Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

 

Комментарий к статье 24.1

 

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционного процесса. Легального определения понятия такого производства нормы КоАП РФ не содержат, что является пробелом в законодательстве об административных правонарушениях. Вместе с тем производство об административных правонарушениях обладает всеми признаками административно-юрисдикционного процесса и в то же время имеет присущие только ему специфические черты.

В комментируемой статье определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которые конкретизируют общие задачи законодательства об административных правонарушениях, установленные в ст. 1.2 КоАП РФ.

Сущность задач производства по делам об административных правонарушениях заключается в следующем:

— всестороннее и полное выяснение обстоятельств каждого дела означает, что судья, орган, должностное лицо обязаны выяснить (исследовать) все обстоятельства дела, относящиеся к предмету доказывания (ст. 26.1 КоАП РФ), для чего необходимо заслушать объяснения лиц, перечисленных в ст. ст. 25.1 — 25.4 КоАП РФ, а также выслушать мнение по делу защитника и представителя (ст. ст. 25.5, 25.5.1 КоАП РФ), показания свидетелей (ст. 25.6 КоАП РФ), пояснения специалиста (ст. 25.8 КоАП РФ), заключение и объяснения эксперта (ст. 25.9 КоАП РФ), заключение прокурора (ст. 25.11 КоАП РФ), исследовать вещественные (ст. 26.6 КоАП РФ) и письменные доказательства (ст. 26.7 КоАП РФ), выяснить иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

— объективное выяснение обстоятельств дела заключается в установлении материальной истины по делу, т.е. подлинной картины деяния, дающей основание для применения административной ответственности к виновному лицу, либо освобождения от нее по обстоятельствам, указанным в ст. 24.5 КоАП РФ. Принцип объективности предполагает, что судья, орган, должностное лицо, ведущие производство по делу об административном правонарушении, должны быть беспристрастными, непредвзятыми, в случае необходимости они вправе истребовать доказательства (ст. 26.9 КоАП РФ), иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ), тем самым обеспечить закрепленное в ст. 19 Конституции РФ и получившее непосредственное продолжение в ст. 1.4 КоАП РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение судьей, органом, должностным лицом не только процессуальных сроков, установленных в ст. ст. 28.5, 28.7, 28.8, 29.6, 30.3, 30.5, 30.16, 31.8 КоАП РФ, но также и пресекательного срока — срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного в ст. 4.5 КоАП РФ. Вместе с тем нарушение процессуальных сроков производства по делу об административном правонарушении само по себе не влияет на законность и обоснованность принятых процессуальных актов, если при этом не нарушен срок давности;

— разрешение дела в соответствии с законом означает соблюдение принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ);

— обеспечение исполнения вынесенного постановления также относится к задачам производства по делам об административных правонарушениях и, в свою очередь, означает неотвратимость наказания, что имеет важное значение для эффективного достижения его целей — предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). На исполнение постановления направлено и применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, полный перечень которых содержится в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, также обращено на предупреждение новых правонарушений. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе внести представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, последние, в свою очередь, в течение месяца со дня его получения должны сообщить о принятых мерах (ст. 29.13 КоАП РФ).

 

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

 

Комментарий к статье 24.2

 

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении по общему правилу ведется на русском языке. В то же время Конституция РФ предоставляет возможность республикам устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком РФ (ч. 2 ст. 68). Эти положения нашли свое отражение в ч. 1 комментируемой статьи. Слово «наряду» означает наравне, одновременно, вместе. То есть в случае ведения производства по делу на национальном языке республики одновременно по этому же делу производство ведется и на государственном языке РФ — русском. Одновременное ведение производства на двух языках может быть необходимо при пересмотре постановления и (или) решения в порядке надзора в Верховном Суде РФ, где судопроизводство по всем делам ведется на русском языке (ч. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), а также в случае удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дела по месту его жительства (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Вместе с тем правило двух языков действует только на территории республик, на другие субъекты РФ оно не распространяется.
  2. Право каждого на пользование родным языком закреплено в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика. Таким правом наделены граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Процессуальные документы участвующим в деле лицам должны быть вручены на языке, которым они владеют. Услугами переводчика вправе воспользоваться не только лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но также и потерпевший, и их законные представители, защитник и представитель, свидетели. Глухим или немым участникам производства по делу об административном правонарушении должен быть предоставлен сурдопереводчик.

Обеспечение участия в производстве по делу переводчика (сурдопереводчика) является гарантией защиты прав участников производства, в связи с чем несоблюдение такого права является существенным процессуальным нарушением и влечет за собой отмену постановления и (или) решения, вынесенных по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code