КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМ. Часть 2

Предыдущая страница

Помимо этого, указанный Закон устанавливает понятие электронного средства платежа — это «средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств» (п. 19 ст. 3). Кроме того, дано определение национальной платежной системы, которая представляет собой совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы) (п. 1 ст. 3).

Однако приведенные определения не отражают всей специфики отношений, складывающихся в сфере электронной коммерции. Понятие «национальная платежная система» шире, чем платежная система и тем более — электронная платежная система. Закон достаточно четко устанавливает субъектов электронной коммерции: это оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, платежная система, значимая платежная система и т.д., — тем не менее порядок осуществления платежей с использованием электронных платежных средств зачастую не подпадает под действие закона (например, при приобретении виртуальных объектов в онлайн-играх, социальных сетях и т.д.). Недостатки законодательства создают предпосылки для формирования иных элементов платежных систем, которые, не нарушая закон, несут в себе риски из-за того, что не идентифицируют клиентов.

До настоящего времени в полном объеме не разработаны нормативные документы, фактически регулирующие данные отношения, их роль играют требования к участникам таких отношений, а пробелы законодательства действуют в пользу правонарушителя <14>.

———————————
<14> Термин «пробел законодательства» может характеризовать как полное отсутствие регулирования каких-либо отношений, так и регулирование частичным способом.

 

Владельцы платежных систем заинтересованы в том, чтобы не подпадать под действие законодательных предписаний, в то время как пользователь, наоборот, заинтересован в максимальном регулировании. Пробелы законодательства являются той самой причиной, которая способствует обращению внимания преступников, и эти пробелы активно ими используются.

В настоящее время российским пользователям доступны такие электронные платежные системы, как: WebMoney Transfer, «Яндекс. Деньги», «КредитПилот», «Рапида», E-gold, «Единый кошелек», MoneyMail, Easy Pay, «Мобильный кошелек», Moneybookers RUpay, PayPal. Все они обладают правовым статусом, т.е. зарегистрированы в соответствующем порядке и в некоторой организационно-правовой форме, и позволяют осуществить ряд расчетных операций, которые, по сути, разорваны во времени и пространстве.

В связи с вступлением в силу отдельных положений Закона «О национальной платежной системе» в 2012 г. Центральный банк РФ опубликовал список банков и НКО, осуществляющих деятельность по переводу электронных денежных средств (78 организаций). В их числе «Банк Москвы», «Альфа-Банк», банк «Русский стандарт», а также операторы крупнейших платежных сервисов «Мейл.Ру», «Яндекс. Деньги», «Лидер», «Рапида», QIWI. Надзор за платежными системами с июля 2012 г. возложен на Банк России. С 2010 г. на рынок, который изначально был поделен между тремя платежными системами — Chronopay, Assist и Cyberplat, активно выходят банки: «Райффайзенбанк», «Альфа-банк», «Транскредитбанк», «Банк Москвы» и «Сбербанк».

В практическом плане осуществления таких платежей практически нет проблем, однако их правовое регулирование остается недостаточным, несмотря на принятие Закона «О национальной платежной системе», который расширил возможности использования электронных денег и в целом платежных систем.

Принятие указанного Закона решило часть проблем, связанных с регулированием данной отрасли (урегулирован понятийный аппарат, определен порядок взаимодействия субъектов платежных систем, определен круг ответственности операторов платежных систем, установлены границы взаимодействия операторов с банками и т.д.), но стремительное развитие платежных систем и оборота «электронной наличности» порождает пробелы законодательства, и часть отношений остаются не урегулированными законом (оборот денег в онлайн-играх, социальных сетях; помимо прочего, в настоящее время растет оборот биткоинов). Вследствие этого происходит уход от правового регулирования и ответственности за неправомерное поведение в сфере оборота электронных платежных средств. Подход, который применим к регулированию отношений в другой сфере, здесь без адаптации не работает, он требует одновременного рассмотрения поправок в законодательстве в области связи, финансов, бухгалтерского учета и т.д.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что современные платежные системы включают моментальные платежные системы и системы электронных денег; в некоторых источниках можно встретить деление платежных систем на бескарточные (базируются на платежных системах типа «банк — клиент») и карточные системы. Технология осуществления расчетов одна, однако есть особенности, связанные со спецификой работы отдельных платежных систем. В электронных платежных системах от оборота денег мы переходим к обмену обязательствами в электронной форме, при этом не всегда сами обязательства соответствуют нормам гражданского законодательства, т.е. отношения из одной отрасли права переносятся в другую, в которой не действуют. Вышесказанное подтверждает вывод о том, что «электронные платежные средства» не являются деньгами в том смысле, как их определяет законодатель (нормы Гражданского кодекса), и являются лишь электронной стоимостью (средством учета) наличных и безналичных денег. Электронная стоимость в любом случае привязана к счету, независимо от того, банковский это счет или подобные услуги оказывает небанковская организация. Денежные средства помещаются на этот счет, а клиенту переводится на карту или в электронный кошелек эквивалентная стоимость этих денежных средств, а дальше он использует их по своему усмотрению. Еще раз необходимо подчеркнуть, что расчеты с помощью электронных денег не являются классическими безналичными расчетами и на них не распространяется законодательство о безналичных расчетах. Таким образом, можно отметить, что существует самостоятельная процедура передачи денег, и она в полной мере не урегулирована.

Однако и для безналичной формы существует эмиссия. Электронные платежные средства (по аналогии) можно отнести к разряду безналичных расчетов (т.к. в конечном счете реальные деньги оседают на счете пользователя или владельца системы в банке); опасность состоит в том, что на рынке электронных платежей появляются псевдовалюты и денежные суррогаты, оборот которых не регулируется законом. В настоящее время большое опасение вызывает увеличение оборота биткоинов. Рассмотрим более подробно их характеристику, т.к. они не подпадают под определение Закона «О национальной платежной системе» и во многих странах запрещены.

Биткоин — это децентрализованная анонимная электронная валюта <15>.

———————————
<15> Что такое биткоины и кому они нужны? // URL: http://siliconrus.com/2013/04/bitcoin (дата обращения: 04.08.2014).

 

Идею криптовалюты «b-money» описал в 1998 г. Вей Дай, также свои предложения сделал Ник Сабо под названием Bitgold <16>. В 2008 г. человеком или группой лиц под псевдонимом Сатоси Накамото был опубликован файл с описанием принципа работы одноранговой сети; по его словам, разработка началась в 2007 г., в 2009 г. он закончил разработку протокола и опубликовал программу-клиент, после чего была запущена сеть. В дальнейшем разработку и развитие координировал Гевин Андерсен.

———————————
<16> Виртуальные деньги будут запрещены в России // URL: http://bankir.ru/novosti/s/virtualnye-dengi-budut-zapreshcheny-v-rossii-10076 (дата обращения: 04.08.2014).

 

Согласно «Википедии» bitcoin (от англ. bit — бит и coin — монета) — пиринговая система электронной наличности, использующая одноименную цифровую валюту, которую называют криптовалютой, или виртуальной валютой. Особенностью является то, что сеть полностью децентрализована, не имеет центрального администратора или какого-либо его аналога.

Биткоин может быть использован для оплаты товаров или услуг у продавцов, готовых их принимать; есть возможность обмена на обычные деньги через специализированные площадки. Эмиссия децентрализованная, лимитирована по объему и по времени, распределяется относительно случайно среди желающих, которые используют мощность своего оборудования для защиты платежной системы от повторного расходования средств. Деятельность по обслуживанию системы с возможностью получения вознаграждения в форме эмитированных биткоинов является майнингом (от англ. mining — добыча полезных ископаемых). Базовым элементом указанной системы является программа-клиент с открытым ключом; протоколы клиентов, запущенные на множестве компьютеров, соединяются между собой в одноранговую сеть.

Биткоины обмениваются на обычные деньги аналогично любым другим валютам, однако существенное отличие состоит в том, что биткоины не обеспечиваются реальными деньгами, т.е. они начисляются за работу аппаратного средства и решения неких задач, т.е. с помощью майнинга. Для майнинга нужен компьютер, который будет подбирать 64-значные цифры, причем чаще всего это делается на графическом процессоре из-за более высокой эффективности. Компьютер генерирует случайные числа, пытаясь подобрать ключ к блоку — пачке транзакций по обмену биткоинами. Этот процесс проводится одновременно несколькими участниками сети, победитель получает 25 биткоинов. Система запрограммирована таким образом, чтобы генерировать установленное количество монет в определенный промежуток времени. В настоящее время каждые 10 минут в сети появляется 25 новых биткоинов. Другими словами, при запуске специальной программы компьютер пользователя решает некую математическую задачу, по окончании вычислений на счет пользователя начисляется биткоин. Курс биткоинов нестабилен, за последний год его стоимость колебалась от 100 долл. до 1,1 тыс. долл., а за последние месяцы составляет около 600 долл. По официальным статистическим данным, совокупный объем выпущенных биткоинов оценивается в 8 млрд долл.

Система биткоинов полностью анонимна: у каждого участника есть только адрес кошелька в виде случайно подобранной комбинации цифр и букв. Это означает, что на биткоины можно купить какие-либо нелегальные товары (наркотики, оружие и т.д.). Это еще усугубляется тем, что биткоины не имеют привязки к какой-либо стране, поэтому система предполагает перемещение денег по миру с минимальными затратами.

В августе 2014 г. на едином портале раскрытия проектов нормативных актов появилось сообщение о разработке Минфином России законопроекта, который полностью запретит выпуск и использование в России виртуальных валют <17>. Министерство предполагает запретить выпускать денежные суррогаты в электронном виде и использовать их в качестве платежного средства, а также обменивать на рубли или иностранную валюту. За нарушение запрета предполагается введение административной и (или) уголовной ответственности. Помимо этого, планируется блокировка сайтов, где виртуальные валюты можно выпускать и использовать. Данное решение обосновано тем, что виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа, а неподконтрольность органам власти и децентрализация таких систем привлекает теневой сектор экономики.

———————————
<17> Нургалиев Р.Г. Электронный патруль // Российская газета. 2009. 16 октября.

 

Первоначально с предостережением от использования биткоинов выступил Центральный банк РФ в январе 2014 г., указав, что выпуск денежных суррогатов запрещен. В настоящее время использование криптовалют запрещено в Китае и Таиланде, а, например, в Бразилии они разрешены. Таким образом, при рассмотрении вопросов оборота электронных платежных средств и систем в своей работе мы не рассматриваем вопросы оборота биткоинов и иных псевдокриптовалют.

Любые безналичные расчеты оформляются специальными документами и представляют собой специальный вид операций. При осуществлении безналичных расчетов происходит списание сумм со счета на счет, однако списываются не наличные (материально определенные деньги), а специальные денежные знаки, т.е. безналичные деньги. Таким образом, отсутствует оборот денег, что значительно упрощает процедуру расчетов на значительных расстояниях или в крупных суммах.

Как было доказано выше, системы электронных платежей с самого начала с целью привлечения клиентов мимикрируют под обычную систему платежей. С сайтов, со страниц прессы предполагаемых клиентов электронных платежных систем убеждают, что вместо обычных денег они получают полноценный эквивалент, который соответствует всем характеристикам наличных денег, т.е. вместо обычной формы используется «обычная» электронная наличность, их убеждают, что такая форма наличности совершенно эквивалентна реальной наличности. В ответ на поиск термина «электронная наличность» Google выдает 134 000 статей, это подтверждает факт подмены понятий, что объективно способствует мошенничеству, т.к. такого понятия законодательно не установлено, оно лишь применяется в юридической литературе для обозначения термина. Развитие наличного и безналичного обращения сопровождалось правовым регулированием и обеспечением, а тут — нет. Например, разрешение физическим лицам иметь расчетный счет урегулировано нормами положения ЦБ РФ, а в отношении электронных платежных систем такого регулирования нет. Возникает вопрос, а нужно ли учитывать средства на электронных кошельках физических лиц, например при составлении налоговой декларации, ведь это средства, которые могут быть получены в том числе в виде прибыли. Однако в Налоговом кодексе РФ дан четкий перечень доходов (ст. 208 «Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации») и определены доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения»)); в их состав такие средства не включены, следовательно они не принимаются при налогообложении во внимание. Еще один пример: Федеральный закон «О государственной (гражданской) службе» запрещает иметь анонимные счета, но данное положение не будет распространяться на электронные кошельки.

Нечеткое правовое регулирование приводит к росту нарушений в рассматриваемой сфере. Прежде всего необходимо отметить, что в международном праве определение электронных денег закреплено с 1998 г. В Докладе об электронных деньгах, опубликованном Европейским центральным банком в августе 1998 г., дается следующее определение: «Электронные деньги в широком смысле определяются как электронное хранение денежной стоимости на техническом устройстве, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других фирм, и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения транзакций, а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя». Позднее была принята Директива «О деятельности в сфере электронных денег, пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью», в которой уточнено определение электронных денег — «денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая: хранится на электронном устройстве; эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств; принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами».

С учетом вышесказанного предложим определение электронной наличности. Существующее де-факто определение электронной наличности определяет ее как запись, формально или фактически свидетельствующую о денежных обязательствах одного субъекта платежной системы перед другим. При этом юридически такого обязательства может и не существовать.

Проанализировав предлагаемые различными учеными и практикующими юристами определения, можно предложить обобщенное определение электронной наличности, которое будет отражать всю специфику осуществления таких расчетов. Электронная наличность — это запись, юридически свидетельствующая о взаимных денежных обязательствах субъектов платежных систем. При этом частности работы этой технологии, способы передачи, обработки нас интересуют лишь в той степени, в которой они нарушают право самостоятельно распоряжаться своими средствами одной из сторон или действующее законодательство.

По результатам рассмотрения особенностей функционирования отдельных электронных платежных систем нами сформулировано следующее определение. Электронная платежная система — это юридическое лицо, являющееся самостоятельным участником расчетных отношений, наделенное особым правовым статусом, осуществляющее аккумуляцию, распределение и перераспределение электронных платежных средств от имени клиентов на основании заключенного договора, и (или) операции по вводу и выводу денежных средств посредством специального программного комплекса, компоненты которого выполняются на серверах сети Интернет и конечном сетевом оборудовании пользователя.

Рассматривая особенности действия электронных платежных систем, мы приходим к выводу о том, что в основе электронных расчетов лежит оптимальное развитие и соотношение достижений математики (криптография), техники (компьютеры), финансов (эволюция банковских расчетов), поскольку при отсутствии хотя бы одного элемента осуществление электронных расчетов посредством электронных платежных систем было бы невозможно. При определении электронной наличности мы также опирались на законодательное регулирование всех аспектов.

В основе электронных платежных систем лежит криптография и компьютерные средства, в то время как безналичные расчеты являются главным атрибутом, т.к. выступают прототипом электронных систем.

Основной проблемой сегодня является то, что упор осуществляется на технологическую защиту денег, а не на правовую защиту действия систем.

Внедрение электронных технологий предполагает не только развитие информационного потенциала страны, развитие научно-технического прогресса, удобство граждан, но и может являться мощным инструментом противодействия коррупции, поскольку автоматизация государственных услуг позволит снизить, а со временем и вовсе исключить возможность совершения должностных преступлений <18>.

———————————
<18> Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 2002. С. 216 — 217.

 

Электронные платежные средства и системы могут выступать как предмет преступного посягательства или как средство совершения преступления. Предметом преступного посягательства в этом случае будут средства, находящиеся на счетах в этих системах, информация о клиентах. Признак предмета преступления в составе преступления является факультативным. Предметом преступного посягательства в преступлениях рассматриваемой категории выступают электронные платежные средства, находящиеся на счетах в этих системах, и охраняемая законом информация о клиентах (их персональные данные, реквизиты доступа и т.д.).

С использованием электронных платежных систем могут быть совершены следующие виды преступлений: легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем; кража; мошенничество; получение или дача взятки; незаконное получение кредита и т.п. Количество таких преступлений растет, изменяется их качественный состав, что свидетельствует о значимости и об общественной опасности.

Электронные платежные средства и системы используются в качестве средства совершения корыстного преступления (хищения), и умысел виновного лица направлен на завладение чужим имуществом путем изменения информации либо путем введения в компьютерную систему ложной информации. Электронные платежные системы могут выступать средством совершения в следующих преступлениях: легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем; кража; мошенничество; получение или дача взятки; незаконное получение кредита и т.п.

Результаты анализа электронных платежных систем показали, что информация об электронной системе как предмете преступного посягательства имеет большое значение и представляет значительный интерес в сопоставлении с информацией о работе аналогичных систем. Для получения такой информации следователю необходимо анализировать работу различных электронных систем с точки зрения ввода и вывода наличных средств, обмена различных видов титульных знаков, обмена между системами и т.д. Криминалистически значимой информацией для расследования преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем, будет являться информация относительно способов зачисления денежных средств в систему, способов вывода денег из нее, а также порядок осуществления операций внутри системы.

Таким образом, в качестве обобщения можно выделить две группы информации об электронной платежной системе, необходимой для расследования рассматриваемой категории преступлений и включения в криминалистическую характеристику: минимально необходимый объем информации и максимальный объем информации.

Минимальный объем информации, востребованной при расследовании преступлений, совершенных с использованием электронных платежных средств и систем, составляют сведения о правовом статусе электронной платежной системы, порядке регистрации пользователя, порядке осуществления расчетных и обменных операций, порядке ввода и вывода денежных средств. Такие данные можно получить достаточно быстро путем изучения сведений об электронной платежной системе, находящихся в открытом доступе в сети Интернет в соответствующих разделах сетевого ресурса, созданного для доступа клиентов к системе посредством web-интерфейса, однако такие сведения не имеют доказательственной силы, т.к. получены не в ходе процессуальной деятельности. Необходимо особое внимание уделять соблюдению требований уголовно-процессуального законодательства о получении таких данных в ходе специально предназначенных для этого следственных действий — осмотра места происшествия, обыска, выемки и т.д.

В максимальный объем информации, востребованный при расследовании рассматриваемой категории преступлений, мы считаем необходимым включить сведения о системе учета; об особенностях доступа к электронной платежной системе с помощью сети Интернет; сведения об аппаратных и программных средствах, которые используются при работе конкретной электронной платежной системы; сведения об используемых средствах защиты информации и т.д. Такая информация объективна, когда подтверждается в том числе проведенными экспертизами, сбор таких сведений занимает продолжительное время; вместе с тем такие сведения помогают не только доказать событие конкретного преступления, но и предупредить другие преступления, совершаемые с использованием электронных платежных систем и средств, поскольку отслежены пути и способы оборота денег, выявлены схемы отмывания и обналичивания денег.

Библиография

  1. Вехов В.Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки: монография. Волгоград.: ВА МВД России, 2008.
  2. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 2002.
  3. Логинов Е.Л. Отмывание денег через интернет-технологии: Методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2005.
  4. Мещеряков В.А. Преступления в сфере компьютерной информации: основы теории и практики расследования. Воронеж: ВГУ, 2002. 408 с.
  5. Нургалиев Р.Г. Электронный патруль // Российская газета. 2009. 16 октября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code