РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.И.Гальченко

Автор рассматривает вопросы деятельности прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности РФ. При этом для более полного использования потенциала прокуратуры предлагается внести изменения в законодательство.

Ключевые слова: национальная безопасность, цели и функции прокуратуры, прокурорский надзор, правовой мониторинг, координация деятельности, пропаганда права.

 

О государственной политике в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности говорится в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Особую актуальность обеспечение национальной безопасности приобрело в последнее время, когда на Российскую Федерацию стало оказываться колоссальное давление со стороны иностранных государств в различных сферах деятельности (политической, экономической, военной, информационной). При этом существующая социально-экономическая обстановка в стране непростая с учетом введения некоторыми странами санкций в отношении РФ, ослабления национальной валюты, кризисных явлений на внешнем и внутреннем рынках, недостатка бюджетного финансирования и проблем обеспечения социальных и иных прав граждан, финансовых трудностей субъектов предпринимательской деятельности, сокращения доходов и покупательской способности юридических и физических лиц. Наряду с этим продолжают оставаться актуальными вопросы противодействия организованной преступности, коррупции, наркомании, терроризму, экстремизму, незаконной миграции.

Таким образом, наличие внешних и внутренних проблем создает реальную угрозу нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию России, обороне и безопасности государства.

К силам обеспечения национальной безопасности указанной Стратегией национальной безопасности РФ отнесены Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Думается, что такое представление о силах обеспечения национальной безопасности вряд ли полное, поскольку не учитывается роль органов местного самоуправления, негосударственных (общественных) объединений и других. Нет единого понимания и роли прокуратуры в обеспечении национальной безопасности <1>.

———————————

<1> См.: Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 30 — 32.

 

Безусловно, защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности требуют согласованных действий всех органов государства вне зависимости от их ведомственной принадлежности и функционального предназначения.

В связи с этим прокуратура в силу своей многофункциональной природы, универсального характера деятельности и имеющихся полномочий занимает особое место и способна оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества и государства, эффективно решать задачи по обеспечению национальной безопасности, прежде всего связанные с устранением и нейтрализацией внутренних угроз.

Обусловленное совокупностью современных условий положение прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности России определяется имманентно присущими ей характеристиками, которые состоят в том, что: а) принцип господства права в современной системе обеспечения национальной безопасности органично сочетается с компетенцией прокуратуры, предметом и задачами ее деятельности, представляет их целостное единство; б) охраняемые законом интересы личности, общества и государства, определяющие содержание национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, выступают постоянными приоритетами правозащитной деятельности прокуратуры; в) выявление, пресечение, нейтрализация и предупреждение угроз национальной безопасности составляют органическую часть деятельности прокуратуры, усиливают ее правозащитное предназначение; г) функциональная деятельность прокуратуры распространяется на все сферы правовых отношений, в которых зарождаются и развиваются основные виды угроз национальной безопасности; д) прокуратура оказывает непрерывное корректирующее влияние на все органы обеспечения национальной безопасности <2>.

———————————

<2> См.: Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2009. С. 17.

 

Деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере должна осуществляться комплексно с максимально возможным использованием потенциала всех присущих ей функций.

Огромное внимание уделяется надзору за исполнением законов в целях своевременного предупреждения, выявления, пресечения и устранения нарушений, представляющих угрозу жизненно важным национальным интересам, а также причин и условий, способствующих этим нарушениям. С учетом состояния законности и злободневных проблем спектр вопросов, требующих прокурорского внимания, расширяется.

Так, во исполнение поручения Президента РФ, данного в сентябре 2013 года, прокуратура стала проводить комплексные надзорные мероприятия по противодействию правонарушениям в оборонно-промышленном комплексе, при этом одной из важнейших задач в названной сфере является обеспечение законности при реализации государственного оборонного заказа. С целью повышения эффективности указанной работы Генеральным прокурором РФ издан Приказ от 18 ноября 2014 г. N 637 «О мерах по повышению прокурорского надзора в сфере оборонно-промышленного комплекса».

Кроме того, в 2014 г. прокуратура совместно с другими органами активно приступила к проверкам исполнения законодательства о государственном регулировании оборота лекарств и продуктов питания, уделяя внимание вопросам обоснованности повышения оптовых и розничных цен, а также фактам поступления в торговые сети под видом реэкспорта из третьих стран запрещенной продукции.

Наряду с осуществлением надзора национальная безопасность обеспечивается прокуратурой посредством реализации иных функций, в том числе путем координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, уголовного преследования, участия в рассмотрении дел в судах, участия в правотворческой деятельности, международного сотрудничества.

В связи с изложенным представляется целесообразным, помимо обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, указать в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве цели прокуратуры обеспечение национальной безопасности.

Прокуратура становится все более востребованной в выработке государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, и предусмотренные Законом полномочия и функции прокуратуры, по нашему мнению, не в полной мере отражают ее возможности для решения стоящих перед государством задач.

В частности, с учетом своей многоплановой деятельности прокуратура, как ни один другой государственный орган, обладает обширной информацией о правовой регламентации различных сфер общественных отношений, состоянии законности и фактической реализации нормативно-правовых предписаний.

В то же время Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы, обращения в Конституционный Суд РФ по поводу конституционности нормативных правовых актов, что является абсолютно необоснованным, нелогичным и нерациональным.

Прокуратура осуществляет мониторинг законодательства и правоприменительной практики, в том числе по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, о прокуратуре, судоустройстве и правоохранительной деятельности. Об этом, в частности, говорится в Приказе Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Такой мониторинг способствует выявлению нарушений законов, правовых пробелов и противоречий, а также несоответствия нормативного регулирования современным потребностям развития общественных отношений.

Генеральная прокуратура РФ на основе постоянного мониторинга законодательства и правоприменительной практики в различных сферах правовых отношений информирует в соответствии с установленным порядком высшие органы государственной власти (палаты Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ) о состоянии законности и правопорядка в стране, обеспечении национальной безопасности и вносит обоснованные предложения по их укреплению. Представляется, что это направление деятельности прокуратуры будет актуализироваться и должно получить необходимое правовое, организационное, научное и информационное обеспечение. Этот процесс уже обеспечивается тем, что Генеральный прокурор РФ включен в состав Совета Безопасности РФ, представители Академии Генеральной прокуратуры РФ в составе научного совета при Совете Безопасности РФ непосредственно участвуют в выработке рекомендаций по обеспечению различных аспектов национальной безопасности и их реализации. Аналогичную работу выполняют прокуроры РФ в соответствующих структурах регионов <3>.

———————————

<3> См.: Прокурорский надзор / Под общ. ред. О.С. Капинус. М., 2013. С. 48.

 

Более того, прокуратура располагает потенциалом прогнозирования, что позволяет ей работать на упреждение, включая в поле своего зрения не только проявившиеся, но и зарождающиеся угрозы безопасности в различных областях жизни общества и государства, сосредоточивая внимание прежде всего на тех направлениях, которые тесно связаны с дестабилизационными проявлениями в обществе <4>.

———————————

<4> См.: Кашепов В.П. Защита прокуратурой национальных государственных интересов и национальной безопасности // Журнал российского права. 2007. N 1. С. 152 — 158.

 

Таким образом, полагаем, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики (правовой мониторинг) необходимо предусмотреть в законодательстве в качестве отдельной функции прокуратуры.

С учетом сегодняшних реалий становится все более необходимым совершенствование организационного взаимодействия между различными государственными органами и органами местного самоуправления по укреплению законности и правопорядка. Прокуратурой осуществляется определенная работа в этом направлении, в том числе в форме проведения различных совещаний с участием представителей указанных органов, заседаний межведомственных рабочих групп по конкретным проблемным вопросам (защиты жилищных, трудовых и иных прав граждан; соблюдения миграционного, природоохранного законодательства и законодательства о благоустройстве; противодействия правонарушениям в экономике, налоговой сфере, лесопромышленном комплексе и т.д.). При этом совместно вырабатываются и реализуются конкретные практические решения.

Тем самым на законодательном уровне следует, на наш взгляд, предусмотреть осуществление прокуратурой не только координации по борьбе с преступностью, но и координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию нарушениям законов в целом.

Прокуратура также ведет работу по пропаганде права, т.е. осуществляет деятельность по разъяснению законодательства, направленную на преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры населения. Как отмечается в Приказе Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», правовое просвещение — один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользования конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их.

Формирование правовой культуры общества, повышение юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес крайне важно для обеспечения национальной безопасности страны.

Тем не менее для того, чтобы считать пропаганду права отдельной функцией прокуратуры, требуется прямо закрепить это в законе.

Подчеркнем, что органы прокуратуры играют значительную роль в обеспечении национальной безопасности и способны посредством правовых средств оказывать большее влияние на решение стоящих перед государством многих задач по защите национальных интересов. В то же время для более полного использования потенциала прокуратуры необходима системная законодательная регламентация роли, форм и методов ее деятельности в этой сфере.

Пристатейный библиографический список

1. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2009.

«Законность», 2015, N 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code