Постановление ЕСПЧ от 13.01.2015 «Дело «Элберте (Elberte) против Латвийской Республики» (жалоба N 61243/08). Часть 2

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Соответствующие международно-правовые акты и внутригосударственное законодательство

 

  1. Документы Совета Европы
  1. 11 мая 1978 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию (78) 29 «Об унификации законодательства государств-участников по вопросам изъятия, пересадки и трансплантации человеческих биоматериалов», в которой он рекомендовал властям государств-участников обеспечить, чтобы их законодательство соответствовало приложенным к этой Резолюции правилам, либо принять нормы, соответствующие этим правилам, в составе нового законодательства.

Статья 10 указанной Резолюции гласит следующее:

«1. Изъятие биоматериалов не должно производиться при наличии явных или предполагаемых возражений со стороны умершего, в частности, принимая во внимание его религиозные и философские убеждения.

  1. При отсутствии высказанной или подразумеваемой воли умершего у него может быть произведено изъятие биоматериалов. Однако государство может решить, что изъятие биоматериалов не должно производиться, если после проведения практически возможного расследования, принимая во внимание мнение семьи умершего или в случае смерти неправоспособного лица, взглядов его законного представителя, возражение станет очевидным; кроме того, если умерший был недееспособным лицом, может также потребоваться согласие его законного представителя».
  2. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (документ Совета Европы N 164) является первым международным договором в области биоэтики (далее — Конвенция о правах человека и биомедицине). Она вступила в силу 1 декабря 1999 г. в отношении ратифицировавших ее государств. Латвийская Республика подписала Конвенцию о правах человека и биомедицине 4 апреля 1997 г. и ратифицировала ее 25 февраля 2010 г. Она вступила в силу на территории Латвийской Республики 1 июня 2010 года. Конвенция о правах человека и биомедицине неприменима к случаям изъятия органов и ткани из тел умерших. Она касается изъятия у живых доноров органов и тканей для их трансплантации (статьи 19 и 20).
  3. К Конвенции о правах человека и биомедицине был принят Дополнительный протокол о трансплантации органов и тканей человека (документ Совета Европы N 186). 1 мая 2006 г. он вступил в силу в отношении ратифицировавших его государств. Латвийская Республика данный протокол не подписала и не ратифицировала.
  4. Соответствующие статьи Дополнительного протокола предусматривают следующее:

«Статья 1. Цели

Стороны настоящего Протокола защищают достоинство и личную неприкосновенность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение личной неприкосновенности и других прав и основных свобод в связи с трансплантацией органов и тканей человека…

Статья 16. Свидетельство о смерти

Органы и ткани не могут быть изъяты у скончавшегося человека, если факт его смерти не установлен в соответствии с законодательством.

Врачи, установившие факт смерти человека, не должны ни принимать непосредственное участие в изъятии у него органов или тканей или в последующих процедурах трансплантации, ни осуществлять уход за потенциальными реципиентами соответствующего органа или ткани.

Статья 17. Согласие и разрешение

Изъятие органов и тканей у скончавшегося человека не допускается, если на это не получено требуемое законодательством согласие или разрешение.

Изъятие органов и тканей не допускается, если умерший человек возражал против этого.

Статья 18. Уважение к телу умершего человека

В процессе изъятия к телу человека должны относиться с уважением, а также должны быть предприняты все разумные меры для сохранения неизменным внешнего вида тела умершего человека…».

В соответствующей части Пояснительной записки к Дополнительному протоколу говорится следующее:

«Введение

…2. Целью Протокола является определение и защита прав доноров органов и тканей как живых, так и умерших, а также лиц, которым осуществляется имплантация органов тканей человеческого происхождения…

Составление Протокола

…7. Настоящий Протокол распространяет положения Конвенции о правах человека и биомедицине на область трансплантации органов, тканей и клеток человеческого происхождения. Положения Конвенции должны применяться и к Протоколу. Для удобства пользователей Протокол составлен таким образом, что пользователю нет необходимости обращаться к Конвенции для того, чтобы понять область применения положений Протокола. Тем не менее в Конвенции содержатся принципы, в целях развития которых и был разработан Протокол. Следовательно, систематическое изучение обоих текстов может оказаться полезным, а иногда необходимым…

Комментарии к положениям Протокола

Преамбула

…13. В Преамбуле подчеркивается тот факт, что статья 1 Конвенции о правах человека и биомедицине, защищающая достоинство и индивидуальность каждого человека и гарантирующая каждому без исключения уважение его неприкосновенности, представляет собой соответствующее основание для установления дополнительных стандартов защиты прав и свобод доноров, потенциальных доноров и реципиентов органов и тканей…

Статья 1. Цель

  1. В данной статье говорится, что целью данного Протокола является защита достоинства и индивидуальности каждого человека и гарантии каждому, без исключения, уважения к его или ее неприкосновенности и прочих прав и основных свобод в связи с трансплантацией органов и тканей человеческого происхождения.
  2. Термин «каждый» используется в статье 1, поскольку он рассматривается как наиболее соответствующий для исключения эмбриональных органов и тканей или органов и тканей плода из сферы применения Протокола, как это утверждается в статье 2 (см. ниже п. 24). Положения данного Протокола касаются исключительно изъятия органов и тканей из организма родившегося человека, живого или умершего на момент операции, и имплантации органов и тканей человеческого происхождения другому человеку, который также родился…

Статья 16. Свидетельство о смерти

  1. Согласно первому пункту смерть человека должна быть засвидетельствована до того, как органы или ткани могут быть изъяты у него «в соответствии с законодательством». Обязанностью государств является юридическое определение конкретной процедуры декларирования смерти, в то время когда основные функции все еще искусственно поддерживаются. В связи с этим можно отметить, что в большинстве стран законодательство определяет понятие и условия наступления смерти мозга.
  2. Факт наступления смерти подтверждается врачами в рамках принятой процедуры, и только такая форма засвидетельствования смерти может сделать возможной процедуру трансплантации. Группа медиков, занимающаяся изъятием органов, должна удостовериться, что требуемая процедура была выполнена до начала операции по изъятию. В некоторых государствах данная процедура засвидетельствования смерти отлична от формальной выдачи свидетельства о смерти.
  3. Пункт 2 статьи 16 предусматривает важную защитную меру для умершего человека, обеспечивая беспристрастность засвидетельствования смерти, вводя требование о том, чтобы группа врачей, установивших факт смерти человека, отличалась от группы, участвующей в процессе трансплантации на каких-либо его стадиях. Важно то, что соблюдение интересов любого умершего человека и последующее засвидетельствование его смерти являются и должны являться ответственностью группы врачей, отличной от группы, участвующей в операции трансплантации. Смешивание этих двух функций будет способствовать разрушению общественного доверия к системе трансплантации и может иметь негативные последствия для донорства.
  4. В целях настоящего Протокола новорожденные, в том числе анэнцефалические новорожденные, получают такую же защиту, как любое лицо, и правила засвидетельствования смерти применяются к ним в том же порядке.

Статья 17. Согласие и разрешение

  1. Статья 17 запрещает изъятие любого органа или ткани, если согласие или разрешение, требуемое в соответствии с внутригосударственным законодательством, не было получено лицом, предлагающим изъятие органа или ткани. Это требует наличия в государствах-участниках признанной правовой системы, уточняющей условия разрешения изъятия органов и тканей. Более того, согласно статье 8 стороны должны принимать надлежащие меры по информированию общественности, в частности, по вопросам, касающимся согласия или разрешения в отношении изъятия органов или ткани из тел умерших (см. выше п. 58).
  2. Если лицо заявило о своем согласии или несогласии при жизни, волю данного лица следует уважать после его/ее смерти. Если имеются официальные средства для записи волеизъявления и лицо зарегистрировало свое согласие на донорство, это заявленное согласие должно превалировать: изъятие должно быть проведено, если это возможно. Аналогичным образом процедура изъятия не может производиться, если известно о том, что человек возражал против такой процедуры. Тем не менее обращение к официальному реестру последней воли имеет силу только в отношении лиц, зарегистрированных в нем. Также он не может считаться единственным способом установления воли умершего, если только их регистрация не является обязательной.
  3. Изъятие органов или тканей может быть произведено у умершего человека, который при его/ее жизни был неспособен дать свое согласие, если получены все разрешения, требуемые по закону. Получение разрешения на изъятие органов или тканей у умершего может также требоваться, если данное лицо при жизни было способно дать свое согласие, но не высказало своей воли в отношении возможного их изъятия после смерти.
  4. Не устанавливая систему, статья, соответственно, предусматривает, что в случае наличия у всех сомнений относительно воли умершего лица должна быть возможность опираться на внутригосударственное право для руководства соответствующей процедурой. В некоторых государствах закон разрешает изъятие органов и ткани в случае отсутствия явных или неявных возражений против донорства. В таком случае закон предусматривает средства регистрирования намерения, например, составление реестра возражений. В других государствах законодательство не предусматривает регистрацию заранее воли данных лиц и предписывает проводить опрос родственников и друзей, чтобы определить, было ли согласно умершее лицо на донорство органов или возражало против этого.
  5. Независимо от системы, если имеются сомнения в отношении воли умершего, группа врачей, ответственная за изъятие органов, должна прежде всего попытаться получить заверения родственников умершего. Если внутригосударственное законодательство не предусматривает обратного, данное разрешение не должно зависеть от предпочтений самих ближайших родственников в отношении донорства органов и тканей. Ближайшим родственникам должны быть заданы вопросы только о выраженной или предполагаемой воле умершего человека. Решающим фактором при решении вопроса об изъятии органов или тканей является высказанная воля потенциального донора. Стороны должны четко определить, может ли быть произведено изъятие органа или ткани, если воля умершего неизвестна и не может быть определена на основании опроса родственников или друзей.
  6. Если человек умирает в стране, не являющейся страной его или ее постоянного проживания, группа врачей, занимающаяся изъятием органов, принимает все необходимые меры для выяснения воли умершего. В случае сомнений группа врачей, занимающаяся изъятием органов и тканей, должна исполнять соответствующие законы страны, гражданином которой являлся умерший человек.

Статья 18. Уважение к телу умершего человека

  1. С юридической точки зрения, тело умершего человека не рассматривается как личность, тем не менее к нему следует относиться с уважением. Соответственно, данная статья предусматривает, что во время процедуры изъятия с телом должны обращаться с уважением и по завершении процедуры телу, по возможности, должен быть возвращен прежний внешний вид умершего человека…».
  2. В мае 2002 года Генеральный секретарь Совета Европы направил опросный лист государствам — членам Совета Европы, касающийся юридических и практических аспектов трансплантации <1>. Власти Латвийской Республики ответили утвердительно на вопрос о том, требуется ли разрешение для изъятия органов и тканей у живого донора, сославшись на статьи 19 и 20 Конвенции по правам человека и биомедицине и на статью 13 Закона о защите тела скончавшегося человека. Они отметили, что для этого необходимо письменное согласие. Отвечая на вопрос «Какие отношения должны существовать между живым донором органа и реципиентом?», они ссылались на статьи 19 и 20 Конвенции по правам человека и биомедицине. Отвечая на вопрос «Какие санкции предусмотрены за [незаконную торговлю органами], в частности, в отношении посредников и медицинских работников?», власти Латвии ссылались на статью 139 Уголовного кодекса (см. § 53 настоящего Постановления).

———————————

<1> http://www.coe.int/t/dg3/healthbioethic/Activities/05_Organ_transplantation_en/CDBI_INF(2003)11rev2.pdf

 

  1. Документы Европейского союза
  1. 21 июля 1998 г. Европейская группа по этике в науке и новых технологиях <2> при Европейской комиссии опубликовала Заключение N 11 «Об этических аспектах создания банков тканей человека». В частях, имеющих отношение к настоящему делу, это Заключение предусматривает следующее:

———————————

<2> Основанная в декабре 1997 года Европейская группа по этике в науке и новых технологиях является независимым консультативным органом. Ее предшественницей была Группа консультантов при Европейской комиссии по этическим последствиям биотехнологии, консультативный орган ad hoc (примеч. переводчика).

 

«…2.3. Информирование и согласие

Предоставление тканей человека в принципе требует предварительного, информированного и свободного согласия донора. Это не относится к случаям, когда ткани предоставляются по распоряжению судьи в рамках судебного разбирательства, в частности, разбирательства по уголовному делу.

Получение согласия является основополагающим этическим принципом в Европе, однако порядок получения такого согласия и его формы (устное или письменное, при свидетелях или без них, явно выраженное или предполагаемое и т.д.) устанавливаются национальным законодательством исходя из правовых традиций каждой страны…

2.3.2. Скончавшиеся доноры

Согласие донора на посмертное изъятие тканей может принимать различные формы в зависимости от системы, действующей в той или иной стране («явно выраженное» или «предполагаемое»). Однако изъятие тканей не допускается иначе как в рамках судебного разбирательства, если при жизни донор формально возражал против их изъятия. При отсутствии волеизъявления, если в стране действует система «предполагаемого» согласия, врачи обязаны в максимальной степени обеспечить родственникам или наследникам возможность выразить желание скончавшегося и должны принять его во внимание…».

  1. Директива 2004/23/EC Европейского парламента и Совета Европейского союза от 31 марта 2004 г. об установлении стандартов качества и безопасности для донорства, приобретения, контроля, обработки, сохранения, хранения и распределения человеческих тканей и клеток предусматривает следующее:

«…Статья 13. Согласие

  1. Приобретение ткани и клеток человека допускается только после получения обязательного согласия или всех разрешающих требований, действующих в рассматриваемом государстве-участнике.
  2. Государства-участники должны в соответствии с их внутригосударственным законодательством принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы донорам, их родственникам или любым лицам, дающим разрешение от имени доноров, предоставлялась вся соответствующая информация, как указано в Приложении…

Приложение. Предоставляемая информация о донорстве клеток и/или тканей

…B. Умершие доноры

  1. В соответствии с законодательством, действующим в государствах-участниках, должна быть предоставлена вся информация и должны быть получены все необходимые согласия и разрешения.
  2. Подтвержденные результаты обследования донора должны быть сообщены и четко разъяснены соответствующим лицам в соответствии с законодательством государств-участников…».

 

  1. Документы Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ)
  1. Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (одобрены на 63-й Сессии ВОЗ 21 мая 2010 г., Резолюция WHA63.22) в соответствующих частях предусматривают следующее:

«Руководящий принцип 1

Для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших, если:

(a) получено согласие в форме, предусмотренной законом, и

(b) нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против такого изъятия.

Комментарий к Руководящему принципу 1

С этической точки зрения, согласие пациента является краеугольным камнем всех медицинских вмешательств. Внутригосударственные органы власти отвечают за определение процесса получения, регистрации согласия на предоставление клеток, тканей или органов от доноров в свете международных этических стандартов, существующих в их странах подходов к организации обеспечения органами, и той практической роли, которую играет согласие в сокращении злоупотреблений и повышении уровня безопасности.

В зависимости от социальных, медицинских и культурных традиций каждой страны, а также от того, каким образом семьи участвуют в процессе принятия решений относительно своего здоровья в целом, согласие на получение органов и тканей от умерших может быть «четко выраженным» или «предполагаемым». В обеих системах любое надежное свидетельство неприятия человеком посмертного изъятия его клеток, тканей или органов воспрепятствует такому изъятию.

В системе четко выраженного согласия, которую иногда называют системой «opting in» <1>, клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тела умершего в случае, если умершим при жизни было недвусмысленно заявлено согласие на такое изъятие. В зависимости от существующего в стране закона изъявление согласия допускается в устной форме или может быть зафиксировано в карте донора, водительских правах или удостоверении личности, либо в медицинской карте или реестре доноров. В случае, если умерший при жизни не выразил ни положительного, ни четкого отрицательного отношения к изъятию органа, разрешение должно быть получено от уполномоченного в правовом порядке лица, каковым обычно является член семьи.

———————————

<1> Opting in (англ.) — презумпция согласия (примеч. переводчика).

 

Вторая система, которая является системой предполагаемого согласия, иначе ее называют «opting out» <2>, позволяет осуществить изъятие материала из тела умершего для трансплантации (и в ряде стран — для анатомического изучения либо в научных целях) в случае, если умерший при жизни не выразил своего возражения против изъятия органа, которое должно быть зафиксировано в официальном документе в установленном порядке, или в случае, если информированная сторона не поставит в известность о возражении, высказанном при жизни умершим против донорства. Учитывая важность получения согласия с этической точки зрения, такая система должна обеспечить полную информированность людей относительно существующей политики и предоставление им беспрепятственной возможности пойти по пути несогласия.

———————————

<2> Opting out (англ.) — презумпция несогласия (примеч. переводчика).

 

И хотя во второй системе не требуется четко выраженного согласия для извлечения клеток, тканей или органов умершего человека, который при жизни не высказывал возражений, программы предоставления органов могут неохотно осуществлять эту процедуру в случае, если родственники лично возражают против изъятия органа для донорства; аналогичным образом в рамках первой системы программы обычно пытаются заручиться разрешением членов семьи даже в тех случаях, когда умерший при жизни выразил свое согласие. Программы могут в большей степени полагаться на четко выраженное или предполагаемое согласие умершего, не заручаясь дальнейшим разрешением от членов семьи в случае, если понимание и приятие процесса донорства клеток, тканей и органов глубоко и однозначно укоренилось в общественном сознании. Даже в тех случаях, когда к родственникам не обращаются за разрешением, донорским программам необходимо рассмотреть историю болезни умершего и его поведенческие характеристики с членами семьи, хорошо знавшими его или ее, поскольку точная информация о донорах способствует повышению безопасности трансплантации.

Что касается донорства тканей, при котором требуются несколько менее жесткие временные ограничения, рекомендуется всегда обращаться к ближайшему родственнику за получением разрешения. Важным моментом, на который следует обратить внимание, является восстановление внешнего вида тела умершего после извлечения тканей…».

 

  1. Законодательство Латвийской Республики
  1. Закон Латвийской Республики «О защите тела скончавшегося человека и использовании человеческих органов и тканей в медицине»

 

  1. Закон о защите тела скончавшегося человека и использовании человеческих органов и тканей (likums «Par un audu un «), действовавший в соответствующий период времени (с изменениями и дополнениями с 1 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г.), предусматривает, что каждый живой дееспособный человек вправе в письменной форме сообщить о своем согласии на посмертное использование своего тела или об отказе от подобного использования (статья 2). Выраженное таким образом желание, если оно не противоречит закону, является обязательным.
  2. Статья 3 предусматривает, что только такой отказ или согласие на использование тела человека после его смерти, который был подписан дееспособным лицом, занесен в его или ее медицинскую карту и отмечен специальным штампом в его или ее паспорте, имеют юридическую силу. Департамент здравоохранения Министерства социального обеспечения несет ответственность за установление процедуры регистрации отказа или согласия в медицинской карте человека (в отличие от ситуации с последующими законодательными поправками, вступившими в силу с 1 января 2002 г., Постановление Европейского Суда по делу «Петрова против Латвийской Республики» (Petrova v. Latvia) от 24 июня 2014 г., жалоба N 4605/05 <1>, § 35).

———————————

<1> Опубликовано в «Бюллетене Европейского Суда по правам человека» N 2/2015.

 

  1. Согласно статье 4 («Права ближайших родственников») использование органов и тканей скончавшегося человека вопреки желанию, выраженному им при жизни, не допускается. При отсутствии явно выраженного желания изъятие может быть произведено, если никто из ближайших родственников скончавшегося (дети, родители, братья, сестры супруга или супруги) не возражает. Трансплантация может быть проведена после биологической смерти или смерти мозга потенциального донора (статья 10).
  2. Статья 11 предусматривает, в частности, что изъятие органов и тканей у скончавшегося донора для последующей трансплантации допускается, если при жизни он не возражал против этого и если его ближайшие родственники не запретили это изъятие.
  3. В соответствии с переходным положением Закона штамп в паспорте человека, свидетельствующий о том, что он возражает против посмертного использования своего тела или согласен на такое использование, проставленный до 31 декабря 2001 г., действителен до выдачи нового паспорта или до подачи заявления в Управление по делам гражданства и миграции Латвийской Республики.
  4. Статья 17 предусматривает, что государство несет ответственность за защиту тела скончавшегося человека и за использование его органов и тканей для медицинских целей. На тот момент эта функция была возложена на Департамент здравоохранения Министерства социального обеспечения (с 1 января 2002 г. — на Министерство социального обеспечения, с 20 июня 2004 г. — на Министерство здравоохранения). Ни одна организация, ни одно учреждение не могут проводить изъятие органов и тканей и использовать их без санкции, выданной Департаментом здравоохранения (с 1 января 2002 г. — Министерство социального обеспечения, с 30 июня 2004 г. — Министерство здравоохранения).
  5. Статья 18 запрещает отбор, транспортировку и использование изъятых органов и тканей в коммерческих целях. Кроме того, она устанавливает, что изъятие органов и тканей у живого или скончавшегося человека допускается только в строгом соответствии с явно выраженным согласием или возражениями этого человека.
  6. Статья 21 предусматривает, что прокуратура осуществляет контроль за соблюдением настоящего Закона (пункт 1) Департамент здравоохранения Министерства социального обеспечения и другие компетентные органы осуществляют надзор за законностью использования человеческих тканей и органов (пункт 2). Поправками, вступившими в силу 1 января 2002 г., пункт 1 был отменен, другой пункт предусматривает, что Министерство социального обеспечения осуществляет контроль за соблюдением законодательства и других правовых актов при использовании человеческих органов и тканей. На 30 июня 2004 г. этот контроль осуществляло Министерство здравоохранения. В заключение, на 27 августа 2012 г. данная статья была полностью отменена.
  7. 2 июня 2004 г. Сейм Латвийской Республики принял поправки к статьям 4 и 11 Закона, которые вступили в силу с 30 июня 2004 г. С этого времени статья 4 данного Закона предусматривает, что в случае отсутствия в реестре жителей Латвийской Республики сведений об отказе скончавшегося человека от посмертного использования его тела, органов или тканей или о его согласии на такое использование его ближайшие родственники вправе в письменной форме сообщить медицинскому учреждению о желании скончавшегося, выраженном им при жизни. Статья 11 устанавливает, что изъятие органов и тканей тела у скончавшегося человека для последующей трансплантации допускается в случаях, если в реестре жителей Латвийской Республики отсутствуют сведения об отказе скончавшегося человека от посмертного использования органов или тканей или о его согласии на это использование, а ближайшие родственники скончавшегося до начала трансплантации не сообщили медицинскому учреждению в письменной форме о его возражениях против посмертного использования органов и тканей его тела, выраженных им при жизни. Изъятие органов и тканей у скончавшегося ребенка для последующей трансплантации запрещается, если один из его родителей или его законный представитель не дал на это письменного согласия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code