Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 23.5. Налоговые органы

Комментарий к статье 23.5

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию налоговых органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В соответствии с Указом Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти МНС России было преобразовано в ФНС России, и ей были переданы его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Минфину России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Руководитель ФНС России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. Количество заместителей руководителя ФНС России устанавливается Правительством РФ.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц налоговых органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель ФНС России, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

 

Статья 23.6. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

 

Комментарий к статье 23.7

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере были переданы Росфиннадзору.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

Росфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Руководитель Росфиннадзора имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Министром финансов РФ.

Структурными подразделениями Росфиннадзора являются управления.

Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (см. Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»).

Согласно п. 5.8 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77, Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

Росфиннадзор рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере бюджетного законодательства.

Однако помимо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, дела об административных правонарушениях в части нецелевого использования денежных средств (ст. 15.14 КоАП РФ) могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц Росфиннадзора и его территориальных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель и его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных органов и их заместители.

 

Статья 23.7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

 

Комментарий к статье 23.7.1

 

Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с анализируемой статьей право рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих бюджетных полномочий, к которым в том числе отнесены правонарушения в части предоставления бюджетных кредитов, предоставлено органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях в бюджетной сфере, совершенных лицами, в отношении которых они уполномочены осуществлять контроль.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе только руководители данных органов и их заместители.

 

Статья 23.8. Таможенные органы

 

Комментарий к статье 23.8

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию таможенного органа по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является ФТС России. Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ.

Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ. Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя ФТС России.

В соответствии с п. 5.44 Положения о Федеральной таможенной службе ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов (см., например, гл. 16 КоАП РФ).

Рассмотрение только одного состава из гл. 16 (ч. 2 ст. 16.1 — сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза) с учетом опасности деяния, суровости санкции, в том числе в виде конфискации, отнесено к безальтернативной компетенции суда.

В соответствии с Приказом ФТС России от 12.01.2005 N 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности регионального таможенного управления в пределах компетенции, определенной положением. Регион деятельности регионального таможенного управления определяет ФТС России.

Согласно этому Приказу региональное таможенное управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с КоАП РФ.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной положением. Регион деятельности таможни также определяет ФТС России.

Таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Таможенного союза и положением. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

Таможенный пост осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования, рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц таможенных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: руководитель ФТС России, его заместители; руководитель структурного подразделения ФТС России, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

 

Статья 23.9. Органы экспортного контроля

 

Комментарий к статье 23.9

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию органов, уполномоченных в области экспортного контроля, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 15 Указа Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Гостехкомиссия России была преобразована в ФСТЭК России, ей были переданы функции по экспортному контролю Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085, ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю подведомственна Минобороны России. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный контроль и межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Федеральную службу по техническому и экспортному контролю возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Количество заместителей директора устанавливается Президентом РФ. Директор организует в ФСТЭК России рассмотрение дел об административных правонарушениях, определяет порядок рассмотрения указанных дел.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц ФСТЭК России и ее территориальных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: директор и его заместители; руководители структурных подразделений ФСТЭК России и их заместители; руководители территориальных органов ФСТЭК России и их заместители.

Должностные лица ФСТЭК России и ее территориальных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20, ч. 4 ст. 19.4, ч. 2 ст. 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле), ч. 2 ст. 19.8 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле) КоАП РФ. Однако в случае необходимости применения конфискации предмета правонарушения (ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ) или дисквалификации должностного лица (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ) они передают дела в суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 23.10. Пограничные органы

 

Комментарий к статье 23.10

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию пограничных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» ФПС России с 1 июля 2003 г. была упразднена, а ее функции были переданы ФСБ России. Охрана Государственной границы РФ с этого времени стала осуществляться пограничными органами и пограничными войсками ФСБ России.

27 мая 2004 г. Президент РФ поддержал предложение директора ФСБ России об исключении из федерального законодательства термина «пограничные войска». Охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа была возложена на пограничные органы ФСБ России, которые в настоящий момент комплектуются лишь военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» утверждена структура органов ФСБ России, в которую в том числе входят управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).

Службу возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Согласно п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федеральной, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960, одной из задач ФСБ России является обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению органов безопасности.

  1. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц пограничных органов, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: директор ФСБ России, его заместители; руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения ФСБ России, их заместители; начальники управлений, их заместители; начальники служб и отрядов, их заместители; начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители; старшие государственные инспекторы РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители; начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов; государственные инспекторы РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров); начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители; государственные участковые инспекторы РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; начальники подразделений процессуальной деятельности, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.
  2. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением: регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17 КоАП РФ); правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18 КоАП РФ); правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19 КоАП РФ); а также связанных с незаконной передачей минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20 КоАП РФ); с невыполнением законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно с воспрепятствованием осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна (ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ), рассматривать могут только директор ФСБ России, его заместители; руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения ФСБ России, их заместители; начальники управлений, их заместители; начальники служб и отрядов, их заместители; начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители; старшие государственные инспекторы РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители; начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code