Решение Верховного Суда РФ от 25.11.2015 N ВКАПИ15-71

Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2013 N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» в части включения квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 2015 г. N ВКАПИ15-71

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.

при секретаре Носенко Н.А.

с участием представителя административного истца Гридина А.В. — Фадеевой Ю.В., представителей Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А., Ильина А.В., военного прокурора <…> управления Главной военной прокуратуры Лиховидова К.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Гридина А.В. о признании недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» в части включения квартиры N <…>, расположенной по адресу: <…> область, пос. <…>, мкр-н <…>, д. <…>, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, поданному через представителя Фадееву Ю.В.,

установил:

Гридин А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации через представителя Фадееву Ю.В. с указанным заявлением, в котором просит признать недействующим и не подлежащим применению ненормативный правовой акт Министерства обороны Российской Федерации — приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» в части включения квартиры N <…>, расположенной по адресу: <…> область, пос. <…>, мкр-н <…> в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

В обоснование заявленного требования указано, что Гридин А.В. имеет выслугу 19 лет 11 месяцев. Первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1998 г. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ему должна была быть предоставлена квартира на условиях социального найма.

Решением о заселении начальника <…> ФГУ <…> Министерства обороны Гридину А.В. с семьей предоставлено жилое помещение — квартира N <…>, расположенная по адресу: <…> область, пос. <…>, мкр-н <…> с указанием, что после регистрации права собственности Российской Федерацией эта квартира ему будет предоставлена по договору социального найма. До регистрации права собственности Российской Федерации на данное жилое помещение с Гридиным А.В. был заключен договор о пользовании жилым помещением N <…> от 1 июня 2012 г.

Однако в период проживания семьи Гридиных в данной квартире она была включена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям. По мнению автора административного искового заявления, названный приказ противоречит требованиям п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 26 января 2006 г., согласно которому отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Включение спорной квартиры в специализированный жилой фонд препятствует ее приватизации, что является нарушением права на жилище и его приватизацию.

В судебном заседании представитель административного истца Фадеева Ю.В. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители Министерства обороны Российской Федерации Стручкова Е.А. и Ильин А.В. не признали требования Гридина А.В. и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым оставить административное исковое заявление Гридина А.В. без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного административного дела.

Из справки войсковой части <…> от 17 августа 2015 г. следует, что <…> Гридин А.В. проходит военную службу с августа 1995 г. по настоящее время. В 1995 — 1999 годах он являлся курсантом Пермского военного института ракетных войск, после окончания обучения в котором в 1999 г. ему было присвоено первое офицерское звание. В дальнейшем до настоящего времени он проходит военную службу на офицерских должностях. Аналогичные сведения содержатся в копии послужного списка Гридина А.В.

Как следует из решения о заселении жилого помещения, без указания номера и даты, подписанного начальником <…> <…> ФГУ «<…>» Г. Гридину А.В. и совместно проживающим с ним членам семьи — супруге Г. и сыну Г. <…> года рождения, предоставлена возможность заселения по договору пользования жилым помещением в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 59,92 кв. м, расположенной по адресу: <…> область, пос. <…>, мкр-н <…>.

В решении указано, что Министерство обороны Российской Федерации обязуется зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данное жилое помещение. После регистрации права собственности Российской Федерации, права оперативного управления будет вынесено решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключен договор социального найма жилого помещения.

Подписью Гридина А.В. на данном решении 1 июня 2012 г. удостоверено, что он с ним ознакомлен и согласен.

Согласно договору пользования жилым помещением от 1 июня 2012 г. N 84, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации, представляемым начальником <…> ФГУ «<…>» Г. и Гридиным А.В., в пользование Гридина А.В. и членов его семьи предоставлена указанная квартира, подлежащая оформлению в собственность Российской Федерации. При этом в пп. 2.2.10 данного договора указано, что Гридин А.В. принимает на себя обязанность по заключению договора служебного найма жилого помещения. В п. 4.1 договора определено, что после регистрации права собственности Российской Федерации, права оперативного управления будет вынесено решение о предоставлении данного жилого помещения по договору служебного найма и заключен договор служебного найма жилого помещения.

По приказу Министра обороны Российской Федерации N 129 от 14 февраля 2013 г. «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» двухкомнатная квартира, расположенная по адресу <…> область, пос. <…>, мкр-н <…> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

Выпиской из лицевого счета N <…> от 17 августа 2015 г., выданной РЭУ N <…> филиала «<…>» ОАО «<…>», подтверждается, что в данной квартире, предоставленной по договору найма служебного жилого помещения N <…> от 9 июля 2013 г. и находящейся в государственной собственности, зарегистрированы по месту жительства Гридин А.В., Г., Г.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются, помимо приведенных выше письменных доказательств, объяснениями лиц, участвующих в деле.

Оценив данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» в части включения квартиры N <…> расположенной по адресу: <…> область, пос. <…> мкр-н <…> в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

В соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Согласно пп. «м» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В соответствии с пп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что Министерство обороны Российской Федерации обладало полномочиями по изданию приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд».

Что касается доводов административного истца о нарушении при издании оспариваемого правового акта п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, что, по его мнению, повлекло нарушение его права на приватизацию жилого помещения, то суд расценивает их как ошибочные по следующим причинам.

Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Как следует из материалов административного дела, на момент издания оспариваемого правового акта с Гридиным А.В. не был заключен договор социального найма или найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, предметом которого являлась квартира, предоставленная ему по договору о пользовании жилым помещением от 1 июня 2012 г. N 84.

Не имеется также оснований для признания обременения прав Министерства обороны Российской Федерации на данную квартиру на момент издания оспариваемого Приказа.

Как указано в административном исковом заявлении, Гридин А.В. полагает, что таким обременением является его право на заключение договора социального найма на спорную квартиру после регистрации на нее права собственности Российской Федерации. В подтверждение наличия у него такого права административный истец ссылается на положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», заключение им первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., наличие выслуги на военной службе 19 лет 11 месяцев, а также на вынесение начальником <…> отдела ФГУ «<…>» решения о заселении жилого помещения, в котором определено, что после регистрации права собственности Российской Федерации, права оперативного управления будет вынесено решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключен договор социального найма.

Однако данные доводы административного истца являются ошибочными.

Как установлено в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что Гридин А.В. как военнослужащий, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания после 1998 г., согласно приведенным выше положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих», обладает правом на обеспечение на весь срок военной службы служебным жилым помещением, которое реализовано им в полной мере.

К лицам, имеющим право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на момент предоставления ему спорной квартиры Гридин А.В. не относился, поскольку на 1 января 1998 г. являлся курсантом, общая продолжительность его военной службы составляла менее 20 лет, увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не подлежал.

Согласно сведениям, содержащимся в указанной выше справке и копии послужного списка, общая продолжительность военной службы Гридина А.В. превысила 20 лет в августе 2015 г. Лишь с этого момента у него в соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возникло право претендовать на получение жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Таким образом, ни на момент предоставления ему спорной квартиры по договору о пользовании жилым помещением (1 июня 2012 г.), ни на момент издания оспариваемого правового акта Министерства обороны Российской Федерации (14 февраля 2013 г.) Гридин А.В. не обладал правом на получение данной квартиры по договору социального найма в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В данной связи оспариваемый им приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 право административного истца на получение спорной квартиры по договору социального найма не нарушает ввиду отсутствия у него такого права в момент возникновения спорных правоотношений.

Кроме того, суд также отмечает, что решение о заселении жилого помещения, на которое ссылается административный истец, не может быть признано обременением прав Министерства обороны Российской Федерации на спорную квартиру, поскольку оно вынесено с нарушением положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Так, в соответствии с положениями п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, являющейся приложением N 1 к данному Приказу, в случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением по рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения по рекомендуемому образцу (приложение N 8 к настоящей Инструкции), на основании которого заключается договор о пользовании.

Таким образом, данное решение о заселении жилого помещения могло быть принято лишь в отношении лица, имеющего право на получение жилого помещения по договору социального найма. Поскольку Гридин А.В. таким правом не обладал, вынесение в отношении него данного решения является незаконным, и не может быть признано обременением прав Министерства обороны Российской Федерации на спорную квартиру в соответствии с п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Таким образом, оснований для признания недействующим оспариваемого правового акта Министерства обороны Российской Федерации, в том числе по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 — 180 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Гридина А.В. о признании недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 129 «О включении недвижимого имущества — жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд» в части включения квартиры N <…>, расположенной по адресу: <…> область, пос. <…>, мкр-н <…> в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

С.Г.СОКЕРИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code