Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Комментарий к статье 20.26

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности и общества, в том числе охраны жизни и здоровья людей, создания условий для нормального функционирования средств жизнеобеспечения населения.

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забастовки, а также основания для признания забастовки незаконной и определяет виды ответственности за нарушение норм трудового права, указывая в том числе и на административную ответственность.

Согласно ТК РФ в период проведения на законных основаниях забастовки как средства разрешения коллективного спора работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все зависящие от них меры по обеспечению в этот период общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

При этом перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование соответствующей отрасли (подотрасли) экономики по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если функционирует несколько таких профсоюзов, то со всеми. Аналогичный порядок установлен для органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в их взаимоотношениях с соответствующими профсоюзами по утверждению минимума необходимых работ (услуг) по обеспечению безопасности.

Лица, занятые в сфере таких работ (услуг), не имеют права покидать свои рабочие места для участия в забастовке.

Трудовой кодекс РФ, опираясь на нормы Конституции РФ, устанавливает основания, по которым забастовки вообще не допускаются (в период военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, в других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обороны, государственной безопасности, различными видами работ в условиях чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи).

Кроме этого, забастовки не допускаются в организациях, связанных с жизнеобеспечением населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

  1. Объективная сторона правонарушения состоит:

— в самовольном прекращении работы либо оставлении места работы в качестве средства разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом (ч. 1);

— в организации действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи (см. комментарий к ст. 5.40 КоАП РФ).

  1. Субъектом правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей, может быть вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста (работник, заключивший трудовой договор). По ч. 2 данного состава субъектом является организатор этих действий.
  2. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  3. Дела о правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Производство осуществляется в форме административного расследования.
  4. Дела данной категории рассматривают судьи районных судов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции

 

Комментарий к статье 20.27

 

  1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности. Предметом данного правонарушения выступает правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции, урегулированный Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно названному Закону контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Контртеррористическая операция осуществляется силами и средствами органов ФСБ России, а также создаваемой группировки, в состав которой могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Решение о проведении указанной операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо упомянутого органа, либо руководитель территориального органа данного федерального органа (если руководителем федерального органа не принято иное решение).

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим указанной операции на период ее проведения.

Руководитель контртеррористической операции определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим указанной операции, и устанавливает комплекс соответствующих мер и временных ограничений, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении операции.

Решение о введении данного правового режима (включая определение территории (перечня объектов) и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене этого режима подлежат незамедлительному обнародованию.

При введении соответствующего правового режима в порядке, предусмотренном законодательством РФ, допускается применение следующих мер и временных ограничений: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные помещения и на земельные участки, принадлежащие физическим лицам, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен данный правовой режим, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; а также некоторые другие меры и временные ограничения.

При этом на отдельных участках соответствующей территории (объектах) могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс предусмотренных мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

В то же время согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения указанной операции определяется руководителем операции.

При освещении такой операции запрещается распространение в СМИ сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами РФ о государственной тайне и персональных данных.

  1. Объективная сторона правонарушений выражается:

— в неповиновении законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции (ч. 1);

— в несанкционированном проникновении либо попытке проникновения на территорию (объект), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции (ч. 2);

— в воспрепятствовании проведению контртеррористической операции (ч. 3);

— в нарушении главным редактором, редакцией СМИ, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение СМИ, установленных законодательством о СМИ условий освещения контртеррористической операции (ч. 4).

  1. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи, являются граждане, должностные и юридические лица, а по ч. 2 — только граждане.

При этом следует иметь в виду, что в ч. 4 комментируемой статьи установлена ответственность специальных субъектов. Ими являются главный редактор, редакция СМИ, организация, осуществляющая выпуск или распространение СМИ.

  1. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
  2. Протоколы уполномочены составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию (п. 79 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.28. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности

 

Комментарий к статье 20.28

 

  1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства. Приостановление деятельности объединения и организаций урегулированы Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и др.

Во всех случаях решение о ликвидации общественного объединения или запрете деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, о ликвидации религиозной организации или запрете на деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, принимается в судебном порядке.

Решения о приостановлении деятельности указанных объединений и организаций принимают уполномоченные на то соответствующим федеральным законом органы исполнительной власти или прокуроры.

  1. Объективную сторону правонарушения составляют действия физических лиц:

— по организации деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ч. 1);

— по организации деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности (ч. 2).

  1. Субъекты правонарушения — физические лица: организатор деятельности соответствующего объединения, а также иные граждане, участвующие в такой деятельности.
  2. С субъективной стороны форма вины организаторов — прямой умысел, вины иного лица — как правило, умысел или неосторожность.
  3. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), кроме этого, протоколы об этих правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

 

Комментарий к статье 20.29

 

  1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в Интернете на сайте Минюста России. Указанный список также подлежит опубликованию в СМИ.

  1. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, составляет деятельность по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом России и подлежащий опубликованию.

  1. Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  2. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.
  3. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.30. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

 

Комментарий к статье 20.30

 

  1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности и противодействия экстремистской деятельности (экстремизму).
  2. Объективную сторону правонарушения характеризуют нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
  3. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.
  4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.
  5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (п. 91.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.31. Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований

 

Комментарий к статье 20.31

 

  1. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. Предметом правонарушения являются правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые урегулированы Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  2. Объективную сторону правонарушения характеризуют: нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ч. 1); повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования (ч. 2).
  3. Субъектами административных правонарушений являются граждане.
  4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом.
  5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.32. Нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

 

Комментарий к статье 20.32

 

Комментируемая статья (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований») применяется по истечении полутора лет со дня утверждения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требований к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (ст. 3 названного Закона).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code