Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Комментарий к статье 22.1

 

  1. Комментируемая статья определяет и одновременно разграничивает видовые составы субъектов, уполномоченных в судебном либо во внесудебном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях в зависимости от того, каким актом они предусмотрены: КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
  2. Частью 1 анализируемой статьи определен видовой состав субъектов, которые в пределах компетенции, установленной для них гл. 23 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных непосредственно комментируемым законом. Таковыми являются:

— судьи (мировые судьи). При общей подведомственности судьям дел об административных правонарушениях необходимо учитывать также и подсудность таких дел (см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ). Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судебном порядке осуществляется:

— судьями федеральных судов, образуемых в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в соответствии с закрепленной за ними подсудностью:

судьями районных судов в случаях, установленных ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (ч. 2 ст. 34 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»);

судьями арбитражных судов (Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);

судьями гарнизонных военных судов — об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»);

— мировыми судьями, не входящими в систему федеральных судов и являющихся судьями субъектов РФ, об административных правонарушениях, не отнесенных к подсудности федеральных судов (пп. 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемыми на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

— федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Для установления принадлежности того или иного органа к федеральным органам исполнительной власти и их структуры надлежит руководствоваться Указами Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Для уяснения структуры, задач и функций федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов надлежит обращаться к соответствующим федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, положениям о данных органах, а также официальным сайтам конкретного федерального органа исполнительной власти (например, структурные подразделения и территориальные органы МВД России представлены на его официальном сайте http://mvd.ru/mvd/structure1, а правомочие полиции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях закреплено п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции);

— Банк России;

— органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, к которым отнесены: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы;

— органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанные в гл. 23 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 1.3.1 КоАП РФ);

— государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

  1. Частью 2 определен видовой состав субъектов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в пределах полномочий, установленных этими законами. Таковыми являются:

— мировые судьи;

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

— административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

— государственные учреждения, подведомственные соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

 

Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

 

Комментарий к статье 22.2

 

  1. Анализируемая статья определяет общие правила установления должностной категории лиц, которым предоставлено право в пределах своих полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях (должностная подведомственность дел об административных правонарушениях).
  2. Должностные лица, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, рассматривают их от имени соответствующих органов.
  3. От имени федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ, вправе:

— руководители федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

— заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

— иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

  1. От имени органов и учреждений уголовно-исполнительной системы рассматривать дела об административных правонарушениях вправе исключительно их руководители: начальники уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров, арестных домов, колоний-поселений, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений, исправительных колоний общего, строгого или особого режима, следственных изоляторов.
  2. От имени органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанных в гл. 23 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматривают:

— руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, их заместители;

— руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов РФ, и их заместители.

Например, ст. 23.79 КоАП РФ предусмотрено, что руководители (и их заместители) органов исполнительной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ, в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий.

  1. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.
  2. В тех случаях, когда административное правонарушение предусмотрено законом субъекта РФ, дела по нему от имени соответствующих уполномоченных органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.
  3. В соответствии с ч. 7 ст. 22.2 КоАП РФ должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если гл. 23 КоАП РФ или законом субъекта РФ не установлено иное. Иными словами, никто в административном порядке не вправе изменить (уменьшить или увеличить) объем должностной подведомственности дел об административных правонарушениях.

 

Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Комментарий к статье 22.3

 

  1. Комментируемая статья учитывает возможную динамику развития системы и структуры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти в субъектах РФ и посвящена определению подведомственности дел об административных правонарушениях в случаях: упразднения органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; их реорганизации; их переименования.
  2. Положения анализируемой статьи в равной степени касаются случаев упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, вне зависимости от того, каким актом им была установлена подведомственность дел об административных правонарушениях: КоАП РФ либо законом субъекта РФ об административных правонарушениях.
  3. Указанные в ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ случаи упразднения означают полную ликвидацию органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов либо должности должностного лица и отсутствие соответствующих правопреемников.
  4. В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов должности должностного лица до внесения в Кодекс соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи в соответствии с распределенной между ними подсудностью дел об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ).

Подобный случай имел место при упразднении органов, уполномоченных в области финансовых рынков, которые на тот момент в порядке закрепленной за ними ст. 23.47 КоАП РФ подведомственности рассматривали дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 13.25, ч. 1 ст. 14.4.1, ст. 14.24, ч. 2 ст. 14.51, ст. ст. 15.17 — 15.22, ч. ч. 1 — 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. ч. 1 — 3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. ст. 15.28 — 15.31, 15.35, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ.

  1. В случае упразднения указанных в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.
  2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

Так, Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1 июля 2003 г.:

— была упразднена ФСНП России, которая на тот момент согласно ст. 23.6 КоАП РФ рассматривала дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, ч. 3 ст. 14.16, ст. ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ, а ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений были переданы МВД России;

— Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России был преобразован в Госнаркоконтроль России с передачей соответствующих функций.

  1. В случае изменения наименований органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица, указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ, должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

Подобный случай имел место при реформировании органов внутренних дел, в ходе которого милиция 1 марта 2011 г. была преобразована в полицию (см. ст. 56 Закона о полиции), соответственно, и название ст. 23.3 КоАП РФ «Органы внутренних дел (милиция)» было заменено на «Органы внутренних дел (полиция)» без изменения закрепленной за ними самой подведомственности дел об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code