НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЖАЛОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие правила и порядок назначения административного наказания за правонарушения, в том числе в области дорожного движения, определены в гл. 4 КоАП РФ. В ней предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения в области дорожного движения назначается в пределах, установленных в статьях гл. 12 КоАП РФ. При назначении наказания физическому лицу должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, определены в ст. 4.2 КоАП РФ. Их перечень не является исчерпывающим. Судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств и др.

Законодатель предусмотрел возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела. Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тыс. руб., а для должностных лиц — не менее 50 тыс. руб. При этом размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ (ч. 2.3 указанной статьи).

Возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела предусмотрена и в отношении юридических лиц (ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ). Установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тыс. руб. При этом размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечислены в ст. 4.3 КоАП РФ. К ним относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, т.е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения и др.

В законе специально оговорено, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Кроме этого, уточняется, что отягчающие обстоятельства не могут считаться таковыми, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

 

Примером такой нормы является ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением пассажира, пешехода, а также водителя транспортного средства) в состоянии опьянения.

 

В законе установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Это положение имеет значение по ряду причин. В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию <1>.

———————————

<1> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 40.

 

Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение Правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).

В ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрен порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений. В частности, определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В ч. 2 этой статьи уточняется, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Некоторые особенности назначения наказаний установлены для случаев выявления административных правонарушений в области дорожного движения с помощью средств фотовидеофиксации (ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ). Предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения таким способом административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер штрафа должен быть минимальным, в пределах санкции применяемой статьи или части статьи КоАП РФ. Рассмотрим реализацию этой нормы на конкретном примере.

 

Так, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 км/ч в настоящее время установлен штраф в размере от 1 тыс. до 1500 руб. (ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ). Следовательно, выявление этого нарушения при помощи средств фотовидеофиксации повлечет для нарушителя штраф в размере 1 тыс. руб. (т.е. по низшему пределу размера санкции).

 

Кроме этого, установлено, что в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

 

Так, например, в ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи (пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде), влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год. Таким образом, в случае выявления этого правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации нарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

 

Вопросы, связанные с рассмотрением дела об административном правонарушении, подробно регламентированы в гл. 29 КоАП РФ. Установлено, что дела об административном правонарушении, как правило, рассматриваются по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). В случае осуществления административного расследования дело рассматривается по месту его проведения (ч. 2 указанной статьи). Дело об административном правонарушении в области дорожного движения, выявленное при помощи средств фотовидеофиксации, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы (ч. 5 ст. 29.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Для судьи законодатель определил двухмесячный срок рассмотрения дела (со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела) (ч. 1.1 названной статьи). Соответствующие сроки могут быть продлены (не более чем на месяц) в установленном порядке (ч. 2 указанной статьи). В ч. 4 анализируемой статьи установлено, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

В ст. 29.7 КоАП РФ подробно регламентирован порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, который включает следующие действия судьи, органа и должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела: объявление участников производства по делу; установление факта их явки; проверку полномочий законных представителей, лица, привлекаемого к ответственности; разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей; рассмотрение заявленных отводов и ходатайств; установление необходимости истребования дополнительных материалов и т.п. В процессе рассмотрения дела заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения установлена в гл. 23 КоАП РФ. К компетенции судей отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2, ч. 2.1 ст. 12.3, ч. 1, 2, ч. 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) ст. 12.4, ч. 3, 4 — 7 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 7 ст. 12.9 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 3.1 ст. 12.16 (за исключением случаев выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ст. 12.24, 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27, ст. 12.35 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме этого, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ч. 2 ст. 12.2, ч. 4 и 5 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.12, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Рассмотрение большинства дел об административных правонарушениях в области дорожного движения отнесено к компетенции должностных лиц Госавтоинспекции.

Начальник Госавтоинспекции, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 — 3 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 3 ст. 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), ч. 1, 2 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 2 — 6 и ч. 7 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации) ст. 12.9, ч. 1 и 2 ст. 12.10, ст. 12.11 — 12.14, ч. 1 — 4, ч. 5 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации) ст. 12.15, ч. 1 — 3, ч. 3.1 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ч. 4, 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с ч. 1 ст. 23.79 КоАП РФ), ч. 6, 7 ст. 12.16, ст. 12.17 — 12.21.2, ст. 12.21.3 (в случае выявления административного правонарушения при помощи средств фотовидеофиксации), ст. 12.22, 12.23, ч. 1 и 2 ст. 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст. 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), ст. 12.32 — 12.34, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. 2, 3 и 6 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ст. 12.11, ч. 1 и 2 ст. 12.12, ст. 12.13, 12.14, ч. 1 — 3 ст. 12.15, ч. 1, 2, 4, ч. 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с ч. 1 ст. 23.79 КоАП РФ), ч. 6, 7 ст. 12.16, ч. 1 — 1.2 ст. 12.17, ст. 12.18 — 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. 12.36.1, 12.37 КоАП РФ (п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.31, ст. 12.32, 12.32.1, КоАП РФ (п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.33, 12.34 КоАП РФ (п. 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения наделены старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции. Они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. От их имени рассматривать дела о соответствующем правонарушении вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, заместители руководителей (ст. 23.79 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9 КоАП РФ). Законодатель установил, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. За нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ) — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В постановлении по делу должны быть отражены вопросы, содержащиеся в ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, объявление устного замечания, прекращение дела и передача его материалов по подведомственности.

В ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Адресаты этих представлений (организации и должностные лица) обязаны рассмотреть их в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление. Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.

Постановление об административном правонарушении в области дорожного движения может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, в следующем порядке (ст. 30.1 КоАП РФ):

1) постановление, вынесенное судьей, — в вышестоящий суд;

2) постановление, вынесенное должностным лицом, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрена возможность обжалования постановления, вынесенного судьей, в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ). Детально вопросы, связанные с пересмотром постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, регламентируются в гл. 30 КоАП РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 31.1 КоАП РФ). Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В ст. 31.2 КоАП РФ установлена обязательность постановления по делу об административном правонарушении для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Для каждого из предусмотренных законодательством административных наказаний в области дорожного движения существует свой особый порядок исполнения.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

Административный штраф по общему правилу должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение 10 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме этого, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании N 1 к этой статье. В примечании N 3 установлено, что административный арест, предусмотренный ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением средств фотовидеофиксации.

Неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тыс. руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники (ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. На лицо, лишенное специального права, законом возлагается обязанность сдать документы, подтверждающие наличие такого права, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении данного административного наказания в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ). Срок лишения специального права прерывается в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (ч. 2 комментируемой статьи).

В рассматриваемой статье, кроме этого, определено, что течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (ч. 3).

В соответствии с ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (подробнее о порядке возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами см. разд. 5 книги).

В ст. 32.8 КоАП РФ регламентируется порядок исполнения постановления об административном аресте. Это постановление судьи исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое данному наказанию, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено данное наказание, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее 10 дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства (ч. 1 — 3 ст. 32.13 КоАП РФ). Другие особенности исполнения административного наказания в виде обязательных работ установлены в ч. 4 — 12 указанной статьи.

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code