АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Пункт 1.3 Правил дорожного движения возлагает на участников дорожного движения обязанность знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Нарушение этих Правил влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6). В зависимости от степени общественной опасности нарушения Правил дорожного движения, формы вины правонарушителя, наличия или отсутствия вредных последствий, действующее законодательство устанавливает административную, уголовную либо гражданско-правовую ответственность.

 

  1. Административная ответственность

 

Под административной ответственностью обычно понимается вид юридической ответственности, выражающийся в назначении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи те же черты, что и иным видам юридической ответственности. Эти черты закреплены в КоАП РФ, основными из них являются следующие:

— обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с правонарушением (ст. 1.6);

— лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5);

— лица, совершившие правонарушения, равны перед законом (исключение составляют должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники Следственного комитета РФ и иные лица) (ст. 1.4));

— лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения правонарушения (ч. 1 ст. 1.7);

— закон, смягчающий или отменяющий ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу (ч. 2 ст. 1.7);

— закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7);

— лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ (ст. 1.8).

Приведенные положения закона распространяют свое действие на случаи привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушения в области дорожного движения.

Как известно, основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения являются: противоправность, виновность, наказуемость.

Противоправность деяния означает, что в результате действия или бездействия нарушены нормы административного права. При этом «действие» как вариант противоправного поведения предполагает нарушение установленного требования, запрета. В свою очередь, «бездействие» выражается в пассивном поведении — невыполнении возложенной обязанности.

Виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины, которая выражается в двух основных формах: умысла и неосторожности.

Административное правонарушение признается умышленным, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление таких последствий (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). В качестве примеров умышленного нарушения Правил дорожного движения можно привести управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства и др.

Неосторожная форма вины присутствует в тех случаях, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ). Например, водитель транспортного средства не снизил скорость при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находился пешеход, полагая, что успеет пересечь его до того момента, когда пешеход окажется на пути движения автомобиля, однако, неверно спрогнозировав развитие ситуации и рассчитав свои действия, водитель совершил наезд на пешехода.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения имеет место тогда, когда установлена возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Следующим признаком административного правонарушения является наказуемость. Наказуемость деяния означает, что за совершение данного правонарушения КоАП РФ установлена административная ответственность.

Законодатель не рассматривает в качестве административного правонарушения причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. Речь идет о случаях причинения вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не все деяния, содержащие признаки административного правонарушения, являются таковыми. Признаки правонарушения как понятия (его теоретической конструкции) следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения. Последний подразумевает установленную нормами права совокупность признаков, наличие которых «превращает» конкретное деяние в административное правонарушение.

К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административных правонарушений являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объектов правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует система признаков, предусмотренных правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление данного деяния. К ним относятся: противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия, а также причинно-следственные связи между ними. Эти признаки являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения, не содержащий в числе признаков объективной стороны каких-либо материальных последствий, является формальным составом. Примером такого нарушения может быть управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ).

Наличие вредных последствий в числе признаков объективной стороны свидетельствует о материальном составе правонарушения. В области дорожного движения к таким правонарушениям можно отнести нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение вреда здоровью человека легкой или средней тяжести (ст. 12.24 КоАП РФ).

В число признаков объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях включает время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность и др. Эти признаки являются необязательными.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо. При этом физическое лицо подлежит ответственности, если оно является вменяемым (ст. 2.8 КоАП РФ) и к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъектами административного правонарушения могут быть должностные лица, которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, установлены в ст. 2.5 КоАП РФ.

Специфика административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств предусматривается в ст. 2.6.1 КоАП РФ (подробнее см. в разд. 5 книги).

Вопросы, связанные с административной ответственностью юридических лиц как субъектов административного правонарушения, регламентируются в ст. 2.10 КоАП РФ.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ), за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 названной статьи.

Субъективная сторона административного правонарушения заключается в психическом отношении субъекта к противоправному действию или бездействию. Выше отмечалось, что обязательным признаком административного правонарушения является виновность, которая может выражаться в форме умысла и неосторожности. Следует отметить, что в статьях КоАП РФ форма вины, как правило, не устанавливается. Для привлечения к административной ответственности достаточно установить сам факт нарушения, а не психическое отношение субъекта правонарушения к своему противоправному действию или бездействию. В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Под целью понимается представление правонарушителя о желаемом результате, которого он стремится достичь своим противоправным поведением. Мотив — это конкретное побуждение, толкающее правонарушителя на совершение деликта.

 

Таким образом, только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности <1>.

———————————

<1> Подробнее об административной ответственности и административном правонарушении см., напр.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 — 10. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора Б.В. Россинского. М., 2014. С. 3 — 20.

 

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ под административным наказанием понимается установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Система административных наказаний за совершение административных правонарушений предусмотрена в ст. 3.2 КоАП РФ. За совершение правонарушений в области дорожного движения установлены следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест, обязательные работы.

Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Как правило, предупреждение назначается за незначительные правонарушения, совершенные впервые, и влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания. В частности, оно имеет значение при определении повторности нарушения Правил дорожного движения и является одним из оснований применения к нарушителю более строгого наказания.

Административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в рублях. За совершение правонарушений в области дорожного движения минимальный штраф для граждан составляет 500 руб., а максимальный — 50 тыс. руб. Для должностных лиц максимальный размер штрафа определен в 50 тыс. руб., а для юридических — 1 млн руб. Этот вид наказания не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ст. 3.5 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения определена в ст. 3.7 КоАП РФ как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Данный вид наказания назначается судьей и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). В п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 разъясняется, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения «может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ».

Лишение права управления транспортным средством устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. В качестве дополнительного этот вид наказания может применяться за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ). Этот вид наказания не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ). При применении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами следует руководствоваться п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18, где разъясняется: поскольку Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ. В примечании к указанной статье установлено, что под транспортным средством в этой статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях гл. 12 КоАП РФ также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест устанавливается и назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 3.9 КоАП РФ).

Рассматривая виды наказаний, назначаемых за нарушения в области дорожного движения, следует упомянуть о таком наказании, как обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ). Оно применяется к лицам, уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), назначенного за совершение административных правонарушений, в том числе в области дорожного движения. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. По общему правилу обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день. Данный вид наказания не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Это наказание назначается только судьей.

Завершая краткую характеристику наказаний за нарушения в области дорожного движения, следует отметить, что законодатель предусмотрел возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение термина «малозначительность правонарушения». Тем не менее в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 разъясняется, что малозначительным административным правонарушением следует считать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом в указанном Постановлении отмечается, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. В качестве примера таких правонарушений приводятся административные правонарушения в области дорожного движения (ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ). Одновременно в нем подчеркивается, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, они могут учитываться лишь при назначении административного наказания.

С.Н.Антонов, «Библиотечка «Российской газеты», 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code