РОЛЬ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ

А.А.Мохов

В статье раскрывается функция противодействия служб безопасности организаций рейдерским захватам. Показаны правовые проблемы реализации данной функции службами безопасности организаций, что снижает их роль в противодействии рейдерским захватам.

Ключевые слова: службы безопасности организаций, функции служб безопасности, функция противодействия рейдерским захватам, проблемы правового регулирования деятельности по обеспечению соответствующими службами безопасности организаций.

 

В современных условиях непросто одновременно обеспечить коммерческий успех организации и ее безопасность. Чем более успешным является бизнес, тем он более привлекателен для нечистоплотных на руку дельцов, отдельных чиновников, представителей правоохранительных органов, следовательно, потенциально более уязвим, подвержен ряду угроз, в том числе попыткам рейдерских захватов.

Поэтому в последние годы активно развивается целое направление по обеспечению различных видов безопасности в предпринимательстве (информационной, имущества, персонала, экономической и др.). Сформировался рынок услуг, посредством которых обеспечиваются отдельные виды безопасности субъектов предпринимательства. Так, рынок охранных услуг (в первую очередь имущества предпринимателей) представлен частными охранными организациями <1>, а также подразделениями вневедомственной охраны <2>. Отдельные угрозы экономической безопасности нивелируются привлечением квалифицированных аудиторов <3>, оценщиков <4>, информационной — привлечением специалистов и компаний, специализирующихся на оказании услуг по обеспечению информационной безопасности организаций.

———————————

<1> Статья 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> См.: п. 25 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД РФ от 13 мая 2011 г. N 367 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД РФ от 16 июля 2012 г. N 689 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны объектов, квартир и мест хранения имущества граждан с помощью технических средств охраны» // СПС «КонсультантПлюс».

<3> Части 2 и 7 ст. 1 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

<4> Статьи 3 и 5 ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

 

Несмотря на наличие на рынке достаточного числа субъектов, предлагающих услуги по обеспечению отдельных видов безопасности для бизнеса, многие субъекты предпринимательской деятельности предпочитают создавать собственные службы безопасности.

Причин этому явлению несколько:

— передача функций по обеспечению безопасности организации на аутсорсинг решает некоторые из проблем безопасности, но далеко не все;

— круг потенциальных пользователей уязвимой, чувствительной, конфиденциальной информации при передаче отдельных функций организации на аутсорсинг возрастает;

— значительные расходы на безопасность (особенно если она обеспечивается разными аутсорсинговыми организациями);

— сложность либо невозможность обеспечения комплексной безопасности организации, а не отдельных ее видов.

Комплексная безопасность организации — это состояние защищенности от реальных и потенциальных угроз социального, экономического, техногенного, природного характера, которая обеспечивается совокупностью различных организационных, технических, правовых средств (методов).

Комплексная безопасность обеспечивается единством действий различных подразделений организации (в том числе и привлеченных, т.е. аутсорсинговых). Такое единство может быть обеспечено лишь в случае, если в организации существует необходимое структурное подразделение, обеспечивающее координацию и контроль за соблюдением требований организации к обеспечению безопасности в целом и ее отдельных видов.

Большинство рейдерских захватов становятся успешными при следующих условиях:

— наличие «слабого» или «уязвимого» места у субъекта предпринимательской деятельности («серые» или «черные» схемы работы с партнерами, незаконное использование в практике интеллектуальных прав, занижение налогооблагаемой базы, выплаты работникам «в конвертах», ненадлежащим образом оформленные либо не оформленные вовсе отдельные правоустанавливающие документы и др.);

— наличие «засланного казачка» <5> (среди менеджмента, учредителей, акционеров и др.);

———————————

<5> Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2005. С. 298. 880 с.

 

— неблагоприятный внешний фон (негативный имидж организации в обществе, контролирующих, правоохранительных органах и т.п.);

— отсутствие необходимой организационной структуры (службы безопасности) и подготовленных кадров, способных противостоять попыткам рейдерских захватов.

Если проанализировать названные выше условия, то оказывается, что сам субъект предпринимательской деятельности способен оказывать влияние на них в той или иной мере. И наоборот, внешние, привлекаемые для обеспечения отдельных видов безопасности субъекты, как правило, не способны противостоять угрозам рейдерских захватов.

Так, охранные организации совершенно бесполезны в таких случаях защиты имущества, как рейдерские захваты <6>. Конфликтовать с судебными приставами, имеющими на руках исполнительные листы, явно нарушать их требования охранники вряд ли будут. Большой ли толк в защите информации современными техническими средствами, если один из топ-менеджеров организации сотрудничает с бизнес-разведкой конкурента или рейдера? Может ли юридическая служба организации <7> взять на себя такого рода функции? По общему правилу — нет. В ней сосредоточены бизнес-юристы, хозяйственники, которые постоянно взаимодействуют с судами, некоторыми контролирующими, но не правоохранительными органами. Мало кто из них имеет опыт оперативно-розыскной деятельности. Поэтому юрисконсульты организаций могут лишь вскрывать отдельные факты, свидетельствующие о нездоровом интересе к компании, фиксировать рост нарушений договорной дисциплины со стороны контрагентов и т.п., сигнализировать руководству организации о неблагоприятных изменениях внешней среды.

———————————

<6> Брусничкин Г., Лабутин Н. Важнейшие субъекты в сфере безопасности // БДИ. 2010. N 4. С. 47.

<7> Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. 176 с.

 

Рейдерский захват не бывает спонтанным. Он предполагает подготовку и последующее проведение ряда мероприятий по различным направлениям. Эта работа осуществляется бизнес-разведкой потенциального рейдера или иной организации, действующей в его интересах.

Деятельность бизнес-разведки осуществляется по следующим направлениям:

— информационно-аналитическое (поиск уязвимого места и последующая атака на него);

— организация взаимодействия с другими субъектами предпринимательской деятельности (объединение усилий в борьбе с хозяйствующим субъектом — жертвой для последующего захвата либо ослабления);

— организация взаимодействия с контролирующими, правоохранительными, иными органами, чья гласная либо негласная поддержка или попустительство могут иметь значение для реализации намеченных планов;

— агентурная работа (подготовка и внедрение нужных работников в организацию; вербовка менеджмента организации-жертвы).

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что противостоять угрозам рейдерских захватов потенциально способны лишь те субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют в составе своей организационной структуры эффективную службу безопасности, на которую возложена функция по противодействию рейдерским захватам.

Именно службы безопасности по общему правилу:

— осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами;

— противодействуют криминальным структурам;

— выявляют каналы утечки информации;

— проводят проверки персонала;

— осуществляют сбор и анализ информации о внешних и внутренних угрозах организации.

Правильно организованная работа (наличие собственной службы безопасности с четко определенными функциональными обязанностями ее сотрудников; правильный подбор и расстановка кадров; организация эффективного взаимодействия подразделений организации) по обеспечению комплексной безопасности организации позволяет надеяться на стабильное развитие бизнеса, снижение существующих рисков, в том числе и рисков рейдерских захватов.

В то же время нельзя забывать о том, что любая организация, ее структурные подразделения, работники, на которых возложены обязанности по обеспечению тех или иных видов безопасности, должны действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства, в противном случае проводимая работа по обеспечению комплексной безопасности субъекта предпринимательской деятельности способна повлечь за собой ряд рисков, ряд неблагоприятных последствий.

Рассмотрим правовую основу функционирования службы безопасности в предпринимательстве.

Конституция РФ закрепляет ряд важных положений, позволяющих создавать службы безопасности организаций и возлагать на них соответствующие задачи:

— в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

— в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);

— каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

— право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35);

— каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).

Из федеральных законов следует указать:

— Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

— ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

Необходимо отметить, что указанные выше Федеральные законы оказывают опосредованное влияние на работу служб безопасности организаций (через систему требований к информационным ресурсам, к привлекаемым для охраны объектов лицам и др.). Прямых упоминаний о службе безопасности в предпринимательстве мы не находим на уровне федеральных законов. Исключения касаются лишь отдельных служб безопасности (например, на транспорте <8>) и лишь в незначительной части их многогранной деятельности.

———————————

<8> См., например: ст. ст. 83, 84 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»; п. п. 36 — 38 Приказа Минтранса РФ от 18 апреля 2008 г. N 62 «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» // СПС «КонсультантПлюс».

 

В качестве общефедерального нормативно-правового регулятора можно также указать Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», которым закреплены должностные обязанности и требования к квалификации сотрудника службы безопасности. Однако предъявляемые требования распространяются лишь на соответствующих работников сферы культуры, искусства и кинематографии.

Сложившуюся ситуацию в части правового обеспечения деятельности служб безопасности в предпринимательстве вряд ли можно считать нормальной по следующим основаниям:

— отсутствие основных ориентиров в деятельности служб безопасности, профессиональной карьере работников таких служб не позволяет надеяться на их высокую эффективность в решении многих задач;

— отсутствие должного правового регулирования организации и деятельности службы безопасности в предпринимательстве не позволяет осуществлять ряд задач (например, по легальному взаимодействию с правоохранительными и некоторыми другими органами).

Еще более сложной, трудновыполнимой является рассматриваемая функция по противодействию рейдерским захватам в условиях полного соблюдения требований современного российского законодательства. Дело в том, что эффективный заслон деятельности бизнес-разведки (работающей, как правило, вне правового поля, но остающейся неуязвимой для правоохранительных органов, следствия и суда) может поставить не просто служба безопасности субъекта предпринимательства, а лишь специально подготовленные сотрудники такого подразделения, ее контрразведка.

В крупных отечественных организациях иногда создаются самостоятельные контрразведывательные отделы (подразделения в составе служб безопасности организаций), в более мелких обязанности по контрразведке поручают одному или нескольким сотрудникам службы безопасности. Их основной задачей является противодействие разведывательным мероприятиям (со стороны конкурентов и потенциальных рейдеров).

Анализ законодательства показывает, что такие контрразведывательные подразделения организаций и их сотрудники могут действовать в очень «узком окне возможностей».

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» к услугам, оказываемым частным детективом, в частности, относятся:

— изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

— установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

— выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов.

Лицам, не имеющим правового статуса частного детектива <9>, запрещается оказывать указанные выше услуги.

———————————

<9> См. подробнее: ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД РФ от 29 сентября 2011 г. N 1039 «Об утверждении Административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника» // СПС «КонсультантПлюс».

 

Заинтересованная в такого рода услугах организация должна заключить договор с частным детективом <10>, имеющим лицензию органов внутренних дел. В противном случае отдельные виды так называемой контрразведывательной деятельности (отнесенные законодателем к услугам, оказываемым частным детективом) будут осуществляться в интересах организации на незаконных основаниях.

———————————

<10> Тихомиров М.Ю. Частная детективная деятельность: Практ. пособ. М., 2014. 79 с.

 

При организации контрразведывательной деятельности организацией следует учитывать также наличие запрета на использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации не уполномоченными на то ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» физическими и юридическими лицами <11>.

———————————

<11> См. подробнее: ч. 6 ст. 6 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»; ст. ст. 1, 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; ст. 20.24 КоАП РФ // СПС «КонсультантПлюс».

 

Отмеченные выше и иные существенные ограничения и запреты, закрепленные действующим законодательством в отношении отдельных видов деятельности (примыкающих по своей сути к оперативно-розыскной деятельности либо являющихся таковыми), вполне понятны. Они обусловлены необходимостью эффективной защиты публичных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В то же время наличие запретов и ограничений вовсе не исключает функционирования правовых механизмов, посредством которых службы безопасности в предпринимательстве могли бы легально, официально, на законных основаниях решать возлагаемые на них (учредителями, высшим менеджментом компаний) задачи, реализовывать те или иные функции в рамках обеспечения комплексной безопасности. В настоящее время такие механизмы фактически отсутствуют.

Следовательно, современная нормативно-правовая база не способствует становлению и развитию службы безопасности в предпринимательстве, затрудняет исполнение специальными подразделениями организаций сложных функций, в том числе и по эффективному противодействию рейдерским захватам.

 

Литература

  1. Брусничкин Г., Лабутин Н. Важнейшие субъекты в сфере безопасности // БДИ. 2010. N 4. С. 46 — 48.
  2. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. 176 с.
  3. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2005. 880 с.
  4. Тихомиров М.Ю. Частная детективная деятельность: Практ. пособ. М., 2014. 79 с.

«Юрист», 2015, N 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code