Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

 

Комментарий к статье 21.1

 

  1. Непредставление в военкоматы списков лиц, подлежащих приписке к призывным участкам, — административное правонарушение, посягающее на порядок управления. Должностное лицо, его совершившее, может причинить вред проведению призыва и комплектованию воинских частей.
  2. В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе, Положением о воинском учете, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям. На территориях, на которых отсутствуют такие структурные подразделения, полномочия по осуществлению воинского учета передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов. Такие полномочия именуются первичным воинским учетом.

Полномочия перечисленных выше органов самоуправления, их обязанности по первичному воинскому учету установлены ст. 8 Закона о воинской обязанности и военной службе, а также Положением о воинском учете. Органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны производить постановку на учет граждан, подлежащих призыву, которые прибывают на их территорию на постоянное место жительства или место временного пребывания (на срок свыше трех месяцев); сверять не реже одного раза в год документы первичного учета с соответствующими документами военкоматов, организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами, сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат о всех изменениях в документах.

Обязанности по ведению воинского учета граждан, работающих в организациях (обучающихся в образовательных учреждениях), возложены на их администрацию, которая должна проверять при приеме на работу документы об отношении к военной службе, обеспечивать полноту и качество воинского учета; сверять не реже одного раза в год имеющиеся сведения о воинском учете с документами военных комиссариатов и органов местного самоуправления.

Воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу, не имеющих воинского звания офицера запаса и проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами.

  1. Для осуществления воинского учета органы местного самоуправления, руководители организаций, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица обязаны ежегодно представлять в военные комиссариаты до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших 15 и 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. Невыполнение должностными лицами данных, а равно иных обязанностей, связанных с обеспечением воинского учета, является с объективной стороны бездействием, проявлением безответственности, недобросовестного отношения к служебным обязанностям. Форма вины — умысел или неосторожность.
  2. Субъектами ответственности по комментируемой статье являются должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за военно-учетную работу, руководители учебных заведений, работники отделов кадров предприятий, учреждений, организаций.
  3. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, руководителями отделов и отделений отделов военных комиссариатов) (ст. 23.11 КоАП РФ).

 

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

 

Комментарий к статье 21.2

 

  1. В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе, Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, граждане РФ, подлежащие воинскому учету, должны являться при получении повестки в установленное время в военные комиссариаты района или города, на территории которого они постоянно или временно проживают, для постановки на воинский учет. При этом граждане, подлежащие призыву, для постановки на учет и снятия с учета обязаны лично являться в военкоматы, если они не работают и не учатся.

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

  1. Органы местного самоуправления и администрация организаций (независимо от форм собственности), взаимодействуя с военными комиссарами, обязаны разъяснять гражданам их обязанности по воинскому учету, вести прием граждан по вопросам воинского учета, организовывать оповещение о вызовах в военкомат, обеспечивая возможность своевременной явки по вызовам. Кроме этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву, лечебно-профилактических учреждений, в которые они направляются для медицинского обследования или освидетельствования.

Комментируемая статья предусматривает ответственность должностных лиц организаций и должностных лиц органов местного самоуправления за неоповещение работников об их вызове в военкоматы; необеспечение им возможности своевременной явки по вызову (повестке), а также за чинимые препятствия к явке работников.

Противоправное поведение виновных должностных лиц может выражаться как в их действиях, так и в бездействии и свидетельствовать о недобросовестном отношении к своим обязанностям. Форма вины — умысел или неосторожность.

  1. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть только руководители или другие должностные лица указанных выше организаций и органов.
  2. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11 КоАП РФ).

 

Статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

 

Комментарий к статье 21.3

 

  1. В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете (см. комментарий к ст. 21.1 КоАП РФ) руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
  2. В соответствии с установленным порядком регистрация по месту временного (более трех месяцев) пребывания и по месту постоянного жительства граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета только после постановки этих граждан на воинский учет. Должностные лица, ответственные за регистрационный учет, уполномочены потребовать у лиц, обязанных состоять на воинском учете, военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются уполномоченные должностные лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями. К числу таких лиц относятся должностные лица жилищно-эксплуатационных предприятий и организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд, и др.

Снятие с регистрационного учета граждан по месту их пребывания или месту жительства осуществляется в соответствии с установленным порядком после снятия с воинского учета.

В жилищно-эксплуатационных предприятиях и организациях, у комендантов общежитий, председателей кооперативов или лиц, уполномоченных на ведение паспортной работы, хранятся регистрационные карточки на проживающих. В домах, принадлежащих владельцам на праве личной собственности, регистрация граждан осуществляется в домовых книгах, которые имеются у владельцев.

  1. Органы местного самоуправления обязаны в двухнедельный срок представлять в военкоматы учетные карточки на прибывших граждан, их мобилизационные предписания, списки принятых на воинский учет, а также списки граждан, подлежащих призыву.

В военных билетах граждан, карточках регистрации или в домовых книгах делается отметка о постановке на воинский учет либо о снятии с воинского учета.

Сведения о воинском учете, содержащиеся в домовых книгах, карточках регистрации, должны не реже одного раза в год сверяться с документами воинского учета военных комиссариатов и органов местного самоуправления.

  1. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение является бездействием должностного лица, на которое возложены обязанности, связанные с содействием обеспечению воинского учета по месту жительства граждан.
  2. С субъективной стороны невыполнение установленной Законом обязанности характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектами ответственности по комментируемой статье являются руководители и другие должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, а также ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов.

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11 КоАП РФ).

 

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

 

Комментарий к статье 21.4

 

  1. Рассматриваемые в комментируемой статье правонарушения посягают на порядок управления. Должностные лица, совершающие такие правонарушения, могут причинить вред проведению призыва, комплектованию воинских частей, моральный вред военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу.
  2. На основании Закона о воинской обязанности и военной службе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
  3. Органы записи актов гражданского состояния должны сообщать в двухнедельный срок соответствующим военным комиссариатам о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п. 4 ст. 4 Закона о воинской обязанности и военной службе, а также п. 3 ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
  4. В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны направлять необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет и состоящих на воинском учете. В связи с этим администрация обязана проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты, а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, соответствующие удостоверения; устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете; направлять граждан, подлежащих постановке на учет, в соответствующий орган учета по месту жительства; обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан из числа работающих (обучающихся). О всех призывниках и других гражданах, пребывающих в запасе, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций), администрация обязана сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты.
  5. Невыполнение требований нормативных актов, касающихся обеспечения воинского учета, является результатом недобросовестного отношения должностных лиц к своим служебным обязанностям, их неорганизованности и недисциплинированности. С объективной стороны административное правонарушение характеризуется бездействием должностных лиц. С субъективной стороны — виной в форме умысла либо неосторожности.
  6. Субъектами ответственности по комментируемой статье могут быть только должностные лица соответственно учреждений медико-социальной экспертизы и органов записи актов гражданского состояния, а также руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, руководители учебных заведений, другие должностные лица, пользующиеся правом найма и увольнения, начальники отделов кадров, иные ответственные за ведение воинского учета должностные лица, на которых приказом руководителя возложены обязанности по воинскому учету.
  7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11 КоАП РФ).

 

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

 

Комментарий к статье 21.5

 

  1. Конституция РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Законе о воинской обязанности и военной службе, а также в соответствии с Положением о воинском учете, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609.
  2. Закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что граждане обязаны состоять на воинском учете (за определенными исключениями). Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах — органами местного самоуправления (первичный учет) (см. комментарий к ст. 21.1 КоАП РФ).

Первоначальная постановка на учет мужчин происходит в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17-летнего возраста, а женщин — в течение года после приобретения ими военно-учетной специальности. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.

  1. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ.

Основными задачами военных комиссариатов являются: организация и осуществление воинского учета, координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, проведение проверок организаций по вопросам осуществления воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, проведение при содействии других органов и организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан перед направлением их к месту прохождения военной службы и др.

  1. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу предоставляются в соответствии со ст. ст. 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. Категории лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на действительную военную службу, определяются на основе упомянутого Закона, а также указами Президента РФ.
  2. Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления. Обычно время явки в военный комиссариат указывается в повестке. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность.

Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное независящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, признанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.

  1. Неявка по вызову в военкомат характеризуется сознательным неисполнением гражданской обязанности. Граждане, и прежде всего лица допризывного и призывного возраста, хорошо осведомлены о предъявляемых к ним требованиях, поскольку заранее готовятся к призыву в армию, с ними проводится обязательная подготовка к военной службе, которая включает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»).
  2. Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или иное установленное место, комментируемая статья предусматривает ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета, понимаемого как государственная система регистрации, учета и анализа имеющихся в стране людских — призывных и мобилизационных — ресурсов.
  3. В целях обеспечения воинского учета граждане, в частности, обязаны:

— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

— явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

  1. Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного представления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. ст. 328 и 339 УК РФ).
  2. Субъект административной ответственности — специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

  1. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, начальниками отделов и отделений отделов военных комиссариатов) (ст. 23.11 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code