МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении, помимо установления и фиксации факта нарушения, предварительной оценки собранных доказательств, составления соответствующих протоколов, осуществляются и другие административно-процессуальные действия, получившие название «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях». Целевое назначение этих мер заключается в пресечении административного правонарушения, установлении личности нарушителя, составлении протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечении своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнении принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ).

В области дорожного движения применяются следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, привод, арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

Доставление в законодательстве рассматривается как принудительное препровождение физического лица, а в установленных случаях и орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление при выявлении нарушений в области дорожного движения вправе осуществлять сотрудники Госавтоинспекции, а по отдельным статьям гл. 12 КоАП РФ и участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3 КоАП РФ). В таких случаях лицо препровождается в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. По факту доставления составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Рекомендуемый образец протокола о доставлении приводится в приложении N 14 к Административному регламенту по контролю и надзору. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (ст. 27.2 КоАП РФ).

Порядок применения административного задержания регламентирован в ст. 27.3 КоАП РФ, где эта мера обеспечения определяется как кратковременное ограничение свободы физического лица, которая может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Таким образом, законодатель фактически относит решение вопроса о необходимости применения этой суровой меры административного принуждения на усмотрение органов и должностных лиц, наделенных соответствующей компетенцией. Эта позиция нашла свое отражение и развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П, в котором сделан вывод о том, что соблюдение одних лишь формальных условий, предусмотренных ст. 27.3 КоАП РФ, недостаточно для того, чтобы административное задержание считалось законным и обоснованным. Как разъяснил Конституционный Суд РФ, правомерность задержания должна определяться с учетом предписаний ст. 22 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, устанавливающей пределы допустимых ограничений данного права. В связи с этим делается вывод о том, что задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом, хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением целей и критериев, определенных ст. 5 названной Конвенции, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью. На этом основании Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что административное задержание может быть применено лишь в том случае, когда имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу.

Административное задержание за нарушения в области дорожного движения вправе применять должностные лица органов внутренних дел, которые уполномочены осуществлять доставление. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст. 27.3 КоАП РФ). В протоколе об административном задержании указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Рекомендуемый образец протокола об административном задержании приводится в приложении N 15 к Административному регламенту по контролю и надзору. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ст. 27.4 КоАП РФ). Срок административного задержания не должен превышать три часа. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ). Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, определены в ст. 27.6 КоАП РФ.

Под личным досмотром, досмотром вещей, находящихся при физическом лице, в ст. 27.7 КоАП РФ понимается «обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности». Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, уполномоченными осуществлять привод и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, допускается проводить без понятых. Рекомендуемый образец протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, приводится в приложении N 11 к Административному регламенту по контролю и надзору. Отдельные особенности, связанные с применением указанной меры, установлены в ч. 5 — 8 ст. 27.7 КоАП РФ.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения применяется в рамках осуществления Госавтоинспекцией федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения (см. Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716). Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Порядок и особенности процессуального оформления применения этой меры обеспечения производства определены в ч. 3 — 6 ст. 27.8 КоАП РФ.

Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. При необходимости при досмотре могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Содержание протокола досмотра транспортного средства определено в ч. 6 ст. 27.9 КоАП РФ. Рекомендуемый образец протокола о досмотре транспортного средства приводится в приложении N 10 к Административному регламенту по контролю и надзору. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи (если она применялась), иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

В ст. 27.10 КоАП РФ предусмотрена такая мера обеспечения производства, как изъятие вещей и документов. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол (рекомендуемый образец соответствующего протокола приводится в приложении N 12 к Административному регламенту по контролю и надзору) либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения. В ч. 5.1 рассматриваемой статьи КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. Также установлено, что, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Отдельные особенности процессуального оформления применения данной меры обеспечения производства по делу предусмотрены также в ч. 6 — 8 ст. 27.10 КоАП РФ.

Основания и порядок отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения определены в ст. 27.12 КоАП РФ. И это не случайно, поскольку применение указанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на практике тесно взаимосвязано.

Основаниями для отстранения от управления транспортным средством (ч. 1 указанной статьи) являются:

1) выявление административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство), ч. 2 ст. 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), ч. 1 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)), ч. 2 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами) КоАП РФ;

2) наличие достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Критериями, позволяющими сделать такой вывод, являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке (см. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»).

Под отстранением от управления транспортным средством обычно понимается запрещение водителю осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Эта мера обеспечения производства по делу осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Отстранение от управления транспортным средством применяется до устранения причины отстранения. Рекомендуемый образец протокола об отстранении от управления транспортным средством приведен в приложении N 9 к Административному регламенту по контролю и надзору. Другие особенности процессуального оформления данной меры принуждения установлены в ч. 3 — 5 ст. 27.12 КоАП РФ.

В ч. 1.1 анализируемой статьи КоАП РФ предусмотрены два основания, при наличии которых лицо, управляющее транспортным средством соответствующего вида, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения:

1) наличие достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения (критерии, позволяющие сделать такой вывод, изложены выше);

2) вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Указанный нормативный правовой акт предусматривает два основных вида проведения освидетельствования:

1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

2) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право на отстранение водителя от управления транспортным средством. Освидетельствование осуществляется с применением технических средств измерения. Лицо, уполномоченное на проведение этого вида освидетельствования, обязано информировать освидетельствуемого (водителя транспортного средства): о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения. Освидетельствование на состояние опьянения проводится в присутствии двух понятых. В процессе проведения освидетельствования отбор пробы выдыхаемого воздуха проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта вручаются лицу, в отношении которого он был составлен.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которые удостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (п. 137.1 Административного регламента по контролю и надзору).

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения регламентируется ст. 27.12.1 КоАП РФ.

В этой статье установлено, что лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление таких лиц на медицинское освидетельствование производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. О применении данной меры обеспечения производства по делу составляется соответствующий протокол, в котором указываются: дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера (ч. 3 и 4 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера принуждения, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5 указанной статьи). Направление на медицинское освидетельствование осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. При отсутствии у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, документов, удостоверяющих личность, сведения об этом, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае сотрудником установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (п. 137.2 Административного регламента по контролю и надзору). Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу, а его копия вручается лицу, в отношении которого он был составлен (п. 7 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

Задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ) применяется при совершении нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 и 3 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16 (с 8 августа 2015 г.: ч. 4 и 5 ст. 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства)), ч. 3 — 4, 6 ст. 12.19 (с 8 августа 2015 г.: ч. 2 — 4, 6 ст. 12.19), ч. 1 — 3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ.

Задержание транспортного средства предполагает исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2 или 3 ст. 12.21.1 или ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо сотрудниками органов внутренних дел (полиции) в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет (ч. 1 указанной статьи).

 

Обратите внимание: задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ).

 

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). В отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, решение также принимается должностными лицами военной автомобильной инспекции. Этими должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (ч. 3 указанной статьи).

В протоколе о применении данной меры принуждения указываются: дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства (ч. 4 ст. 27.13 КоАП РФ). Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера. В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5 и 6 комментируемой статьи). Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена эта мера обеспечения производства по делу, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства. В случае отсутствия водителя протокол составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 8 указанной статьи).

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 9 ст. 27.13 КоАП РФ (транспортных средств Вооруженных Сил России, внутренних войск МВД России и т.п.), их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ (п. 10 рассматриваемой статьи).

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (ст. 27.14 КоАП РФ). Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Эта мера принуждения осуществляется должностными лицами, указанными в ст. 27.3, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Порядок процессуального оформления осуществления ареста товаров, транспортных средств и иных вещей предусмотрен ч. 4 — 6 ст. 27.14 КоАП РФ.

В ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Основания, порядок и должностные лица, уполномоченные на осуществление этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определены в ст. 27.15 КоАП РФ.

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code