АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (Часть 6)

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

 

Комментарий к статье 12.21

В п. 23.1 — 23.5 Правил дорожного движения установлены правила перевозки грузов и буксировки. Предусмотрено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства (п. 23.1). На водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения (п. 23.2). В соответствии с п. 23.3 Правил дорожного движения перевозка груза допускается при условии, что он:

— не ограничивает водителю обзор;

— не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

— не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

— не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

Правила буксировки определены в разд. 20 Правил дорожного движения. В п. 20.4 установлены запреты на буксировку:

— транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

— двух и более транспортных средств;

— транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

— двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

— в гололедицу на гибкой сцепке.

В других пунктах названного раздела установлены иные требования к буксировке транспортных средств.

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, образуют нарушения водителем правил перевозки грузов, правил буксировки.

Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умыслом, а нередко и неосторожностью.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных анализируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а также сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

 

Комментарий к статье 12.21.1

Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

В п. 59 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, установлен запрет на отклонение от установленного в специальном разрешении маршрута. Нарушение данного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, образует перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см.

Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5% образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 анализируемой статьи, образует предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Нарушение иных правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1 — 3 комментируемой статьи, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 данной статьи.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, образует несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.

Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, могут быть водители транспортных средств, граждане, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны указанные правонарушения характеризуются умыслом.

За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 3 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку.

Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ), а по ч. 1 и 2 комментируемой статьи — судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы о соответствующих административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

 

Комментарий к статье 12.21.2

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 года, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, разд. 23 Правил дорожного движения и Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует совершение водителем действий, перечисленных в диспозиции указанной нормы.

По ч. 2 рассматриваемой статьи ответственность наступает в случае нарушений иных правил перевозки опасных грузов (т.е. не указанных в ч. 1 статьи).

В случае совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Задержание может осуществляться путем прекращения движения транспортного средства при помощи блокирующих устройств.

Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

С субъективной стороны указанные правонарушения характеризуются умыслом.

Дела о данных правонарушениях рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3 КоАП РФ), а по ч. 1 комментируемой статьи — судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы о соответствующих правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды

 

Комментарий к статье 12.22

Учебная езда осуществляется в соответствии с п. 21.1 — 21.6 Правил дорожного движения. Предусматривается, что первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах, а учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого, при этом обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил дорожного движения. В соответствии с п. 21.3 этих Правил обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. Возраст обучаемого на автомобиле или мотоцикле должен быть не менее 16 лет (п. 21.4). В п. 21.5 Правил дорожного движения установлено, что механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство». Отдельные требования к учебной езде содержатся в других положениях Правил дорожного движения. Нарушение установленных требований образует объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Субъектом правонарушения является водитель, обучающий вождению.

Субъективная сторона состава данного правонарушения характеризуется умыслом.

Рассмотрение дел по данному правонарушению отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместителя, сотрудников Госавтоинспекции, имеющих специальное звание, старших участковых уполномоченных полиции, участковых уполномоченных полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о соответствующем административном правонарушении составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

 

Комментарий к статье 12.23

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют невыполнение водителем общих обязанностей и запретов, установленных в разд. 22 Правил дорожного движения. В частности, перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове. Начинать движение разрешается, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены. Посадку и высадку пассажиров водитель обязан осуществлять только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Кроме этого, установлен запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, образует нарушение водителем запрета на перевозку людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.

В Правилах дорожного движения определен ряд условий, при которых возможна перевозка людей в кузове грузового автомобиля:

— перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «C» или подкатегории «C1» в течение трех и более лет. В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более восьми, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории «D» или подкатегории «D1», в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, — категории «D» (п. 22.1);

— перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 22.2);

— число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3);

— проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов (п. 22.5).

В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения. В п. 22.2 установлен запрет на перевозку детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой. При организованной перевозке группы детей их число в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла (п. 22.9 Правил дорожного движения).

В п. 22.6 Правил дорожного движения предусмотрено, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами, утверждаемыми Правительством РФ, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

Под организованной перевозкой группы детей понимается организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Предметом регулирования данного нормативного правового акта являются требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

Субъектами данных административных правонарушений являются водители транспортных средств.

Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом.

Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code