ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С УГОЛОВНЫМ ПРАВОМ

О.А.Яковлева

Аннотация. Понимание уголовно-правовой политики тесно связано с определением формирующих ее принципов и соотношением с наукой уголовного права. Автор делает вывод о том, что уголовно-правовая политика показывает отношение государства к преступности; какими методами и средствами с ней необходимо бороться; каким должно быть наказание за совершаемые преступные деяния; какие гарантии могут быть предоставлены гражданам от необоснованного обвинения и осуждения.

Ключевые слова: политика, уголовно-правовая политика, наука уголовного права, принципы, принципы уголовно-правовой политики.

 

Понимание уголовно-правовой политики тесно связано с определением формирующих ее принципов, поскольку именно они раскрывают ее содержание и находят отражение в законе как необходимом средстве практической реализации политических и практических установок [5, с. 53]. Также, определяя содержательную сторону уголовно-правовой политики, нельзя обойти вопрос, касающийся ее соотношения с наукой уголовного права. Так, М.П. Чубинский считал, что уголовно-правовая политика является составным элементом науки уголовного права, объясняя это тем, что, имея определенную правовую материю, мы добиваемся более плодотворных результатов и задаемся вопросом, что для этого надо сделать, то есть от изучения существующего (чем мы переходим к обрисовке того, что было бы желательно и каким путем достигнуть желательного, улучшить существующее — эту задачу выполняет уголовно-правовая политика) [24, с. 5]. Современные авторы признают данные суждения небесспорными.

Так, Н.А. Лопашенко считает, что уголовно-правовая политика первична по отношению к уголовному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним, и большей частью — через уголовное законодательство — воплощается в нем. В то же время уголовное право в некоторой степени самостоятельно от уголовно-правовой политики. Оно, как и право вообще, довольно консервативно. Являясь надстроечной категорией, уголовное право не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни. Уголовно-правовая политика мобильнее, быстрее реагирует на новое, и это отчетливо видно в период происходящих в стране реформ [15, с. 36]. Подобной точки зрения придерживается А.И. Александров [1, с. 64-65].

Думается, следует согласиться с данными суждениями, поскольку в большинстве случаев уголовная политика рассматривается как направление политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно — декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения [9, с. 4]. Соответственно уголовная политика может осуществляться исключительно специальными мерами с использованием уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, а также криминологии (см.: [2, с. 25; 4, с. 15; 8, с. 6; 10, с. 31; 11, с. 5; 17, с. 12; 20, с. 10]).

Уголовно-правовая политика показывает отношение государства к преступности: то, что власть считает преступным, какими методами и средствами она готова с этим бороться, какие гарантии могут быть предоставлены гражданам от необоснованного обвинения и осуждения, каким власть видит наказание за преступление. Прежде всего государство должно определить, какие деяния признаются преступлением. Эту задачу следует решить уголовно-правовыми средствами: уголовно-правовой наукой, уголовным законодательством. Уголовно-правовая наука обобщает имеющийся опыт, анализирует его, уголовное законодательство выступает в качестве синтеза обобщенного материала.

Политика, для того чтобы оправдать свое предназначение, должна быть принципиальной, иметь систему руководящих идей, начал — систему определенных принципов. Понять уголовно-правовую политику без знания формирующих ее принципов невозможно: принципы в концентрированном виде выражают саму политику.
Позиции относительно принципов уголовно-правовой политики в науке различны. В этой связи С.А. Борсученко отмечает, что «задачи уголовно-правовой политики должны решаться на основе ее принципов, исходных нормативно руководящих начал, идей, которые в рамках отрасли уголовного права обладают стабильностью, универсальностью, императивностью и системностью» [5, с. 54]. Систему принципов уголовно-правовой политики, как и уголовного законодательства, составляют принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, гуманизма [5, с. 55].

Б.Т. Разгильдиев при определении уголовно-правовой политики подчеркивает, что она осуществляется «в рамках уголовно-правовых принципов» [18, с. 138]. В.Н. Кудрявцев и В.В. Лунев указали на то, что когда в Уголовном кодексе были закреплены принципы уголовного права, в них нашли отражения и принципы уголовной политики Российской Федерации [13, с. 20].

К системе принципов уголовно-правовой политики принято относить законность, гуманизм, предупреждение преступности, научный подход к выработке политики, связь с практикой, предупреждение преступности, неотвратимость ответственности, дифференцированный подход к различным категориям преступников, применение альтернативных лишению свободы мер воздействия, привлечение общественности к борьбе с преступностью [6, с. 74; 21, с. 26-28]. Выделяются и такие принципы уголовно-правовой политики, как согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с более широкими социальными программами, предельно возможная гуманизация употребляемых государством карательных средств, постоянная и своевременная коррекция запретов; профилактика преступности; максимально возможная дифференциация ответственности и индивидуализация наказания [12, с. 268].

С позиции Н.А. Лопашенко к принципам уголовно-правовой политики следует относить: 1) социальную обусловленность, 2) научную обоснованность, 3) устойчивость и предсказуемость, 4) легитимность, демократическую сущность, 5) гуманность и нравственность, 6) справедливость, 7) гласность, 8) сочетание интересов личности и государства, 9) приоритетность прав человека, 10) соответствие международным стандартам, 11) экономию репрессий, 12) неотвратимость ответственности [14, с. 275; 15, с. 39-41].

По мнению отдельных специалистов, принципы уголовного права и принципы уголовного законодательства соотносятся как «содержание» и «форма» [23, с. 2]. То есть они представляют собой единое целое, а их раздельное рассмотрение допустимо лишь в порядке научной абстракции, для удобства исследования отдельных проблем, например, законодательной регламентации.

Е.В. Епифанова полагает, что «принципы уголовно-правовой политики не могут идти вразрез с принципами, сформулированными в общей теории права и государства, а также с принципами, разработанными наукой уголовного права и нашедшими отражение в УК РФ, в Конституции РФ, с принципами, закрепленными в основных положениях международных правовых актов в сфере уголовного права, ратифицированных Россией» [7].

Поэтому, полагает ученый, принципы уголовно-правовой политики являются ведущими и определяющими по отношению к принципам, закрепленным в уголовном законодательстве [7, с. 48].

Некоторые исследователи указывают на то, что принципы уголовного законодательства и принципы уголовно-правовой политики являются разнопорядковыми категориями, так как первые из них представляют собой основные положения уголовного законодательства, то есть системы уголовно-правовых норм, а вторые — основные положения конкретной деятельности [22, с. 135].

A.И.Коробеев отметил, что «по способу выражения, характеру и содержанию принципы уголовно-правовой политики качественно отличаются от принципов уголовного права» [19, с. 70].

B.В.Мальцев считает, что «принципы уголовно-правовой политики и уголовного права по содержанию очень близки друг к другу, но различия между ними все же имеются. Принципы уголовного права первичны. Принципам же уголовно-правовой политики принадлежит подчиненная, служебная роль, которая заключается в том, чтобы точнее и полнее отразить содержание принципов уголовного права в уголовном законодательстве» [16, с. 84].

C.А.Борсученко рассматривает принципы уголовно-правовой политики и принципы уголовного закона как требования нравственного, идеологического и политического характера, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, направленные на выполнение задач уголовного законодательства, обязательные как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений [5, с. 55].

Как видим, одни авторы определяют более узкий спектр принципов уголовно-правовой политики, другие — более развернутый. Но так или иначе во всех суждениях содержатся точки соприкосновения, позволяющие вывести «единую формулу принципов уголовно-правовой политики». Данная «формула», на наш взгляд, должна базироваться на видовых категориях принципов права: общих, межотраслевых и отраслевых принципах [3, с. 51]. Исходя из данной классификации и учитывая позиции авторов, полагаем, что система принципов уголовно-правовой политики включает в себя следующие принципы: законность, справедливость, гуманизм, гласность, научную обоснованность, социальную обусловленность, соответствие международным стандартам, неотвратимость ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, А. И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности / А. И. Александров. — СПб. : СПбГУ, 2003. — 562 с.
2. Беляев, Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации / Н. А. Беляев. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 176 с.
3. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. — М. : Проспект, 2011. — 704 с.
4. Бородин, С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / С. В. Бородин. — М. : Наука, 1990. — 272 с.
5. Борсученко, С. А. Принципы уголовно-правовой политики / С. А. Борсученко // Вестник российской правовой академии. — 2009. — N° 1. — С. 51-55.
6. Головко, Л. В. Принципы неотвратимости ответственности и публичности в современном российском праве и процессе / Л. В. Головко // Государство и право. — 1999. — N° 3. — С. 72-76.
7. Епифанова, Е. В. Концепция уголовно-правовой политики / Е. В. Епифанова // Право и политика. — 2007. — № 10. — С. 46-50.
8. Жалинский, А. Э. Содержание уголовной политики / А. Э. Жалинский // Направления уголовной политики в борьбе с преступностью : меж- вуз. сб. науч. тр. — Свердловск : Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1986. — С. 12-19.
9. Загородников, Н. И. Направления изучения советского уголовного права / Н. И. Загородников, Н. А. Стручков // Советское государство и право. — 1981. — № 7. — С. 2-6.
10. Загородников, Н. И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел / Н. И. Загородников. — М. : Изд-во Моск. высш. шк. милиции МВД СССР, 1979. — 98 с.
11. Исмаилов, И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью) / И. А. Исмаилов. — Баку : Азерб. гос. изд-во??, 1990. — 306 с.
12. Коробеев, А. И. Принципы российской уголовно-правовой политики как отражение конституционных основ уголовного права / А. И. Коробе- ев // Конституционные основы уголовного права : материалы I Всерос. конгр. по уголовному праву, посвящ. 10-летию Уголовного кодекса Рос. Федерации. — М. : Велби, 2006. — 344 с.
13. Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. — М. : Спарк, 2001. — 767 с.
14. Лопашенко, Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика / Н. А. Лопашенко. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. — 234 с.
15. Лопашенко, Н. А. Уголовная политика / Н. А. Лопашенко. — М. : Волтерс Клувер, 2009. — 608 с.
16. Мальцев, В. В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение / В. В. Мальцев // Государство и право. — 1997. — №2. — С. 83-87.
17. Панченко, П. Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет / П. Н. Пан- ченко. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1988. — 198 с.
18. Разгильдиев, Б. Т. Уголовно-правовая политика: понятие и содержание / Б. Т. Разгильдиев // Правовая политика и правовая жизнь. — 2000. — №11.- С. 136-139.
19. Российское уголовное право. В 5 т. Т. 1. Преступление / под ред. А. И. Коробеева. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2006. — 190 с.
20. Стручков, Н. А. Исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1970. — 271 с.
21. Уголовное право России. Общая часть / под ред. И. Е. Звечаровского. — М. : Юристъ, 2004. — 612 с.
22. Филимонов, В. Д. Принципы Уголовного кодекса РФ: достижения и недостатки их юридического выражения / В. Д. Филимонов // Пять лет действия УК: итоги и перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. — М. : ЛексЭст, 2003. — С. 133-136.
23. Чередниченко, Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Чередниченко Екатерина Евгеньевна. — Саратов, 2006. — 21 с.
24. Чубинский, М. П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / М. П. Чубинский. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 435 с.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 3 (28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code