Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Комментарий к статье 20.20

 

  1. Объектом данного правонарушения являются общественный порядок, общественная нравственность, здоровый образ жизни.
  2. Объективную сторону правонарушения (ч. 1) характеризует потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных Федеральным законом.

Если распитие алкогольной продукции сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ.

  1. Объективную сторону правонарушения (ч. 2) характеризует потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах. При квалификации противоправного деяния по ч. 2 комментируемой статьи необходимо, как правило, располагать заключением эксперта относительно вида наркотических средств или психотропных веществ, употребляемых без назначения врача.
  2. Объективную сторону правонарушения (ч. 3) характеризуют действия, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.
  3. Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.
  4. С субъективной стороны состав рассматриваемых правонарушений образуют умышленные действия виновного.
  5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 20.20 КоАП РФ, рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, — также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63 КоАП РФ). Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 анализируемой статьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

 

Комментарий к статье 20.21

 

  1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, общественная нравственность, человеческое достоинство, а также здоровье и жизнь людей, которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 328-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

  1. С объективной стороны противоправные действия выражаются в появлении лица в общественном месте в состоянии опьянения. При этом не играет роли, где употреблялась алкогольная, спиртосодержащая продукция, другие, перечисленные выше средства, — дома, в гостях, ресторане и т.п. Если они распивались или потреблялись в общественных местах, то в действиях граждан имеет место и правонарушение, предусмотренное ст. 20.20 КоАП РФ.

К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

  1. Для квалификации правонарушения по комментируемой статье не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.
  2. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
  3. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  4. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ

 

Комментарий к статье 20.22

 

  1. Объектом правонарушения являются общественный порядок, человеческое достоинство, общественная нравственность, здоровье и нравственное воспитание подрастающего поколения. На предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому, направлены нормы Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Объективная сторона правонарушения близка к объективной стороне административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ. Объективной стороной анализируемого правонарушения являются действия (бездействия) законных представителей, послужившие причиной нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ.

Комментируемая статья корреспондирует со ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних).

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, необходимо отличать от преступления, выражающегося в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а именно: в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста (ст. 151 УК РФ).

  1. Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с СК РФ и ст. 25.3 КоАП РФ являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего.
  2. Субъективная сторона состава правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не «чужая» вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.
  3. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случае потребления наркотических средств или психотропных веществ — п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  4. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

 

Статья 20.23. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

 

Комментарий к статье 20.23

 

  1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, а также право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ. Объектом посягательства может быть также право граждан и организаций на неприкосновенность информации с ограниченным доступом (врачебная, коммерческая тайна, тайна усыновления и т.д.).
  2. Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, выражающимися в нарушении правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) (ч. 1); в нарушении правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ч. 2). Виды специальных технических средств для негласного получения информации предусмотрены в Перечне и Списке, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» и от 10.03.2000 N 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

Порядок регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, устанавливается ФСБ России.

Органы лицензирования ведут реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

  1. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 20.23 КоАП РФ, могут быть вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

Субъектами ответственности по ч. 1 комментируемой статьи могут быть должностные и приравненные к ним по ответственности лица (руководители, другие работники, осуществляющие управленческие функции, индивидуальные предприниматели), а по ч. 2 — помимо перечисленных лиц, граждане.

  1. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  2. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), ФСБ России (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  3. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, в данном случае — органов ФСБ России (п. 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП РФ), судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а дела по ч. 1 комментируемой статьи — также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ).

 

Статья 20.24. Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности

 

Комментарий к статье 20.24

 

  1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественной безопасности. Предметом посягательства выступают правила производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности.
  2. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия, связанные с использованием в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями.
  3. Субъекты данного правонарушения — физическое лицо, имеющее право осуществлять частную детективную либо охранную деятельность, а также руководитель частной охранной организации (должностное лицо).
  4. С субъективной стороны правонарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом (руководителем), характеризуется умышленной формой вины.
  5. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела данной категории (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
  6. Дела об административных правонарушениях в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, в данном случае — ФСБ России (п. 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ); в отношении частных детективов (охранников) дела рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

 

Комментарий к статье 20.25

 

  1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Предметом посягательства правонарушения выступают правила исполнения административного наказания, урегулированные ст. 32.2 КоАП РФ (исполнение постановления о наложении административного штрафа), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, содержащимися в приложении N 4 к Приказу МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, и др.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 этой статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение 10 суток (а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме этого, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 анализируемой статьи, не составляется в случае, указанном в примечании N 1 к этой статье.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ).

В ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  1. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
  2. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в уклонении от отбывания обязательных работ.
  3. Объективная сторона правонарушения (ч. 5) выражается в нарушении административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
  4. Субъектами правонарушения являются граждане.
  5. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
  6. Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов и учреждений, вынесших постановления о наложении административных штрафов, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме этого, дела о нарушениях по ч. 1 анализируемой статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. ч. 2 и 5 комментируемой статьи, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code