ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ФАКТАМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, СОВЕРШЕННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОФШОРНЫХ ЗОН

Ю.Г.Торбин, О.В.Янчуркин

В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие на стадии проведения правоохранительными органами предварительной проверки и возбуждения уголовного дела по фактам легализации преступных доходов, осуществленной с использованием возможностей офшорных зон. Анализируются данные официальной статистики, а также практика рассмотрения сообщений о совершенном преступлении и расследования уголовных дел данной категории. Приводятся примеры нарушений и определяются наиболее значимые направления эффективной борьбы с преступлениями такого рода. Даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов, произведенной с использованием возможностей офшорных зон.

Ключевые слова: офшорные зоны, легализация преступных доходов, предварительная проверка, возбуждение уголовного дела, обналичивание, правоохранительные органы, Росфинмониторинг, Интерпол.

 

Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что количество преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ), в сравнении с зарегистрированными общеуголовными преступлениями, остается неизменно низким. Это подтверждается и данными официальной статистики. Так, число находящихся в производстве уголовных дел по преступлениям рассматриваемой категории составило: в 2012 году — 1010 из 2688776 преступлений (0,04%); в 2013 году — 1032 из 2584346 (0,04%); в 2014 году — 1162 из 2566462 (0,05%) <1>. Такое положение во многом обусловлено тем, что указанные преступления совершаются в условиях неочевидности и, как правило, носят латентный характер.

———————————

<1> Статистические данные о состоянии преступности за период 2012 — 2014 годов // Статистика ГИАЦ МВД России за январь — декабрь 2012 — 2014 гг. Ф. 491-КН.1.

 

Вместе с тем размер ущерба, причиняемый незаконной легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, достаточно высок. При этом в зависимости от социально-экономической ситуации, складывающейся в стране и на мировом рынке в тот или иной период, он бывает различным. Если в 2012 году ущерб от незаконной легализации (отмывания) составил 1819253 рубля (0,7%) от общей суммы ущерба (267774380 рублей), причиненного всеми зарегистрированными преступлениями, то в 2013 году этот показатель вырос практически в 7 раз и составил 12108813 рублей (3,1%) из 386000102 рублей общего ущерба. В 2014 году этот показатель составил лишь 0,5 процента, то есть 349335123 рубля и 1841672 рубля соответственно <2>.

———————————

<2> Сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении // Статистика ГИАЦ МВД России за январь — декабрь 2012 — 2014 гг. Ф. 052. КН.1. Сведения о выявленных преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, следствие по которым обязательно // Статистика ГИАЦ МВД России за январь — декабрь 2012 — 2014 гг. Ф. 475. КН.11.

 

Вместе с тем следует отметить, что реальная сумма ущерба, причиненная государству от легализации (отмывания) преступных доходов, гораздо выше. По официальным данным Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ), по строке «Сомнительные операции» объем нелегально выведенного капитала из страны по итогам 2014 года составил 8,6 млрд. долларов США. Хотя это гораздо меньше того, что было незаконно обналичено в 2013 году — 26,5 млрд., против 38,8 млрд. долларов США в 2012 году <3>, но в то же время является существенными потерями для бюджета РФ. Для сравнения: расходы на здравоохранение в 2014 году составили 8,9 млрд. долларов США <4>. Таким образом, объем незаконно выведенных денежных средств за рубеж равен расходам государства на медицинское обслуживание населения страны.

———————————

<3> Платежный баланс РФ за 2014 год (по методологии шестого издания «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6)) // Официальный сайт Банка России в сети Интернет, статистика: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/bal_of_payments_new_14.htm&pid=svs&sid=itm_19931.

<4> Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Российская газета. 06.12.2013. N 276.

 

Денежные средства, полученные преступным путем, в целях их дальнейшей легализации выводятся из России наиболее часто в такие офшоры, как Швейцария, Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси, Бермуды и др. <5>. Как правило, эти денежные средства выводятся из страны через «многоходовые» схемы с использованием государств-«прослоек», с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения (например, Кипр, Литва, Латвия, Эстония). Делается это в целях максимального усложнения процесса установления места нахождения преступных доходов и последующей идентификации конечного выгодоприобретателя (бенефициара).

———————————

<5> Крупнейшие офшоры готовы сотрудничать с Минфином // Электронное периодическое издание «Ведомости», финансы; http://www.vedomosti.ru/finance/news/24095561/ofshory-prosyatsya-v-rossiyu?full#cut.

 

В то же время следует отметить, что статистика не содержит отдельных сведений об использовании офшорных зон для легализации преступных доходов и, соответственно, причиненного в результате такого использования ущерба. В связи с этим представляется целесообразным дополнить соответствующие статистические формы учета преступлений графами «Преступление, совершенное с использованием офшорных зон» и «Ущерб, причиненный использованием при совершении преступлений офшорных зон». Данные дополнения позволят увидеть реальные суммы причиненного такими преступлениями ущерба, а также более полно показать уровень их общественной опасности.

Внимания заслуживает то обстоятельство, что за два года с момента принятия Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», существенно расширившего возможности выявления и применения положений ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ по отношению к «налоговым» и «таможенным» преступлениям (ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), не зарегистрировано ни одного из них в качестве предикатного к легализации преступных доходов.

При этом в результате совершения именно указанных преступлений из страны выводятся и в дальнейшем легализуются преступные доходы. Связано это с неудачной конструкцией ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, согласно которым легализовать можно лишь то имущество, которое было приобретено в результате совершения преступления. Исходя из этого, ряд ученых <6> считают, что «налоговые» и «таможенные» преступления не подпадают под диспозицию рассматриваемых статей, так как денежные средства или иное имущество, с которых, например, необходимо было уплатить налог, были получены законным путем. Но здесь нужно учитывать и позицию других ученых <7>, полагающих, что, не уплатив установленные законом налоговые сборы, лицо совершает преступление, и те денежные средства, которые не уплачены в государственный или муниципальный бюджет, являются преступными. Соответственно, их дальнейший оборот в законной хозяйственной деятельности должен признаваться легализацией преступных доходов.

———————————

<6> Яни П.С. Легализация преступно приобретенного имущества: предмет преступления // Законность. 2012. N 9; Лопашенко Н.А. Ответственность за легализацию преступных доходов // Законность. 2002. N 1.

<7> Карпович О.Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. М.: Юрист, 2009; Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. N 5.

 

Такой же позиции придерживается и ФАТФ. В своих обновленных рекомендациях организация прямо указала на то, что в список предикатных преступлений, используемых для отмывания денег, включаются и налоговые преступления, что, с ее точки зрения, с одной стороны, позволит расширить и распространить полномочия, используемые для противодействия отмыванию денег, на незаконное уклонение от уплаты налогов и на доходы, полученные в результате уклонения от налогообложения, а с другой — данное обстоятельство послужит укреплению взаимодействия между налоговыми органами и органами, отвечающими за противодействие отмыванию денег, и устранит возможные препятствия на пути международного сотрудничества в вопросах борьбы с налоговыми преступлениями <8>.

———————————

<8> Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) // Официальный интернет-сайт. URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/additionally/detail/eag_v_smi/fatf_assotciirovannym_chlenom_kotoroj_yavlyaetsya_kyrgyzstan/.

 

В связи с этим было бы более правильным и целесообразным предусмотреть в новом Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» <9> положения, прямо указывающие на то, что рассматриваемые составы распространяются и на преступления, предусмотренные ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, при этом в первоначальном проекте данного Постановления содержалась такая формулировка, распространяющая положения ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ на все составы преступлений, предусмотренные Особенной частью УК РФ.

———————————

<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 13.07.2015. N 151.

 

Следует подчеркнуть, что особую значимость по выявлению и установлению признаков легализации преступных доходов на стадии возбуждения уголовного дела представляют действия дознавателей, следователей и лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия. От их компетентности, квалификации, знаний и умений зависит в итоге реализация всех целей и задач по противодействию данным преступлениям.

Судебно-следственная практика свидетельствует о том, что наиболее существенными и информативными в этом случае являются материалы Росфинмониторинга, направленные в правоохранительные органы как по его собственной инициативе, так и по их запросу.

Между тем, как показывают исследования, правоохранительные органы далеко не всегда уделяют таким материалам должное внимание. Так, по данным Росфинмониторинга, в 2013 году проведено около 25000 финансовых расследований и почти столько же проверок по запросам правоохранительных органов, по результатам которых зарегистрировано всего лишь 582 случая криминальной легализации. Более чем на треть уменьшилось и число зафиксированных преступных посягательств, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте <10>.

———————————

<10> Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет, новости. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-180645/.

 

Вместе с тем отмывание преступных доходов и невозврат денежных средств в страну представляют реальную угрозу национальной безопасности, поскольку противоправный вывод денег в офшоры, их обналичивание и другие преступные действия подрывают экономическое развитие, подпитывают коррупцию и поглощают средства, предназначенные для обеспечения устойчивого развития государства.

При поступлении материала из Росфинмониторинга с признаками легализации преступных доходов следователь, дознаватель, рассмотрев данный материал в порядке, установленном в ст. ст. 144, 145 УПК РФ, в первую очередь обязан проверить источник происхождения имущества или денежных средств. Для этого следует истребовать от организаций, государственных органов копии документов, отражающих сделки и операции организаций, указанных в материале Росфинмониторинга, назначить документальную проверку или ревизию, опросить работников организации об источнике и порядке перечисления на счет организации денежных средств, поступления имущества, о лицах, которые распоряжались этими активами. Если такая организация является фирмой-однодневкой, «прокладкой», то следует принять меры к установлению ее истинных владельцев, их связей с лицами, которые предоставили имущество или денежные средства <11>.

———————————

<11> Журбин Р. Борьба с легализацией преступных доходов. Теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011.

 

Проведенное исследование свидетельствует о том, что регистрацию фирм-«прокладок» в офшорных зонах активно осуществляют международные регистрирующие (секретарские) фирмы, специализирующиеся на офшорном бизнесе. В документах международных регистрирующих фирм всегда хранятся данные о покупателях компании, произведенных ими платежах за приобретенную компанию и по упомянутой пошлине, а также за иные услуги. Практически все такие фирмы предлагают регистрацию компаний в офшорных зонах с номинальными директорами, то есть в учредительных документах будут значиться руководителями граждане государств или территорий офшорных зон. В этом случае имена реальных директоров не содержатся в списках соответствующих государственных органов, а специальные конфиденциальные договоры, заключенные между фактическими и номинальными директорами, хранятся в архивах таких фирм. Эти договоры предусматривают снятие с номинальных директоров ответственности за деятельность офшорной компании.

Следует отметить, что при подготовке к легализации преступных доходов обладатели преступных доходов обращаются также к лицам, занимающимся незаконной банковской и предпринимательской деятельностью. Об этом свидетельствуют результаты деятельности правоохранительных органов. Так, в результате последовательных и скоординированных действий правоохранительным органам удалось пресечь незаконную банковскую деятельность, посредством которой в теневой сектор экономики было выведено свыше 17 млрд. рублей. В ходе осуществления комплекса мероприятий, направленных на декриминализацию кредитно-финансовой сферы, было установлено, что с 2012 года члены преступной группы без необходимых лицензионно-разрешительных документов занимались денежными переводами по поручениям физических и юридических лиц, выводом капиталов за рубеж, а также обналичиванием денежных средств. Комиссионное вознаграждение составляло 2,5 — 3,7 процента от каждой незаконной транзакции. В своей деятельности преступники использовали несколько подконтрольных страховых компаний, на расчетные счета которых по мнимым договорам страхования переводились финансовые средства «клиентов» под видом страховых премий. Доход от реализации указанной противоправной схемы превысил 570 млн. рублей. Сотрудниками полиции в Москве и Московской области проведено более 40 обысков в жилых и офисных помещениях. Были изъяты печати и учредительные документы более 100 организаций, задействованных в схеме, 68 электронных носителей с системой удаленного управления расчетными счетами юридических лиц «банк — клиент», свыше 250 печатей фирм-однодневок, «черновая» бухгалтерия, 50 электронных носителей информации, другие предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела <12>.

———————————

<12> В Москве пресечена незаконная банковская деятельность, в результате которой в теневой сектор экономики выведено свыше 17 млрд. рублей // Официальный сайт в сети Интернет ГУЭБиПК МВД России. URL: https://mvd.ru/news/item/6117911/ (дата обращения: 25.06.2015).

 

Необходимо обратить внимание на то, что информация о финансовых операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, может быть также получена в результате выявления или расследования предикатного преступления <13>.

———————————

<13> Выявление легализации преступных доходов: Науч.-методич. пособие / А.Н. Ларьков и др.; под ред. А.Н. Ларькова; Акад. Ген. прокуратуры РФ. М., 2010. С. 80.

 

В целях установления конечных собственников (бенефициаров) компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, на стадии проверки сообщения о преступлении важное значение имеют сведения, полученные по линии Интерпола. Хотя они и не являются доказательством в суде, из них правоохранительные органы могут получить информацию для направления запроса об оказании международно-правовой помощи в компетентные органы иностранного государства, что, в свою очередь, позволит принять законное и обоснованное решение по материалам проверки.

Литература

  1. Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. N 5.
  2. Выявление легализации преступных доходов: Науч.-методич. пособие / А.Н. Ларьков и др.; под ред. А.Н. Ларькова; Акад. Ген. прокуратуры РФ. М., 2010. С. 80.
  3. В Москве пресечена незаконная банковская деятельность, в результате которой в теневой сектор экономики выведено свыше 17 млрд. рублей // Официальный сайт в сети Интернет ГУЭБиПК МВД России. URL: https://mvd.ru/news/ item/6117911/.
  4. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) // Официальный интернет-сайт. // URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/additionally/detail/eag_v_smi/fatf_assotciirovannym_chlenom_kotoroj_yavlyaetsya_kyrgyzstan/.
  5. Журбин Р. Борьба с легализацией преступных доходов. Теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  6. Карпович О.Г. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в России. М.: Юрист, 2009.
  7. Крупнейшие офшоры готовы сотрудничать с Минфином // Электронное периодическое издание «Ведомости», финансы: http://www.vedomosti.ru/finance/news/24095561/ofshory-prosyatsya-v-rossiyu?full#cut (дата обращения: 21.03.2015).
  8. Лопашенко Н.А. Ответственность за легализацию преступных доходов // Законность. 2002. N 1.
  9. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет, новости. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/ news/archive/news-180645/.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 13.07.2015. N 151.
  11. Платежный баланс РФ за 2014 год (по методологии шестого издания «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6)) // Официальный сайт Банка России в сети Интернет, статистика: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/bal_of_payments_new_14.htm&pid=svs&sid=itm_19931.
  12. Статистические данные о состоянии преступности за период 2012 — 2014 годов // Статистика ГИАЦ МВД России за январь — декабрь 2012 — 2014 гг. Ф. 491-КН.1.
  13. Сведения о выявленных преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, следствие по которым обязательно // Статистика ГИАЦ МВД России за январь — декабрь 2012 — 2014 гг. Ф. 475. КН.11.
  14. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Российская газета. 06.12.2013. N 276.
  15. Яни П.С. Легализация преступно приобретенного имущества: предмет преступления // Законность. 2012. N 9.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code