Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд

Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России

  1. Штрафные санкции и порядок их взыскания должны быть установлены в проекте контракта на стадии опубликования извещения о проведении закупки.

 

Заказчиком осуществлена закупка (далее — закупка).

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком утверждена документация о закупке, поскольку установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием раскрытия понятия «степень детализации и содержательной проработанности предложения участника», и отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и предложениями участников.

Кроме того, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом. Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(Постановление ФАС России от 23.09.2015 по делу N П-812/14/АК630-15)

 

  1. Заказчик обязан исполнить предписание контролирующего органа в срок, установленный в предписании.

 

Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия) принято решение от 25.12.2014 по делу N К-1935/14 (далее — решение от 25.12.2014), в соответствии с которым заказчику (далее — заказчик) выдано предписание от 25.12.2014 по делу N К-1935/14 (далее — предписание).

В ходе рассмотрения настоящего материала установлено, что предписание в срок до 20.01.2015 не исполнено.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Следовательно, действия заказчика, выразившиеся в неисполнении предписания, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, частью 7 статьи 19.5 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 04.09.2015 по делу N П-85/15/АК411-15)

 

  1. При проведении конкурса заказчик должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отобрать исполнителя, предложившего лучшие условия исполнения контракта.

 

Заказчиком проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта по выбору генерального подрядчика на выполнение работ по объекту «Строительство пляжеудерживающих сооружений в районе» (далее — конкурс).

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее — Правила оценки), «оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

По указанному критерию оценки установлен показатель «Деловая репутация участника закупки»:

«Предметом оценки по данному показателю является количество копий положительных отзывов о деловой репутации участника закупки, представленных от заказчиков.

В качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса представляет копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Оцениваться будут только копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе».

Вместе с тем заказчиком в конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения ранее выполненных работ по строительству к аналогичным предмету конкурса.

Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте государственного контракта не установлен соответствующий требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила) размер пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(Постановление ФАС России от 02.09.2015 по делу N К-1802/14/АК266-15)

 

  1. Заказчик должен раскрыть понятие «аналогичность», в случае ее использования при оценке заявок по критерию «квалификация».

 

Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — конкурс).

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком, уполномоченным органом, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее — Правила), «оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателю «Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема».

Вместе с тем в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе указанный порядок оценки заявок на участие в конкурсе не позволяет оценить опыт участника закупки в связи с тем, что в конкурсной документации не указаны показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету конкурса.

Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении установленная заказчиком в конкурсной документации инструкция по заполнению заявки не позволяет определить, в соответствии с какими документами участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе предоставляется информация, подлежащая оценке конкурсной комиссией.

Таким образом, действия заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем установленные заказчиком положения в пункте 7.3 раздела 7 «Требования к участникам открытого конкурса» и пункте 8.32 раздела 8 «Обязательства и права подрядчика» проекта государственного контракта конкурсной документации противоречат друг другу.

Кроме того, установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства должно указывается также в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, действия заказчика, не установившего надлежащим образом в конкурсной документации требование о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(Постановление ФАС России от 18.09.2015 по делу N К-167/15/АК615-15)

 

  1. В обязанности заказчика входит привлечение субъектов малого предпринимательства к не менее пятнадцати процентам заключенных за год контрактов.

 

В соответствии с письмом ФАС России от 09.12.2014 N АК/53957 федеральным органам исполнительной власти надлежало в срок до 20.01.2015 представить в ФАС России информацию об объемах закупок, осуществленных центральными аппаратами указанных органов среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (далее — запрашиваемая информация).

Согласно письму от 19.01.2015 N 619/удд заказчиком требования, установленные частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, не исполнены.

Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в результате чего были установлены следующие обстоятельства.

Согласно отчету об объему закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну и за вычетом закупок, предусмотренных частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, составила 5%, что менее 15%.

За неосуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(Постановление ФАС России от 04.09.2015 по делу N АК537-15)

А.Ю.Лобов, Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code