Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Комментарий к статье 19.13

 

  1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере деятельности специализированных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб), в частности нормальный порядок их функционирования и выполнения служебных обязанностей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» к экстренным специализированным службам относятся: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиция; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор».

Необходимо также учитывать Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которым утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Правовой статус специализированных служб экстренного реагирования регулируется отдельными нормативными правовыми актами.

  1. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в вызове гражданином специализированных служб экстренного реагирования без надлежащих оснований. При этом случаи неправильного вызова вследствие добросовестного заблуждения, неверной оценки могут не образовывать состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Вместе с тем в правоприменительной практике такие случаи рассматриваются исходя из всех имеющихся обстоятельств дела.
  2. Субъектами правонарушения являются граждане.
  3. Субъективная сторона правонарушения выражена в умышленной форме вины, т.е. лицо осознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, а именно являются ложными, и желает ими ввести в заблуждение соответствующие государственные органы, препятствуя таким образом их работе.

 

Статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих

 

Комментарий к статье 19.14

 

  1. Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливаются правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

Данным Законом закреплены основные понятия, которые имеют существенное значение для квалификации противоправных действий по комментируемой статье.

— Во-первых, понятие «драгоценные металлы», к которым относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

— Во-вторых, понятие «драгоценные камни», к которым относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

— В-третьих, понятие добычи драгоценных металлов, которая представляет собой извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы; понятие добычи драгоценных камней, под которой понимаются извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.

— В-четвертых, производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

— В-пятых, понятие «аффинаж драгоценных металлов» — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до соответствия их обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

— В-шестых, понятие «рекуперация драгоценных камней» — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.

— В-седьмых, понятие «использование драгоценных металлов и драгоценных камней» — использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях.

— В-восьмых, понятие «специальный учет» — ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.

— И наконец, в-девятых, законом определяется, что включает в себя понятие «операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»:

— действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

— изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;

— перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

— ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности.

Указанные Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих. Они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.

Правила учета и хранения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, а также ведения отчетности об их использовании предусматриваются положениями об этих фондах.

Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней в Банке России и кредитных организациях, а также ведения отчетности об их использовании устанавливаются Банком России.

Следует отметить, что учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении.

Действующими нормативными правовыми актами установлены и иные правила обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями, нарушение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей (см., например, Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»; от 07.06.2001 N 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий»).

Необходимо отметить, что Приказом Минфина России от 28.07.1999 N 201 установлен постоянный государственный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

  1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
  2. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, которые нарушают установленные правила извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий.
  3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

 

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

 

Комментарий к статье 19.15

 

  1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

В паспорте производятся отметки:

— о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;

— об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами ФМС России;

— о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами ФМС России;

— о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) — территориальными органами ФМС России;

— о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, — территориальными органами ФМС России;

— о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации, — территориальными органами ФМС России или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика — соответствующими налоговыми органами.

Отметка о детях (гражданах РФ, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа ФМС России.

Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные законом.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные законом, является недействительным.

Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

  1. Объектом данного правонарушения является установленный порядок идентификации личности гражданина, проживающего по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
  2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в проживании по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), а равно по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).
  3. Субъектами правонарушения являются граждане РФ.
  4. Субъективная сторона правонарушения предполагает вину в форме умысла или неосторожности.
  5. Квалифицирующим признаком по комментируемой статье является совершение вышеуказанных действий в г. Москве и г. Санкт-Петербурге (городах федерального значения).

 

Статья 19.16. Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности

 

Комментарий к статье 19.16

 

  1. Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные законом, является недействительным (по данному вопросу см. комментарий к ст. 19.15 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что в п. 17 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» установлена обязанность гражданина РФ бережно хранить паспорт.

Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган ФМС России.

До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом ФМС России временное удостоверение личности, форма которого устанавливается ФМС России.

  1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок хранения и использования удостоверения личности гражданина РФ (паспорта).
  2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих действий или бездействии, которые привели к утрате документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта):

— во-первых, уничтожение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта);

— во-вторых, порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта);

— в-третьих, небрежное хранение (непринятие необходимых действий, направленных на сохранность) документа, удостоверяющего личность гражданина. Например, потеря паспорта в результате небрежного хранения паспорта. При этом факт обнаружения паспорта впоследствии не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и не является основанием для освобождения виновного лица от административной ответственности.

Между тем при рассмотрении подобных дел необходимо устанавливать, при каких обстоятельствах была допущена утрата паспорта, где он хранился, какие меры принимались для его сохранности, мог ли кто-то совершить противоправные действия (хищение паспорта) и т.д.

  1. Субъектом правонарушения является гражданин РФ, которому выдан в установленном законом порядке паспорт.
  2. Субъективная сторона правонарушения состоит как в форме умысла, так и неосторожности.

 

Статья 19.17. Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог

 

Комментарий к статье 19.17

 

  1. В соответствии с п. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Можно назвать следующие случаи правомерного изъятия паспорта гражданина РФ, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Во-первых, согласно ст. 18 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если выезд из Российской Федерации гражданина РФ ограничен по основаниям, предусмотренным п. п. 3 — 5 ст. 15 названного Закона, его паспорт подлежит изъятию уполномоченными органами и направляется в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Изъятие паспорта гражданина РФ по основаниям, предусмотренным данным Законом, осуществляется судом, следственными органами Следственного комитета РФ, органами внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, пограничными органами федеральной службы безопасности и таможенными органами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ.

Во-вторых, в соответствии с Приказом ФМС России от 11.03.2014 N 178 «Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации» выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию признается паспорт, оформленный с нарушением требований, установленных Административным регламентом Федеральной миграционной службы Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391, а именно:

— оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;

— оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;

— выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;

— выданный лицу, в отношении которого решение о приобретении гражданства РФ отменено уполномоченным органом на основании судебного постановления об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ;

— выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт.

В-третьих, в соответствии с Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при поступлении в следственный изолятор добровольно сданные для хранения подозреваемым или обвиняемым принадлежащие ему деньги зачисляются на его лицевой счет, которые он может использовать по своему усмотрению, а деньги, изъятые у него во время нахождения в следственном изоляторе, зачисляются на его лицевой счет без права пользования. Ценности, драгоценные металлы и изделия из них (драгоценные камни, жемчуг и изделия из них, часы всех видов и марок, ценные бумаги, валюта) сдаются на хранение в финансовую часть (кассу) следственного изолятора. Личные документы (паспорта, документы, удостоверяющие личность, и др.) передаются на хранение в специальный отдел следственного изолятора. Запрещенные к хранению и использованию предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад учреждения либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника следственного изолятора либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт.

В-четвертых, в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.

Законодательством РФ могут быть предусмотрены иные случаи правомерного изъятия удостоверения личности гражданина РФ (паспорта), например, поступление на военную службу, участие в боевых операциях, помещение в психиатрический стационар и т.п.

  1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок использования и обращения удостоверения личности гражданина РФ (паспорта), в частности, законный порядок изъятия должностным лицом документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).
  2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в противоправных действиях по изъятию должностным лицом паспорта в нарушение закона, предусматривающего случаи и порядок изъятия паспорта.
  3. Субъектами данного правонарушения являются должностные лица.
  4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
  5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог.

Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Таким образом, принятие паспорта в залог не допускается и влечет за собой наступление административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

  1. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, принявшие в залог паспорт гражданина РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code