АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (Часть 2)

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

 

Комментарий к статье 12.3

В п. 2.1 Правил дорожного движения предусмотрено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам). Невыполнение данной обязанности водителем образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи. Кроме этого, к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, не имеющий при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Согласно указанному пункту Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства также обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Порядок реализации этой обязанности определен Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Банком России от 19.09.2014 N 431-П. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, согласно которому обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. В случае если водитель работает по найму у индивидуального предпринимателя на принадлежащем ему автомобиле, он обязан иметь копию трудового договора (контракта) (письмо Минтранса России от 17.01.1996 N АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей»). Документами на перевозимый груз являются товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образует невыполнение водителем обязанности иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции документы на право управления транспортным средством, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, путевой лист и товарно-транспортные документы. При квалификации правонарушения по ч. 2 указанной статьи следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18, где, в частности, отмечается: «В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании».

В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В свою очередь, в п. 2.1 Правил дорожного движения предусмотрена обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, образует осуществление водителем деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в случае отсутствия при нем соответствующего разрешения.

В п. 2.7 Правил дорожного движения установлен запрет на передачу управления транспортным средством лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разд. 21 указанных Правил.

Нарушение данного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.

В случае совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, лицо, управляющее транспортным средством в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, подлежит отстранению от управления, а транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

Субъектами комментируемых административных правонарушений являются водители транспортных средств.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются неосторожностью, а по ч. 3 — умышленной формой вины.

Дела о соответствующих административных правонарушениях рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта указанных выше органов (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид»

 

Комментарий к статье 12.4

Установка в нарушение требований п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации), на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют установленным требованиям, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 анализируемой статьи, заключается в нарушении требований п. 7.8 указанного выше документа, запрещающего без соответствующего разрешения оборудовать транспортные средства проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами. Перечень транспортных средств, подлежащих оборудованию специальными проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, установлен нормативными правовыми актами. В соответствии с Указом Президента РФ от 19.05.2012 N 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства» устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил РФ, следственных органов Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан. Кроме этого, в данном нормативном правовом акте определен Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств. Требования к специальным световым и звуковым сигналам, устанавливаемым на транспортных средствах оперативных служб, определены ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 15.12.2002 N 473-ст. Выдача разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных сигналов возложена на МВД России. Нарушение установленного в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации запрета на эксплуатацию транспортных средств, имеющих на крыше опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси также влечет ответственность по ч. 2 комментируемой статьи. Помимо этого, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ может быть привлечено лицо, незаконно установившее на транспортном средстве опознавательный знак «Инвалид».

При совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, орудия совершения (предметы) правонарушения подлежат изъятию (ст. 27.10 КоАП РФ).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ, заключается в неправомерном нанесении на наружные поверхности транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам РФ (п. 7.8 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Исчерпывающий перечень транспортных средств (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, следственных органов Следственного комитета РФ, ФСКН России), которые должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, определен в п. 1 Требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2007 N 548. Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает также за нарушение запрета на эксплуатацию транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются только умышленной формой вины.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), а по ч. 3 — начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о комментируемых правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

 

Комментарий к статье 12.5

В ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Пункт 2.3.1 Правил дорожного движения возлагает на водителя обязанность перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 анализируемой статьи, выражается в управлении транспортным средством при наличии неисправностей или условий, изложенных в названном документе, за исключением неисправностей и условий, указанных в ч. 2 — 7 комментируемой статьи.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, заключается в нарушении установленного в п. 2.3.1 Правил дорожного движения запрета на движение транспортного средства при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда). К таким неисправностям, в частности, можно отнести неисправность манометра или нарушение герметичности гидравлического или пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов, превышение суммарного люфта рулевого управления, наличие не предусмотренных конструкцией перемещений деталей и узлов рулевого управления. Неисправностями тягово-сцепного устройства необходимо считать несоответствие параметров (износ деталей, превышающий допустимый техническими условиями) устройства требованиям ГОСТ 2349-75 «Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 20.05.1975 N 1349.

В п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлен запрет на управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет и режим которых не соответствует конструкции транспортного средства. Нарушение данного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 анализируемой статьи, выражается в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует установленным требованиям. Эти требования определены в п. 4.3 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877. Предусмотрено, что светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, образует управление транспортным средством с нарушением требований п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами.

В названном документе также установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих на крыше опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Нарушение данного запрета влечет ответственность по ч. 4.1 комментируемой статьи. Также к административной ответственности по ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ может быть привлечено лицо, управляющее транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид».

В разд. 3 Правил дорожного движения закреплено право использовать во время движения специальные световые или звуковые сигналы только водителями транспортных средств, правомерно оборудованных специальными сигналами. Перечень транспортных средств, подлежащих оборудованию специальными проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, установлен нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 12.4 КоАП РФ).

Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, образует использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 анализируемой статьи, образует управление транспортным средством в нарушение требований п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, запрещающего эксплуатацию транспортного средства с неправомерно нанесенными на их наружные поверхности специальных цветографических схем оперативных служб. Требования к цветографическим схемам соответствующих транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

В п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации также установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства с нанесенной на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографической схемой легкового такси в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Управление транспортным средством с незаконно нанесенной цветографической схемой легкового такси образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 комментируемой статьи.

Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются водители транспортных средств.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, может быть совершено с умыслом либо по неосторожности, а правонарушения, предусмотренные ч. 2 — 7, только умышленно.

При совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, применяются следующие меры обеспечения производства по делу:

— по ч. 2 — отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ), задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ);

— по ч. 3, 4, 4.1, 5 — изъятие орудия совершения (предмета) правонарушения (ст. 27.10 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 3.1 комментируемой статьи, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, а по в ч. 1 и 3.1 указанной статьи — также и сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 — 7 ст. 12.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

 

Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

 

Комментарий к статье 12.6

Объектом посягательства данного административного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

 

По данным ВОЗ, применение ремней безопасности снижает риск получить тяжелые и смертельные травмы на 40 — 65%, использование мотошлемов снижает риск смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях на 42%, а риск получить травму головы — почти на 70%.

 

В рассматриваемом случае виновный нарушает п. 2.1.2 Правил дорожного движения, где предусмотрено, что при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель должен быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями, а при управлении мотоциклом — быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Объективная сторона данного административного правонарушения включает следующие действия виновного:

— управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности;

— перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности;

— управление мотоциклом или мопедом либо перевозку на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах.

Правонарушение совершается как в форме бездействия (когда сам водитель не пользуется ремнями безопасности), так и в форме действий (перевозит пассажиров без мотошлемов, не пристегнутых ремнями безопасности и т.д.).

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Рассмотрение дел о комментируемых правонарушениях отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя, а также сотрудников Госавтоинспекции, имеющих специальное звание (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы по фактам совершения таких правонарушений составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code