнили в ходе производства по делу об административном правонарушении, не входит в круг их должностных обязанностей, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, принимают решение об издержках по делу (ч. 4 ст. 24.7 КоАП РФ).

Издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета в случаях:

— если производство велось в отношении физического лица и административное правонарушение установлено КоАП РФ, вне зависимости от привлечения к административной ответственности или прекращения производства по делу;

— если производство велось в отношении юридического лица и административное правонарушение установлено КоАП РФ, когда производство по делу прекращено.

Издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет бюджета соответствующего субъекта РФ в случаях:

— если производство велось в отношении физического лица и административное правонарушение установлено законом субъекта РФ, вне зависимости от привлечения к административной ответственности или прекращения производства по делу;

— если производство велось в отношении юридического лица и административное правонарушение установлено законом субъекта РФ, когда производство по делу прекращено.

В случае привлечения юридического лица к административной ответственности (назначения административного наказания) все понесенные по делу издержки относятся на его счет, за исключением сумм, выплаченных переводчику (эти суммы относятся к издержкам соответствующего бюджета по указанному выше принципу).

Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае если в постановлении по каким-либо причинам не содержится указание об отнесении издержек на соответствующий счет, этот вопрос возможно решить в определении, которое выносится в соответствии с правилами ст. ст. 29.12 — 29.12.1 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code