ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМАХ

А.И. Ротар

Необходимо отметить, что в международно-правовых актах правовые категории «доступ к правосудию», «права на доступ к правосудию», «права доступа к суду», «право на доступ к механизмам правосудия», «право на справедливое судебное разбирательство» связываются, прежде всего, с возможностью рассмотрения дела судом и конкретными процессуальными правами, которые принадлежат участникам процесса, при этом все названные понятия можно объединить общей сущностью — «эффективные средства правовой защиты».

Использование различных терминов для обозначения единого понятия в международно-правовых актах мы связываем с тем, что все названные выше категории действительно объединяются единым их предназначением — получение судебной защиты, как средства правовой защиты лиц, права и законные интересы которых нарушены или ограничены; доступ к механизмам правосудия является возможным средством, реализация которого направлена на получение искомой защиты.

На международно-правовом уровне лицо, пострадавшее в результате совершения против него противоправного деяния, которым нарушены его права, законные интересы, честь и достоинство, принято называть «жертвой преступления». Многие международно-правовые акты содержат в себе отдельные аспекты, тем или иным образом связанные с вопросами защиты жертв преступлений и необходимости оказания им помощи, что в своей совокупности позволяет говорить о закреплении на международном уровне основ для последующего национального формирования статуса лица, потерпевшего от преступления.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В случае их противоречия приоритет отдается нормам международного права.

Положения, характеризующие доступность правосудия содержатся в международных нормах, и, начиная с принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека идея беспрепятственного доступа к суду была признана в качестве одной из фундаментальных [1, с. 173].

Международным сообществом признается право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Так, ст. 10 Всеобщей декларации содержит гарантии
права на судебную защиту и устанавливает отдельные элементы права на доступ к правосудию — право на рассмотрение дела гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Данная норма является выражением права на справедливое правосудие, и предоставляет каждому человеку для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, право на основе полного равенства на рассмотрение его дела гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом». Названные нормы распространяются как на лиц, обвиняемых в совершении преступления, так и на потерпевших, а также на всех, кто нуждается в защите нарушенных прав.
4 ноября 1950 г. была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод [6], представляющая собой один из наиболее важных документов, создавших международные стандарты в области прав человека. Включая в себя множество положений, направленных на установление гарантий правового статуса личности, ст. 6 Конвенции посвящена праву на справедливое судебное разбирательство, в ч. 1 сказано: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Прямо в ст. 6 Европейской конвенции не предусмотрено право на доступ к правосудию, однако в ней нашли закрепление другие процессуальные права, которые объединяет одно положение — право на обращение в суд за судебной защитой, право на суд, на возбуждение судебного производства. К аналогичному выводу приходит Л.С. Мирза, отмечая, что из смысла ст. 6 Конвенции была выведена так называемая «скрытая норма» — право на доступ к правосудию, т. е. право на обращение в суд по гражданским и уголовным делам [8, с. 24].

Таким образом, сформулированное в ст. 6 Европейской конвенции право на доступ к правосудию неотделимо от права на суд, права на судебную защиту, поскольку правом на доступ к правосудию в международном праве признается право человека на обращение в суд.

Э. Гротрайан называет три элемента права на суд», закрепленного в ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции: право на рассмотрение спора независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; право на рассмотрение в суде споров о гражданских правах; право на доступ к правосудию [2, с. 110]. То есть, право на доступ к правосудию, сформулированное Европейским судом по правам человека, неотделимо от права на суд, права на судебную защиту.

Таким образом, право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство является общеправовым принципом и имеет универсальный характер, поскольку распространяется на различных участников правоотношений, как в сфере гражданского, так и в сфере уголовного судопроизводства на потерпевшего, гражданского истца, подсудимого, гражданского ответчика.

В уголовном судопроизводстве все действия и решения должностных лиц должны быть направлены на обеспечение потерпевшему предусмотренных ему внутренним законодательством прав, в итоге, проведенное расследование должно привести к возможности получить защиту в судебных стадиях в результате судебных процедур, что и есть — справедливое судебное разбирательство.

Таким образом, право потерпевшего на доступ к правосудию — важнейшая составляющая права на справедливое судебное разбирательство.

В ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [7] также сформулировано несколько положений, гарантирующих человеку право на судебную защиту и на доступ к суду (право на справедливое судебное разбирательство), в частности, право на рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В Пакте закреплено важное положение — государства-участники обязаны обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой
защиты; при этом право на правовую защиту должно быть обеспечено компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства; также отмечена обязанность развивать возможности судебной защиты (абз. «а», «б» п. 3 ст. 2).
24 мая 1985 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1998/57 была принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, которая признает право потерпевших на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб согласно национального законодательства. В Резолюции отмечено, что государства-члены должны принимать необходимые меры по осуществлению положений Декларации в целях обеспечения должных прав жертв преступлений и злоупотреблений властью, обеспечения правосудия [3].

Статья 1 Декларации определяет «жертву преступления» (потерпевшего) как физических или юридических лиц и организаций, которым посредством преступного действия или бездействия был причинен определенный законом существенный вред, выраженный в переживании ими нравственных и эмоциональных страданий,получении телесных повреждений или претерпевании ими имущественного ущерба; при этом жертвами преступления могут быть признаны не только непосредственно сами пострадавшие от преступления лица, но, в определенных случаях, также их близкие родственники или иждивенцы непосредственной жертвы, а также лица, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении.

Содержащееся в данной норме определение общепринято считать уголовно-правовым, а не уголовно-процессуальным, которое является более узким; понятие жертвы преступления позволяет говорить о наличии у нее прав независимо от оформления процессуального решения об этом должностными лицами.

В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений отдельно выделены такие принципы, как право потерпевшего на возмещение ущерба и убытков со стороны государства, право на скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб с помощью официальных и неофициальных процедур, осуществляемых административными и судебными органами, поэтому государство обязано предоставить потерпевшим беспрепятственный доступ к механизмам осуществления скорого правосудия, но также предоставить юридическую гарантию полного возмещения причиненного им преступлением ущерба.

В Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которые носят рекомендательный характер, неоднократно указывается на необходимость государств-членов принимать все возможные меры к реализации положений об обеспечении доступа к правосудию и справедливому разбирательству на практике, что является одним из основных признаков любого демократического государства [9].

Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R 85 (11) от 28.06.1985 г. «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса»[10] указывает на необходимость укрепления доверия потерпевшего к уголовному правосудию, на уде- ление большего внимания потребностям потерпевшего на всех стадиях процесса, для чего необходимо обеспечить потерпевшему возможность получения информации о результатах расследования (п. 3), в частности, об окончательном решении, касающемся возбуждения уголовного преследования (п. 6); также потерпевшему должно быть предоставлено право обжалования решения компетентного органа о невозбуждении уголовного дела и на прямое обращение в суд. В данном документе сказано, что основной и приоритетной функцией уголовного судопроизводства является обеспечение нужд и защита интересов потерпевшего без ущемления достоинства и прав обвиняемых и подсудимых, с этой целью государства — члены Совета Европы должны реформировать свое законодательство и правоприменительную практику по защите прав, интересов и притязаний потерпевших лиц.

24 мая 1989 г. были разработаны рекомендации по осуществлению Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1985 г. (Резолюция Экономического и социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 57.) В них содержатся обращения к государствам принять законодательные и правоприменительные меры по упрощению доступа жертв преступлений к механизмам правосудия в целях своевременного получения ими компенсаций; разработка мер по защите потерпевших от злоупотреблений,клеветнических обвинений или запугивания их со стороны других участников уголовного процесса [5, с. 37].

Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая 9 декабря 1998 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 53/144 [4], подчеркивает, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государстве. При этом каждое государство должно обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод (ч. 2 ст. 2). В данном документе также закреплено, что каждый человек — индивидуально и совместно с другими — имеет право пользоваться эффективными средствами правовой защиты и быть под защитой в случае нарушения этих прав; в этих целях каждый человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, созданный на основании закона, рассчитывать на ее своевременное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа в соответствии с законом решение, предусматривающее меры по исправлению положения, включая любую надлежащую компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также право на принудительное исполнение этого решения или постановления без неоправданной задержки (ст. 8, 9).

В Хартии европейской безопасности, принятая в Стамбуле 19 ноября 1999 г. [13, с. 829] главной идеей высказано намерение оказать помощь потерпевшим, содействовать принятию и укреплению законодательства для привлечения к уголовной ответственности виновных и усиления защиты потерпевших.

Не менее важное значение имеет принятие актов, регулирующих отдельные вопросы, касающиеся возмещения причиненного потерпевшему вреда. Так, 24 ноября 1983 г. была принята Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений [12, с. 81-85] (предложено разработать систему возмещения государством ущерба пострадавшим, особенно в случае, если преступник не известен или не имеет средств).

Римский статус Международного уголовного суда, принятый 17 июля 1998 г. [11], закрепил в числе полномочий Палаты предварительного производства — обеспечение защиты и неприкосновенности частной жизни потерпевших и свидетелей; порядок производства выплаты компенсации лицам, потерпевшим от преступных посягательств (суд устанавливает возмещение вреда потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию, определяет размеры причиненного ущерба и устанавливает размер соответствующей компенсации).

Как следует из рассматриваемых международных норм — права потерпевших сводятся не к предположительному доступу к правосудию в виде получения возможной защиты нарушенных и ограниченных преступным посягательство прав, а состоят в конкретных мерах, которые должны быть приняты силами государства и заключаются в обеспечении определенных гарантий. В их числе: обязанность государства обеспечить беспрепятственный доступ к средствам правовой защиты; обеспечение доступа к правосудию и справедливому разбирательству на практике; уделение большего внимания потребностям потерпевшего на всех стадиях процесса; обеспечение нужд и защита интересов потерпевшего; намерение оказать помощь потерпевшим; упрощение доступа жертв преступлений к механизмам правосудия в целях своевременного получения ими компенсации; каждое государство обязуется обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод.

Таким образом, мы приходим к выводу, что международно-правовые акты закрепляют не столько право потерпевших на доступ к правосудию, сколько совокупность прав потерпевших, из которых складывается его правовой статус, и в целом можно отметить, международные нормы, содержащиеся в разрозненных источниках, в своем единстве образуют основу института — «права на доступ к правосудию».

Анализ международно-правовых актов позволил прийти к выводу, о том, что защита участников уголовного судопроизводства, и, потерпевшего в частности, как лица, пострадавшего в результате совершения против него преступных деяний, является приоритетной задачей мирового сообщества с середины XX в. Международные нормы закрепляют и гарантируют совокупность прав потерпевшего лица, которые в целом формируют его статус и свидетельствуют о закреплении общего права на доступ к правосудию.

Библиографический список

1. Абросимова Е. Проблемы свободного доступа к правосудию в РФ / Е. Абросимова // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. — 2000. — № 3 (36). — С. 173.
2. Гротрайан Э. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6 / Э.Гротрайан. — М., 1997. — С. 110.
3. Декларация об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: принята резолюцией 40/34 Генер. Ассамблеи от 29 нояб. 1985 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/power.shtml.
4. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 09.12.1998 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.law.edu.ru/norm/norm/asp?normIP= 1312110-14.03.14.
5. Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе / И.М. Ибрагимов. — М. : Юриспруденция, 2008. — С. 37.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004) // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
Защита прав потерпевших признана межнациональной проблемой, однако только национальные меры каждого отдельного государства могут обеспечить право на доступ к правосудию и получение потерпевшим требуемой защиты. Общий уровень защиты жертв в национальной правовой системе должен быть не ниже уровня, установленного международными нормами.
7. О гражданских и политических правах : Между- нар. пакт от 16.12.1966 г. // Бюл. Верхов. Суда РФ. — 1994.- №12.
8. Мирза Л.С. Доступ к правосудию (уголовно- процессуальные аспекты) : дис. … канд. юрид. наук / Л.С. Мирза. — М., 2004. — С. 24.
9. О юридической помощи и консультациях : резолюция Генер. Ассамблеи ООН № (78) 8 от 02.03.1978 г. // Рос. юстиция. — 1997. — № 6. — С. 3.
10. О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса : рекомендация Генер. Ассамблеи ООН № (85) 11 от 28.06.1985 г. // Рос. юстиция. — 1997. — № 7. — С. 6-7.
11. Римский статус Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г // Собр. законодательства РФ. — 2000. — № 37. — Ст. 3710.
12. Сборник международных документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. — М. : Спарк, 1998. — С. 81-85.
13. Хартия европейской безопасности ОБСЕ // Международные акты о правах человека: сб. док. / под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. — 2-е изд. — M., 2002. — С. 829.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code