НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ СИМВОЛОВ

А.Н.Павлов

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость классификации запрещенных символов в целях более эффективного правового регулирования. На основе существующих классификаций правовых символов автором проводится аналогичное исследование в отношении запрещенных символов. Предложена авторская классификация запрещенных символов по их содержанию.

Ключевые слова: правовой символ, юридическая техника, запрещенный символ, классификация, экстремизм, нацизм.

Запрещенные символы достигли в настоящее время такого количественного и качественного разнообразия, что, полагаем, возникла необходимость в упорядочении данного материала, то есть его классификации.

Любая классификация, как правило, достаточно условна и обычно зависит от таких оснований, как объект, предмет, методика исследования и т. д. Однако даже условная классификация приносит пользу как теоретическому разделу той или иной науки, так и ее практической составляющей, поскольку позволяет выстроить в сознании систему познаваемой проблематики. Чем более структурированным будет представление субъекта об объекте исследования, тем лучше он будет ориентироваться в заданной системе координат.

Все символы, существующие в поле правового регулирования, по степени соотношения с правом можно разделить на следующие группы:

1. Собственно правовые символы: 1.1.1. Установленные государством или международными организациями (государственные гимн, герб, флаг, региональные, муниципальные символы, символы международных организаций и т.д.).
1.1.2. Санкционированные государством или международными организациями (например, символика общественных и политических организаций).

2. Символы, охраняемые государством (товарные знаки и символы — объекты авторского права).

3. Запрещенные символы (в зависимости от субъекта наложения запрета в данную группу могут войти любые символы из вышеуказанных групп).
Исходя из изложенного, запрещенные символы можно подразделить:
1) на символы, ранее установленные одним государством, но позднее запрещенные по решению других государств или международных организаций (таковы, например, нацистские и фашистские символы — свастика как эмблема Третьего рейха, в некоторых странах Восточной Европы — символика Советского Союза как тоталитарного государства, и т. д.);
2) ранее санкционированные либо охраняемые государством символы, на первый взгляд, не несущие негативной окраски, но позднее также запрещенные по причине экстремистского использования (например, зарегистрированные бренды одежды, позже признанные в некоторых странах неонацистскими: CoNSDAPle — содержит инициалы Национал-социалистической партии Германии (NSDAP); Thor Steinar — одежда бренда с символом, сделанным из Ветки Волка и Руны Тюр, эмблемы «Гитлерюгенда»);
3) иные символы, не установленные и не санкционированные государством, но попавшие под запрет в силу их использования для пропаганды нацизма, фашизма, экстремизма или расизма.

Таким образом, можно констатировать, что поскольку правовые символы имеют тенденцию со временем перетекать «через границу», трансформировать свое понимание в зависимости от людей или организаций, которые их используют, а также от последствий такого использования, то и основания классификации, применяемые к ним, вполне возможно применить и к запрещенным символам. Также следует заметить, что в данной ситуации вполне достаточны и основания классификации, используемые при исследовании символов в целом.

Развернутая классификация по уровню объективации, предложенная А.В. Никитиным [4, с. 448], включает шесть групп правовых символов, которые мы попытаемся спроецировать на запрещенные символы:

1. Предметные символы. Ключевую роль здесь играет не само изображение, а форма его объективации. Так, например, к этой категории можно отнести эмблему Sturmabteilung (учебной школы СА), эмблему «Мертвая голова» (значок одноименной дивизии СС и частей Ваффен-СС), эмблему «Reichsadler» (имперский орел), которая наносилась на униформу, почтовую бумагу и др.

2. Символы-действия. Эта разновидность запрещенных символов охватывает в первую очередь разнообразные церемонии и ритуалы. Здесь можно отметить общеизвестное приветствие «Зиг Хайль!».

3. Изобразительные символы. Как отмечает М.Л. Давыдова, для данной категории запрещенных символов первостепенное значение имеет само изображение независимо от материального носителя, на который оно помещено [1, с. 304]. В качестве примеров таких символов можно назвать фашистскую свастику, белый крест в красном кругу с каплей крови в центре — символ американской расистской организации Ку-клукс-клан, кельтский крест — международный символ «превосходства белой расы» и т. д.

4. Звуковые символы: это широко известное приветствие «Хайль, Гитлер!», гимн нацистской партии и одновременно песня гитле- рюгенда «Наш флаг развевается на наших глазах» и т. п.

5. Языковые символы подразделяются на устные и письменные. Устные характеризуются наличием словесной формы, однако они несут определенный смысл именно в результате публичного воспроизведения. Таковы, например, лозунги «Белая власть» и «Белая гордость». Письменные же символы обычно размещаются на бумажном носителе, но жестко к нему не привязаны, их особенностью является именно письменный словесный (или аббревиатурный) характер. В этой связи среди письменных языковых символов можно выделить три подгруппы:
5.1. Цифровые аббревиатуры: 18 (шифровка для первой и восьмой букв алфавита — АН, или Adolf Hitler), 88 («Heil Hitler»).
5.2. Буквенные аббревиатуры: НН — сокращение «Heil Hitler», KKK — Ку-клукс-клан, NS — сокращение национал-социализма.
5.3. Также в отдельную подгруппу можно выделить рунические символы:
— Руна Зиг (Руна Молнии) — так, две Руны Зиг стали эмблемой частей Ваффен-СС;
— Руна Гибор (Руна Волка) использовалась нацистами в качестве эмблемы «Организация оборотня», тайного подразделения Ваффен-СС;
— Руна Тюр (Руна Стрелы) использовалась в качестве значка «Sturmabteilung» и т. д.

6. Кроме того, можно выделить комбинированные символы: это «Reichsadler», к которому снизу пририсовывали свастику, «Мертвую Голову» или руны, в зависимости от подразделения, «СС-череп» — комбинация двух рун Зиг с «Мертвой Головой», имперское знамя в сочетании со свастикой в левом верхнем углу как символ преемственности Второго и Третьего рейхов и т. д.

Интерес вызывает классификация символов, предложенная В.П. Федько [4, с. 40], на основе которой предметные и изобразительные запрещенные символы можно подразделить:
1) на плоскостные — существующие в двух измерениях (изображение нацистской свастики на знамени) и объемные — существующие в трех измерениях (выпуклая комбинация Рун Зиг при письме буквы «А» на элементах формы и экипировки SA);
2) простые — состоящие из одного элемента (каждый из вышеприведенных рунических символов) и сложные — состоящие из нескольких элементов (символ СС «Черное солнце» — колесо, сделанное из двенадцати Рун Зиг);
3) черно-белые — широко употребляемые именно в черно-белом варианте (свастика, рунические символы, кельтский крест) и цветные, значение которых будет утрачено без окраски (эмблема Трехцветного Пламени — итальянской неофашистской партии).

Наконец, по содержанию запрещенные символы можно разделить на нацистские, фашистские, расистские, националистические, религиозные и социальные.

1. В научной литературе понятие «нацизм» обычно связывается с приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных судов, основанными на приговоре Нюрнбергского трибунала (то есть речь идет о том варианте национализма, который возник в гитлеровской Германии) [2, с. 16]. Следовательно, нацистскими символами являются те, которые связаны именно с НСДАП и гитлеровской Германией (например, приветствие «Зиг Хайль!», «Имперский орел» и т. д.).

2. Фашизмом принято называть крайне правые политические движения и идеологии, а также соответствующие им формы правления, основными чертами которых выступают национализм, культ личности, милитаризм, тоталитаризм [5, р. 935]. Под фашистскими символами следует понимать символику государств с фашистскими режимами и фашистских организаций вне границ Третьего рейха. Среди символов данной группы можно назвать флаг Муссолини, флаг Усташей (также известный как «Усташас») — хорватского националистического крайне-правого движения и др.

3. Националистическими символами в контексте вышеизложенного следует считать эмблемы, знаки и образы, выражающие превосходство одной нации (народа, этноса) над другой, которые используются националистическими организациями, но не входят в две предыдущие группы (например, символ Британской национальной партии — аббревиатура BNP).

4. Под расизмом понимается совокупность учений, в основе которых находятся положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и об основополагающем влиянии расовых различий на историю, политику и культуру. Среди расистских символов следует выделить: вышеописанный символ Ку-клукс-клана, «Hammerskins» — два пересеченных молота, обозначающие «белый рабочий человек», и т. д.

5. Отдельно необходимо отметить запрещаемые в некоторых странах под эгидой секуляризма и равноправия религиозные символы (христианский крест, мусульманские хиджаб, паранджа и полумесяц, иудаистская Звезда Давида и другие).

Таким образом, исследования в сфере классификации запрещенных символов позволяют систематизировать все существующие запрещенные символы, облегчить их восприятие, упорядочить их правовое регулирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова, М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии : монография / М. Л. Давыдова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ 2009. — 318 с.
2. Ковалев, Н. Д. Перспективы квалификации публичного отрицания решающей роли СССР в победе над нацизмом в ходе Второй мировой войны как правонарушения / Н. Д. Ковалев // Юридический мир. — 2009. — №№ 5. — С. 16-19.
3. Никитин, А. В. Правовой символ как прием юридической техники / А. В. Никитин // Проблемы юридической техники : сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. — Н. Новгород, 2000. — С. 440-450.
4. Федько, В. П. Товарный знак / В. П. Федь- ко. — М. : Приор, 1998. — 158 с.
5. Jackson, J. Spielvogel. Western Civilization / J. Jackson. — Wadsworth : Cengage Learning, 2012. — 1200 p.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 4 (21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code