НОВЕЛЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ПРИМЕНЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОПРОЕКТА

С.Н.Овчинников

Настоящая статья посвящена анализу новелл, предлагаемых для внесения в главу пятую Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентирующую правила применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы мер безопасности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, меры безопасности, режим в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности.

 

Представители научного и профессионального сообщества неоднократно на различных форумах, конференциях, совещаниях обсуждали вопрос о необходимости внесения существенных изменений и дополнений в Закон от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон об учреждениях и органах) и Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Закон о содержании под стражей). Кроме того, высказывались мнения не только о корректировке устаревших положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, но и о принятии новой редакции федеральных законов, регламентирующих правовые основы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего правила применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы мер безопасности, обусловлена в определенной степени криминологическими характеристиками осужденных, отбывающих лишение свободы, и состоянием пенитенциарной преступности <1>.

———————————

<1> Антипов А.Н., Овчинников С.Н., Киселев Э.П. О некоторых дестабилизирующих факторах // Преступление и наказание. 2014. N 3. С. 14 — 16.

 

В настоящее время практически половина (51,6%) осужденных мужчин отбывает наказание в исправительных колониях за совершение особо тяжких преступлений, 35,3% — тяжких, 10,7% — средней тяжести, 2,5% — небольшой тяжести. Анализ преступлений, совершенных осужденными мужчинами, показывает, что большая часть из них отбывает лишение свободы за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека (27,63%), за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (20,13%), кражи (16,5%), разбойные нападения (9,67%) и грабежи (7,88%). Доля мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, составляет 36%, повторно — 28,5, три раза и более — 35,5% <2>.

———————————

<2> Смирнов А.М. Характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 6. С. 19 — 20.

 

Несмотря на многочисленные изменения, внесенные в Закон об учреждениях и органах и Закон о содержании под стражей, ряд принципиальных правовых положений вызывает острую необходимость в их корректировке с учетом современных реалий развития уголовно-исполнительной системы.

Законопроект N 802242-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Законопроект) предусматривает модификацию правовых положений института применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ отечественных, зарубежных и международных источников права, регламентирующих применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия позволяет говорить о том, что в целях обеспечения безопасности и соблюдения установленного порядка отбывания наказания сотрудники мест лишения свободы и предварительного заключения наделяются правом применения мер безопасности.

Отечественный опыт показывает, что право применять меры принудительного воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы и предварительного заключения, для пресечения совершения ими преступлений и иных правонарушений было закреплено еще в специальных нормативных правовых актах дореволюционной России.

Более длительную историю правового регулирования данной сферы правоотношений имеет законодательство многих индустриально развитых зарубежных стран (США, ФРГ, Великобритания, Австрии и т.д.). Действующее законодательство стран Европы, несмотря на широкую гуманизацию сферы исполнения уголовных наказаний, предусматривает право сотрудников на применение физической силы, специальных средств и оружия в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания, для пресечения совершения ими преступлений и иных правонарушений.

Право персонала пенитенциарных учреждений на применение мер безопасности нашло свое правовое закрепление также и в Европейских пенитенциарных правилах, утвержденных Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 г. (далее — ЕПП). Правомочие сотрудников мест принудительного содержания не оспаривалось в международных судебных инстанциях <3>. Глава IV ЕПП посвящена внутреннему распорядку и средствам его обеспечения, одним из которых выступает применение мер безопасности. Наряду с физической силой ЕПП допускают применение сотрудниками пенитенциарных учреждений наручников, смирительных рубашек, иных средств ограничения подвижности и оружия (ст. ст. 68, 69 ЕПП).

———————————

<3> Овчинников С.Н. Российская правовая система в фокусе постановлений Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2013. N 4. С. 9 — 11.

 

Рассматривая основные положения законопроекта, следует отметить, что очевидным и несомненным его преимуществом является систематизация и унификация правовых норм в части, касающейся оснований и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В настоящее время сотрудники следственных изоляторов и исправительных учреждений руководствуются различными правовыми положениями при применении мер безопасности. При этом требования Закона об учреждениях и органах, Закона о содержании под стражей и Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) об основаниях и порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не всегда согласуются между собой, что порождает определенную конкуренцию норм права и правовые пробелы.

В частности, отсутствует однозначный ответ на вопрос о праве сотрудников исправительных колоний на применение физической силы при неповиновении осужденного законным требованиям представителя администрации. В ст. 28 Закона об учреждениях и органах говорится о том, что физическая сила сотрудником исправительного учреждения может применяться лишь для задержания осужденного, а также для пресечения преступления и административного правонарушения. При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 того же Закона специальные средства могут применяться для задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу. В этой связи возникает вопрос о возможности применения специальных средств в подобных случаях без использования физической силы для пресечения противоправных действий осужденного <4>.

———————————

<4> Овчинников С.Н. Строго по закону // Преступление и наказание. 2013. N 8. С. 9 — 10.

 

Закон о содержании под стражей устанавливает иные требования к применению мер безопасности сотрудниками мест содержания под стражей. В соответствии со ст. 44 и п. 3 ч. 1 ст. 45 сотрудники следственных изоляторов вправе применять физическую силу и специальные средства для преодоления противодействия подозреваемого или обвиняемого и пресечения его неправомерных действий, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей. Тем самым, несмотря на единый правовой статус, сотрудники исправительных колоний и следственных изоляторов наделяются разными по объему полномочиями по применению мер безопасности при исполнении своих должностных обязанностей.

Для обеспечения правопорядка на объектах уголовно-исполнительной системы при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут привлекаться силы и средства органов и подразделений полиции. В этой связи важное значение имеет правовое регулирование вопросов взаимодействия между подразделениями полиции и уголовно-исполнительной системы при введении режима особых условий.

В соответствии с п. 13 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) на полицию возлагаются обязанности по оказанию содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Учитывая сложившуюся практику действий сводных отрядов при пресечении противоправных действий осужденных в исправительных учреждениях, в Законопроекте излагаются основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, корреспондирующие с нормами Закона о полиции. Также почти в полном объеме заимствуется перечень видов специальных средств, которые могут применяться в отношении осужденных и иных лиц при наличии соответствующих правовых оснований.

Представленная редакция законопроекта вносит принципиальное изменение, касающееся территориальных пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно ч. 2 ст. 28 в редакции законопроекта сотрудники уголовно-исполнительной системы наделяются правом применения физической силы, специальных средств и оружия также за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы, прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования, охраняемых объектов и при конвоировании.

Принятие предлагаемых в законопроекте изменений может позволить усовершенствовать механизм применения мер государственной защиты сотрудников и их близких лиц, регламентированный в Федеральном законе от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее — Закон о государственной защите). В частности, особый интерес имеет обеспечение личной охраны защищаемых лиц, осуществление которой предполагает применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Непосредственная реализация данной меры возлагается на сотрудников отделов специальных подразделений (далее — ОСН), которые обладают необходимыми специальными навыками, позволяющими адекватно реагировать на возникающие внешние угрозы, в том числе в условиях массового скопления людей. Вместе с тем при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники ОСН руководствуются соответствующими нормами Закона об учреждениях и органах, которые определяют порядок и пределы правомерности их применения. В ст. 28 действующей редакции данного Закона определен перечень объектов, в пределах которых сотрудники УИС как должностные лица правомочны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. В то же время вне пределов установленных границ, где наиболее вероятно совершение противоправных действий в отношении защищаемого лица, сотрудники УИС, применяя оружие, руководствуются общими правилами, согласно Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», действие которых распространяется на всех граждан Российской Федерации, имеющих оружие на законных основаниях.

В определенной степени новеллой для Закона об учреждениях и органах стало предложение о применении мер безопасности сотрудниками в составе подразделения (группы). Согласно ст. 1 законопроекта ч. 1 ст. 28 Закона об учреждениях и органах предлагается изложить в следующей редакции: «Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами» <5>. Действуя в составе подразделения (группы), предупреждение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящий в состав подразделения (группы). Введение данного положения повышает оперативность и согласованность действий при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых неповиновений на объектах уголовно-исполнительной системы.

———————————

<5> Проект Федерального закона N 802242-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=131481.

 

Таким образом, предлагаемые в законопроекте изменения главы пятой Закона об учреждениях и органах направлены, прежде всего, на систематизацию и унификацию требований, касающихся оснований и порядка применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вместе с этим обсуждаемые изменения учитывают существующие проблемы взаимодействия между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы и органами и подразделениями полиции при введении режима особых условий в исправительном учреждении.

 

Литература

  1. Антипов А.Н., Овчинников С.Н., Киселев Э.П. О некоторых дестабилизирующих факторах // Преступление и наказание. 2014. N 3. С. 14 — 16.
  2. Овчинников С.Н. Российская правовая система в фокусе постановлений Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2013. N 4. С. 9 — 11.
  3. Овчинников С.Н. Строго по закону // Преступление и наказание. 2013. N 8. С. 9 — 10.
  4. Смирнов А.М. Характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 6. С. 19 — 20.
  5. Проект Федерального закона N 802242-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=131481.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code