АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (Часть 9)

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9

Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

 

Комментарий к статье 12.31.1

В ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения содержатся основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В частности, на них возлагается обязанность соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Установлено, что эти Правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Статья 20 названного Закона предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в частности:

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

— организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры;

— организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Нарушение перечисленных обязательных требований влечет ответственность по ч. 1 — 3 комментируемой статьи соответственно.

Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица. Такие правонарушения совершаются умышленно.

Рассмотрение этой категории дел (за исключением легковых такси) отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместителя (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы по указанным правонарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

 

Комментарий к статье 12.32

В п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации установлен запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), и лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории. Для квалификации правонарушения, связанного с допуском к управлению транспортным средством лица, не имеющего права управления транспортным средством, не важно, отсутствует у него это право как таковое, либо он лишен его в установленном порядке.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, состоит в том, что виновный допускает (т.е. позволяет, не препятствует, а нередко и прямо предписывает) к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического, иного опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.

Субъектами анализируемых административных правонарушений являются должностные лица, которые непосредственно отвечают за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства. Собственники транспортных средств — граждане не несут административной ответственности по данной статье.

Субъективная сторона деяния характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Рассмотрение этой категории дел отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместителя, старших и государственных инспекторов безопасности дорожного движения (ст. 23.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

 

Комментарий к статье 12.32.1

Закон о безопасности дорожного движения содержит положение, в соответствии с которым не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (п. 13 ст. 25). Кроме этого, в п. 2 ст. 20 названного Закона установлено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. Нарушение должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, установленного запрета образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

 

Обратите внимание: в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» запрет на допуск к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, вступает в силу с 1 июня 2017 г. Административно наказуемым данное деяние станет с указанной даты.

 

Дела о таких правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, старшие и государственные инспекторы безопасности дорожного движения (ст. 23.3 КоАП РФ).

Составление протоколов о комментируемом правонарушении отнесено к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

 

Комментарий к статье 12.33

В п. 1.5 Правил дорожного движения предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Одним из противоправных деяний, включаемых в объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения, является повреждение покрытия дорог. Под таким повреждением следует понимать разрушение поверхности проезжей части дорог в результате механического воздействия (буксировка волоком тяжелых предметов, проезд тракторов на гусеничном ходу) или иным способом (разведение костра на проезжей части, разлив топливно-смазочных материалов на асфальтовом покрытии и т.п.). Серьезные помехи для движения создает и загрязняет дороги выезд на них колесных тракторов, грузовых автомобилей с грунтовых и проселочных дорог, особенно во время выпадения осадков (дождя, снега и т.п.).

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновное лицо:

— повреждает дороги (в частности, разрушает дорожное полотно, роет ямы, откалывает края, т.е. своими противоправными действиями ухудшает состояние дороги);

— повреждает железнодорожные переезды (т.е. своими действиями ухудшает их качество, наносит ущерб, вследствие которого переезд нельзя использовать по назначению либо использование его затруднено);

— повреждает другие дорожные сооружения (например, эстакады, развязки) либо технические средства регулирования дорожного движения (светофоры, шлагбаумы, дорожную разметку);

— умышленно создает помехи для движения (например, выбрасывает на дорогу крупногабаритные предметы, перегораживает дорогу, а равно загрязняет (горюче-смазочными материалами, перевозимым грузом и т.п.)).

Субъектами комментируемого административного правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица.

С субъективной стороны повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений может быть как умышленным, так и неосторожным. Создание помех может быть только умышленным действием.

Дела о комментируемом административном правонарушении вправе рассматривать начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, государственные инспекторы дорожного надзора (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

 

Комментарий к статье 12.34

Согласно ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Применительно к содержанию автомобильных дорог в ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее:

— содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог;

— порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

— классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства;

— в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения заключается в том, что виновное лицо:

1) не соблюдает (прямо их нарушает либо полностью их игнорирует или соблюдает не в полном объеме) требования по обеспечению безопасности при осуществлении ремонта (имеется в виду и капитальный, и текущий ремонт, уход, профилактические и другие работы) дороги, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (например, эстакад, путепроводов, развязок) или содержания упомянутых объектов в безопасном состоянии;

2) не принимает меры: по своевременному устранению помех дорожному движению (не убирает блоки, груз, выпавший из грузовика на дорогу и т.п.), запрещению или ограничению движения (путем установления соответствующих дорожных знаков) по перекрытию движения на отдельных участках дорог, где возникла опасность для участников дорожного движения.

Кроме этого, виновный нарушает п. 14 и 15 Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации, в соответствии с которыми должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Предусмотрено, что места проведения работ, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и т.п., которые не могут быть убраны с дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо умышленной формой вины, либо неосторожностью.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы об указанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

 

Комментарий к статье 12.35

Пункт 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения предусматривает право участников дорожного движения на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ (п. 1 указанной статьи).

К сожалению, в диспозиции комментируемой статьи не называются конкретные меры, применение которых можно квалифицировать как незаконное ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию. Представляется, что противоправное поведение граждан и должностных лиц может выражаться в различных действиях. Ответственность граждан по рассматриваемой статье может наступить в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством (перекрытие проезжей части группой граждан, блокирование припаркованного транспортного средства при помощи различных приспособлений и т.п.).

Должностные лица, например сотрудники Госавтоинспекции, могут рассматриваться в качестве субъектов ответственности в тех случаях, когда применяют в отношении участников дорожного движения меры, не предусмотренные законодательством (КоАП РФ, ст. 13 Закона о полиции, п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711).

Имеющая место неопределенность в формулировании гипотезы и диспозиции статьи сводят к минимуму возможность применения данной статьи, особенно в тех случаях, когда в качестве потерпевших выступают иные, нежели водители, участники дорожного движения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

 

Статья 12.36.1. Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства

 

Комментарий к статье 12.36.1

В п. 2.7 Правил дорожного движения установлен запрет водителю пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо во время движения транспортного средства пользуется телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Оно может совершаться только в форме действий и считается оконченным с момента, когда виновный воспользовался телефоном в процессе движения транспортного средства. Важное значение для квалификации в этом случае имеет то обстоятельство, что транспортное средство двигалось в тот момент, когда водитель разговаривал по телефону.

Это правонарушение может быть совершено только умышленно.

Дело об административном правонарушении рассматривается начальником Госавтоинспекции, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы по факту совершения таких правонарушений составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

 

Комментарий к статье 12.37

В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Банком России от 19 сентября 2014 г. N 431-П. Пункт 2 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения устанавливает запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Аналогичный запрет содержится в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 названного Закона, и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Субъективная сторона данных правонарушений предполагает умысел.

Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Кроме этого, по ч. 2 комментируемой статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности. При этом водители привлекаются к административной ответственности лишь в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. водителю известно об отсутствии полиса обязательного страхования).

Указанные нарушения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 комментируемой статьи — также сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code