ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США

А.В.Быков, М.А.Калужина

На основе анализа зарубежного опыта расширяются имеющиеся научно-теоретические представления о средствах обеспечения порядка и условий отбывания наказаний, критериях обеспечения безопасности в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: пенитенциарная политика, общие и специальные средства обеспечения режима, информационное обеспечение, объекты учета, компьютерные технологии, оперативный контроль.

 

Практическое решение стоящих перед уголовно-исполнительной системой России задач невозможно без всестороннего научно обоснованного изучения тенденций ее развития на современном этапе. Интеграция пенитенциарной системы России в международное сообщество требует широкого ознакомления с теорией и практикой организации деятельности пенитенциарных учреждений ведущих иностранных государств, комплекса мер, принимаемых для обеспечения изоляции, безопасности заключенных, средств обеспечения режима исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Пенитенциарная система Соединенных Штатов Америки как составная часть государственной правоохранительной системы весьма специфична и существенно отличается от пенитенциарной системы нашей страны в силу особенностей правовых систем, их географического положения, национальных, исторических и политико-правовых традиций <1>.

———————————
<1> Подр. см.: Быков А.В. Особенности пенитенциарных систем США, ФРГ, Франции, Великобритании // Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России «Юридическая наука и практика» / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара, 2014. С. 30 — 34; Быков А.В. Пенитенциарные системы США, ФРГ, Франции и Великобритании: особенности организации и деятельности // Юридическая наука: история и современность. 2013. N 11. С. 165 — 174.

 

В ней нет и никогда не было единственного федерального министерства, несущего ответственность за состояние правопорядка в стране. Федеральные тюрьмы и тюрьмы штатов не представляют замкнутой иерархичной системы, они независимы друг от друга. Независимо от уровня власти деятельность пенитенциарных учреждений основывается на строгом соблюдении закона, подчинена цели внутренней безопасности государства и обеспечению эффективного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Федеральное бюро тюрем (ФБТ) является федеральным агентством Министерства юстиции США. Основной целью ФБТ является реализация пенитенциарной политики государства посредством решения социально значимых задач по достижению целей наказания, обеспечения законности и защиты общества.

Содержанием пенитенциарной политики США является соблюдение требований безопасности и экономическая целесообразность функционирования пенитенциарных учреждений; а также обеспечение таких условий содержания заключенных, которые не ущемляют достоинство человека и предоставляют им возможность самосовершенствования и развития с целью их последующей ресоциализации <2>.

———————————
<2> Официальный сайт Министерства юстиции США. http://www.justice.gov/agencies/ (дата доступа: 22.07.2015).

 

Порядок исполнения и отбывания наказаний в пенитенциарных учреждениях США, связанных с изоляцией заключенного от общества, можно расценивать как социальную и правовую категорию. Можно сказать, что в нем нашли отражение нравственные установки и отношение общества и государства к лицам, нарушившим закон.

На основании правовых положений, закрепленных Титулом 18 Свода законов США, параграф 3621, после вынесения приговора судом ФБТ по своему усмотрению определяет вид пенитенциарного учреждения в период отбывания наказания <3>. В свою очередь от вида учреждения зависят порядок и условия отбывания наказания, иными словами, режим содержания и средства его обеспечения.

———————————
<3> Свод законов США. http://uscode.house.gov/ (дата доступа: 12.07.2015).

 

Правовой регламентацией порядка отбывания наказаний и условий содержания в пенитенциарных учреждениях штатов являются положения «Официального руководства ФБТ», утвержденного в 2014 г. <4>. Оно представляет собой установленную ведомственным законодательством систему правил, определяющих порядок и условия отбывания наказаний лицами, в отношении которых вынесен приговор, а также содержит правила исполнения наказаний, относящиеся к персоналу.

———————————
<4> Официальный сайт Национального института исправительных учреждений США. Подраздел «Библиотека». Legal Resource Guide to the Federal Bureau of Prisons. 2014. P. 16 — 17. http://www.bop.gov/resources/pdfs/legal_guide.pdf (дата доступа: 16.07.2015).

 

В соответствии с положениями «Официального руководства ФБТ» администрация пенитенциарных учреждений США несет ответственность за обеспечение безопасности и соблюдение режима содержания заключенных. Для этих целей ФБТ использует широкий спектр правовых, организационных и тактических мер с применением различных средств, позволяющих эффективно осуществлять контроль и надзор за поведением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Представляется важным уточнить понятие средств обеспечения режима в исправительных учреждениях. По мнению некоторых исследователей, основным средством обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях ведущих иностранных государств является изоляция от общества, как внешняя (от общества), так и внутренняя (внутри учреждения) <5>.

———————————
<5> Павленко А.А. К вопросу о возможности использования зарубежного опыта средств обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 1. С. 104.

 

Исследуя сущность понятия «средство», необходимо заметить, что под этим термином понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности» <6>.

———————————
<6> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 760.

 

В понимании А.С. Михлина «средства обеспечения режима предназначены для обеспечения нормального порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми участниками уголовно-исполнительных отношений» <7>. Теоретики подразделяют средства на две группы: средства обеспечения режима общего характера и специальные средства обеспечения режима.

———————————
<7> Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 238.

 

Исходя из приведенного содержательного определения данного понятия, к общим средствам обеспечения безопасности пенитенциарных учреждений США возможно отнести соблюдение законодательства всеми участниками пенитенциарных отношений, трудовое, общественное воздействие, реализацию реабилитационных программ (например, лечение от злоупотреблений психотропными веществами, образовательные программы и профессиональное обучение, индивидуальные и/или групповые консультации, медицинскую/психиатрическую реабилитацию).

Воздействие специальных средств обеспечения режима направлено преимущественно на заключенных, и их применение зависит от ряда факторов. Администрацией пенитенциарного учреждения США, исходя из целей наказания, определяется уровень охраны и персонал, как предоставляемый учреждением, так и привлекаемый из охранных структур для контроля поведения заключенных. При определении средств обеспечения режима учитывается его потребность в медицинской помощи и возможность ее квалифицированного оказания пенитенциарным учреждением.

Обеспечение режима в пенитенциарных учреждениях США, в том числе и специальными средствами, расценивается как обеспечение национальной безопасности общества и государства и является прерогативой государственной власти. Такой подход предопределяет выработку национальной стратегии безопасности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, организацию и осуществление комплекса мер по обеспечению порядка отбывания наказаний, решение широкого спектра вопросов в рамках единых стандартов, направленных на достижение конкретных целей.

Классификация осужденных к лишению свободы силами ФБТ создает необходимые предпосылки для дифференциации условий содержания. Она тесно связана с категорией преступления, определяемой судом. Это демонстрирует единство и взаимозависимость указанных институтов по оценке общественной опасности преступления и выбора пенитенциарного учреждения. Для этих целей ФБТ выработана специальная программа <8>, содержащая критерии, целый ряд факторов, исходные положения которых позволяют определять степень общественной опасности каждого индивида и выработать соответствующие предложения по определению режима содержания. Таким образом, различные категории заключенных содержатся в различных учреждениях или в разных частях одного и того же пенитенциарного учреждения.

———————————
<8> Официальный сайт Федерального бюро тюрем США. Federal Bureau of Prisons. Program Statement 5100.08, Inmate Security Designation and Custody Classification http://www.bop.gov/policy/progstat/5100_008.pdf Program Statement 5100.08 (дата доступа: 02.06.2015).

 

В зарубежной науке в настоящее время исследователями выделены следующие категории: высокой степени опасности (10% от общего количества заключенных); средний уровень высокой степени опасности (25% от общего количества заключенных); низкий уровень высокой степени опасности (35% от общего количества заключенных); минимальный уровень опасности (25% от общего количества заключенных). Оставшаяся часть не соотнесена ни с каким уровнем опасности, это мужчины и женщины, привлеченные к ответственности в административном порядке (принудительное медицинское лечение, пребывание в СИЗО, частных тюрьмах) <9>. Классификация заключенных переопределяет допустимость применения сил и средств по обеспечению режима содержания <10>.

———————————
<9> Corrections: a Text // Reader. Edited by Mary Stohr, Antony Walsh, Craig Hemmens. Thousand Oaks, California. 2009. P. 116.
<10> Официальный сайт Федерального бюро тюрем США. Central Inmate Monitoring System, 28 C.F.R. pt. 524, subpt. F; Program Statement 5180.05. http://www.bop.gov/policy/progstat/5180_005.pdf (дата доступа: 02.06.2015).

 

Заключенные в зависимости от категории совершенного преступления и режима содержания отбывают наказания в следующих пенитенциарных учреждениях, находящихся под управлением ФБТ:

— пенитенциарные учреждения США (United States Penitentiary, USP) среднего уровня опасности заключенных;

— федеральные исправительные учреждения (Federal Correctional Institution, FCI) минимального уровня опасности;

— федеральные тюремные лагеря (Federal Prison Camp, FPC) для женщин, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, где труд является обязательным;

— федеральный центр содержания заключенных (Federal Detention Center, FDC), расположенный в Вашингтоне;

— супермаксы (Administrative Maximum Facility, ADX) для лиц мужского пола, особо опасных преступников, нуждающихся в самом жестком контроле.

В США пенитенциарные учреждения минимального уровня опасности не имеют вооруженной охраны. Заключенные в этих учреждениях находятся на полусвободном режиме. В них действует облегченный режим, а лицам, отбывающим наказание, предоставляется возможность трудиться за пределами учреждения. Они представляют собой лагеря или фермы, которые специализируются на строительстве дорог, выполнении сельскохозяйственных и других общественно полезных работ. В случае нарушения режима заключенный может быть переведен в охраняемый тюремный сектор учреждения. Следует отметить, что американская система пенитенциарных учреждений изначально проектировалась таким образом, чтобы гарантированно можно было обеспечить максимальную безопасность объекта при минимальных затратах на средства охраны.

Важнейшим средством по осуществлению оперативного контроля преступной среды является учет, который позволяет осуществлять сбор, накопление, хранение, систематизацию и выдачу оперативной информации. В пенитенциарных учреждениях США информационное обеспечение имеет ведомственную правовую регламентацию <11> и осуществляется посредством использования централизованной информационно-аналитической автоматизированной программы мониторинга поведения лиц и преступных сообществ.

———————————
<11> Central Inmate Monitoring System, 28 C.F.R. pt. 524, subpt. F; Program Statement 5180.05.

 

Неоценимую пользу имеет приведение всех видов учетов в целостную централизованную систему, позволяющую персоналу учреждений обращаться к ним всякий раз, когда необходимо принять решение о перемещении заключенного в другой тюремный корпус, на новое спальное место либо перевести в другое исправительное учреждение.

Оперативная информация, имеющаяся в компьютерных базах данных, носит прогностический и конфиденциальный характер и содержит установочные сведения, биографические факты, характеристики личности осужденного, представляющие оперативный интерес в целях обеспечения безопасности исправительного учреждения. Отдельные компоненты этих учетов являются обязательными, базовыми, и заключенные, как правило, не информируются о ведении в отношении них таких оперативно-справочных учетов.

Объектами учета являются заключенные, чья криминальная активность выражается в солидарности с лицами, нарушающими порядок отбывания наказания, их моральной и материальной поддержке, тяготеющие к преступной среде, демонстрирующие психологическую готовность к участию в «сходках», причастные к выявлению в криминальной среде агентуры, обладающие устойчивыми связями с криминально активными лицами на воле и др.

В зависимости от криминальной активности это могут быть заключенные, проходящие в качестве свидетелей по делам в судах, либо лица, содействующие осуществлению правосудия, осведомители, конфиденты, агенты, сотрудничающие с оперативными органами; криминально активные лица, вовлеченные в преступные схемы по незаконному распространению наркотических средств, члены ОПГ, поддерживающие преступные связи на воле, отказывающиеся признавать свою вину, а также осужденные к пожизненному лишению свободы; склонные к нарушению порядка пребывания в пенитенциарном учреждении и враждебно настроенные по отношению к персоналу учреждений; участники «громких дел» и беспорядков на территории пенитенциарного учреждения; члены преступных и уличных группировок, политических объединений. Нужно отметить, что полный перечень регистрируемых объектов информационного компьютерного учета CIM содержит иные криминологические характеристики, которые не отражены в статистических отчетах и являются закрытой информацией для большинства ученых-исследователей в этой области.

К современным методам оптимизации осуществления контроля и надзора, повышения уровня обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы также следует отнести возможности применения персоналом технических и специальных средств. Новейшие аудиовизуальные, электронные и иные технические достижения применяются для осуществления функций надзора и контроля, предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Специальная техника в пенитенциарных учреждениях США используется в качестве средства достижения цели предупреждения, пресечения и выявления нарушений заключенными установленного порядка отбывания наказания. Неоценима роль инженерно-технических средств охраны и надзора в создании условий по предупреждению и пресечению побегов, нарушений установленного режима, получении необходимой информации о девиантном поведении заключенных, а также для обеспечения безопасности пенитенциарных учреждений.

С 2000 г. в большинстве федеральных тюрем США успешно используется радиочастотная система непрерывного слежения и идентификации <12>. На сегодняшний день это единственная система электронного слежения и графического позиционирования в режиме реального времени, принцип действия которой знаменует революционный прорыв в обеспечении комплексного и повсеместного контроля и надзора осужденных и персонала в пенитенциарных учреждениях США <13>.

———————————
<12> TSI PRISM Radio Frequency Identification (RFID) Tracking System. http://www.tsiprism.com/html/index.html# (дата доступа: 02.08.2015).
<13> http://www.blackcreekisc.com/rfid.html# (дата доступа: 14.08.2015).

 

Каждые две секунды система проверяет местонахождение заключенных, на которых надеты подающие радиосигналы приборы, похожие на наручные часы. Эти сигналы поступают на приемные устройства и оттуда по сети передаются на компьютеры центра управления. При погружении прибора в воду сигнал не пропадает. Персонал, осуществляющий функции надзора, имеет при себе устройство, закрепленное на ремне, размером с пейджер, которое при горизонтальном положении или падении сотрудника тут же подает сигнал тревоги.

Использование компьютерных технологий с применением цифровых систем контроля и наблюдения позволяет эффективно реализовывать задачи по осуществлению комплексного контроля территории пенитенциарного учреждения; постоянного наблюдения за поведением заключенных в жилых и производственных зонах; контроля несения службы персоналом; оперативного реагирования при возникновении внештатных ситуаций; возможности документирования информации и последующего ее воспроизведения.

В США существует довольно большое количество различных учреждений и организаций, без деятельности которых реализацию пенитенциарной политики государства представить довольно сложно. Это правовые институты, относящиеся к Министерству юстиции, ведомственные и независимые общественные исследовательские учреждения, научно-технические центры, задачей которых является комплексное осуществление государственной политики в отношении федеральных заключенных, реализация процедуры исполнения наказаний на высокопрофессиональном уровне.

Например, при Министерстве юстиции США функционирует Национальный институт юстиции. Важнейшей задачей этого научно-исследовательского учреждения является исследование проблем предотвращения преступности, а также поиск специалистов-практиков и исследователей, способных осуществлять новейшие технические разработки современных гаджетов. Для достижения этих целей на государственном уровне в постоянном режиме ведется работа по мониторингу и исследованию возможностей научного и интеллектуального потенциала в этой области. Институт крайне заинтересован в реализации творческих инновационных решений и осуществляет функции по приему и рассмотрению заявок физических и юридических лиц на получение грантов для проведения технических разработок, способствующих решению проблем безопасности и реализации уголовного правосудия.

Технологический центр изучения передового опыта пенитенциарных учреждений США и Национальный технологический институт исправления и наказания США <14> осуществляют работу по внедрению научных и технических достижений в практику деятельности пенитенциарных учреждений, в том числе по обеспечению надзора и контроля заключенных. Предоставляя правовую, организационную и научную платформу для сотрудничества, обмена и сбора информации, эти правовые институты координируют процессы разработки, апробации и внедрения новейших технологий и стратегий средств контроля и комплексной безопасности.

———————————
<14> Официальный сайт Национального технологического института исправления и наказания США. https://www.justnet.org/our_centers/COEs/corr-tce.html (дата доступа: 09.06.2015).

 

В задачи исследовательских учреждений также входят обеспечение требований разработчиков, коммерциализация и оценка эффективности, координация и разработка руководящих принципов в определении выбора технологии, последующего планирования и реализации технологических решений. В 2013 г. усилия института были сосредоточены на вопросе поиска возможных путей совершенствования технического противодействия персоналом учреждений пресечения контрабанды мобильных телефонов в пенитенциарных учреждениях США <15>.

———————————
<15> См., напр., Пертли Л.Ф., Железная Ю.Ю. Организация предупреждения и пресечения поступления средств мобильной связи в места лишения свободы иностранных государств // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М., 2015. N 4. С. 27 — 29.

 

Важнейшим аспектом в выборе партнеров для проведения независимых исследований, предоставления грантов с целью выработки эффективных инструментов противодействия пенитенциарной преступности и реализации уголовного правосудия являются государственные программы. Так, в рамках программы NLECTC System, осуществляемой Национальным технологическим институтом исправления и наказания США, ежегодно проводятся конкурсы на получение грантов на проведение совместных научно-технических разработок исследовательскими лабораториями среди технических агентств и частных лиц на государственном уровне и уровне штатов <16>.

———————————
<16> Официальный сайт Национального технологического института исправления и наказания США. Ежегодный доклад Национального технологического института исправления и наказания США за 2011 г. https://www.justnet.org/pdf/NLECTC-System-2011-Annual-Report.pdf (дата доступа: 02.06.2015).

 

Мощным инструментом контроля является постоянно действующая комиссия по проведению процедур аккредитации всех исправительных учреждений ФБТ, входящая в состав Ассоциации исправительных учреждений. Технические новинки и инновационные решения становятся предметом научных дискуссий представителей пенитенциарных и научных учреждений во время проведения постоянных совместных научных форумов и конференций.

Вопросы контроля и надзора в отношении заключенных в США относятся к сфере государственных интересов и рассматриваются с позиций обеспечения комплексной безопасности. Такие подходы обусловливают тесное взаимодействие с иными правоохранительными органами, научными и общественными организациями, что играет положительную роль в повышении эффективности деятельности пенитенциарных учреждений.

Иностранными государствами в лице исследовательских институтов с различным правовым статусом постоянно осуществляется поиск инновационных решений по выработке комплекса организационно-практических мероприятий по осуществлению пенитенциарной политики по реализации уголовного правосудия и обеспечения безопасности общества и государства. Исследовательские центры и учреждения США являются активными профессиональными агентами общества, организующими его деятельность по преодолению пенитенциарной преступности и профилактике правонарушений.

В процессе поиска путей модернизации системы наказаний и реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации целесообразно конструктивное изучение деятельности пенитенциарных учреждений ведущих иностранных государств. В частности, следует уделять внимание изучению целого ряда важных аспектов, таких как:

— внесение корректив в порядок отбывания наказаний, касающихся структуры построения самих исправительных учреждений, объединяющих в себе различные условия содержания осужденных (с проживанием на полусвободном режиме) и в условиях строгой изоляции (в помещениях камерного типа), обеспечение максимальной безопасности объекта при минимальных затратах на средства охраны;

— способы и методы диагностики личности осужденных с перспективой определения для конкретного индивида порядка исполнения и отбывания наказаний не судом, а администрацией учреждения;

— критерии дифференциации осужденных при их первичной и последующих классификациях;

— целостная централизованная система учетов лиц, отбывающих наказание, с правом доступа администрации учреждений в целях оптимизации порядка отбывания наказаний;

— поиск инновационных решений на постоянной основе путем проведения независимых исследований, предоставление грантов с целью выработки эффективных инструментов противодействия пенитенциарной преступности;

— постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля реализации уголовного правосудия и обеспечения безопасности общества и государства.

Литература

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р) (в ред. от 31.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Быков А.В. Особенности пенитенциарных систем США, ФРГ, Франции, Великобритании // Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России «Юридическая наука и практика» / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара, 2014. С. 30 — 34.
  3. Быков А.В. Пенитенциарные системы США, ФРГ, Франции и Великобритании: особенности организации и деятельности // Юридическая наука: история и современность. 2013. N 11. С. 165 — 174.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 760.
  5. Павленко А.А. К вопросу о возможности использования зарубежного опыта средств обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 1. С. 104.
  6. Пертли Л.Ф., Железная Ю.Ю. Организация предупреждения и пресечения поступления средств мобильной связи в места лишения свободы иностранных государств // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М., 2015. N 4. С. 27 — 29.
  7. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 238.
  8. Corrections: a Text/Reader. Edited by Mary Stohr, Antony Walsh, Craig Hemmens. Thousand Oaks, California. 2009. P. 116.
  9. Официальный сайт Министерства юстиции США. http://www.justice.gov/.
  10. Официальный сайт Федерального бюро тюрем США. http://www.bop.gov.
  11. Официальный сайт Национального института исправительных учреждений США. http://www.bop.gov.
  12. Ежегодный доклад Национального технологического института исправления и наказания США за 2011 г. https://www.justnet.org/pdf/NLECTC-System-2011-Annual-Report.pdf.

Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2015, N 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code