ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

О совершении административного правонарушения в области дорожного движения составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Рекомендуемый образец протокола об административном правонарушении представлен в приложении N 6 к Административному регламенту по контролю и надзору.

Неправильное составление протокола об административном правонарушении и оформление других материалов дела может повлечь возвращение дела в орган или должностному лицу, их составившим (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Речь идет об очевидных грубых нарушениях требований закона, допущенных при составлении документов, которые, как правило, не могут быть устранены при рассмотрении дела. По этому поводу в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 разъясняется: «Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными».

При составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу в обязательном порядке разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законному представителю), должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Это лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

В ст. 28.6 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется. Так, протокол не составляется, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, а уполномоченным на то должностным лицом (в области дорожного движения это либо сотрудник Госавтоинспекции, либо участковый (старший) уполномоченный полиции) на месте совершения правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, протокол составляется в обязательном порядке.

Протокол также не составляется в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — средства фотовидеофиксации).

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения в отдельных случаях составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ). Этот документ составляется немедленно после выявления правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Обязательной фиксации в документе подлежат следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 4 ст. 28.1.1 КоАП РФ). Кроме этого, в протоколе описываются: действия должностных лиц, уполномоченных составлять протокол в процессе осмотра; состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение; тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета, а также другие существенные для данного дела обстоятельства. В протоколе излагаются заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра. Этим лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. В случае применения фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств в протоколе делается соответствующая запись, полученные результаты прилагаются к протоколу. Документ подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Рекомендуемый образец протокола осмотра места совершения административного правонарушения приведен в приложении N 18 к Административному регламенту по контролю и надзору. Копии протокола вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения (ч. 9 ст. 28.1.1 КоАП РФ).

Возбуждение дела об административном правонарушении может сопровождаться проведением административного расследования в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 разъясняется: «Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности».

В области дорожного движения административное расследование чаще всего проводится при выявлении правонарушений, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ. Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, в виде определения. Содержание определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, порядок ознакомления с ним заинтересованных лиц, место и сроки проведения установлены в ч. 3 — 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ. Рекомендуемый образец определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования приводится в приложении N 16 к Административному регламенту по контролю и надзору. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code