Особенности производства осмотра места происшествия по делам о преступлениях против избирательных прав граждан

Е.И.Бычкова

Рассматриваются отдельные вопросы производства осмотра места происшествия по делам о преступлениях против избирательных прав граждан, его основные задачи и последовательность.

Ключевые слова: избирательные права, осмотр места происшествия.

 

В ч. 3 ст. 3 Конституции РФ провозглашено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет за гражданами право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Непосредственное (прямое) народовластие осуществляет сам народ путем волеизъявления граждан в форме всеобщего голосования (референдума) и в форме свободных выборов (например, Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).

Тем самым конституционно-правовой может быть признана только такая власть, которая была избрана народом. Именно право граждан избирать и быть избранными составляет основу народовластия и демократии.

Нарушение избирательных прав справедливо расценено законодателем как серьезное деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации.

Объективность расследования преступлений рассматриваемой категории — важнейший показатель честности, демократичности институтов народовластия (выборов и референдума), а также стабильности и порядка в обществе и государстве.

Преступления против избирательных прав граждан не относятся к тяжким или особо тяжким, а их количество в общей массе преступлений совсем не велико, однако они могут повлиять на процесс утверждения демократии в нашем государстве.

Расследование указанных преступлений находится в подследственности Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России).

Важнейшим этапом для успешного расследования преступлений данного вида является производство осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия является наиболее сложным и ответственным следственным действием, так как зачастую включает все виды осмотра <1>. В ст. 176 УПК РФ говорится, что осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

———————————
<1> См. подробно: Бычков В.В. Система следственных действий в российском уголовно-процессуальном законодательстве // Российский следователь. 2013. N 10. С. 11 — 14.

 

Осмотр места происшествия является незаменимым следственным действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия. В таком случае не поможет даже самый тщательный допрос свидетелей, потерпевших и т.д., поэтому несвоевременное производство следственного осмотра или вообще отсутствие протокола осмотра в деле (в тех случаях, когда осмотр был необходим) обоснованно рассматривается как существенное упущение в расследовании, нарушение принципа всесторонности, полноты и объективности расследования <2>.

———————————
<2> Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2010. С. 346.

 

Осмотр места происшествия производится незамедлительно после получения данных о совершенном преступлении, в том числе и против избирательных прав граждан, что позволяет установить обстоятельства преступления и его участников, выбрать правильные направления расследования <3>.

———————————
<3> Багмет А.М., Бычкова Е.И., Антонов О.Ю. Противодействие преступлениям против избирательных прав граждан: уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты: Монография. М., 2014.

 

Анализ уголовных дел о преступлениях против избирательных прав граждан позволяет выделить основные задачи осмотра места происшествия по уголовным делам данной категории:

— изучение и фиксация обстановки места происшествия;

— выдвижение версий о механизме происшествия и его участниках;

— обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления;

— установление причин и условий, способствующих совершению преступления;

— получение исходных данных для производства последующих следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Приняв сообщение о происшествии, следователь до выезда на его место:

а) выясняет, кто сообщил о нарушении избирательных прав, характер происшествия, где оно произошло.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 141, 141.1 УК РФ, в большинстве случаев совершаются в помещениях предвыборных штабов кандидатов, участковых, окружных и иных избирательных комиссий. Также возможен «вброс» бюллетеней во время голосования вне участковой комиссии, то есть с использованием передвижных урн для голосования <4>. В этом случае местом происшествия будет пункт «вброса». При этом в ходе расследования обязательному осмотру должна подлежать передвижная урна для голосования.

———————————
<4> Семенов А.Ю. К вопросу о разработке основ криминалистической характеристики преступлений, нарушающих избирательные права граждан // Закон: журнал для прокуроров и следователей. URL: http://law.vl.ru.

 

Согласно Федеральному закону РФ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения РФ.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей;

б) дает поручение должностным лицам об обеспечении охраны места происшествия и сохранности следов на нем;

в) дает поручение об обеспечении присутствия на месте происшествия очевидцев и других лиц, от которых можно получить информацию о происшествии и его участниках;

г) определяет участников осмотра и обеспечивает их прибытие на место происшествия;

д) дает поручение эксперту о проверке укомплектованности технических средств.

Прибыв на место происшествия следователь:

— принимает дополнительные меры к охране места происшествия и обеспечению сохранности следов на нем, удаляет с места происшествия посторонних лиц;

— выясняет характер происшествия, его участников, какие меры приняты для их розыска и задержания, устанавливает, кем и какие изменения внесены в обстановку места происшествия с момента его обнаружения и до его прибытия;

— намечает маршруты движения участников осмотра, определяет роль каждого участника, разъясняет им права и обязанности, сущность предстоящего следственного действия.

Далее следователь приступает непосредственно к осмотру места происшествия, к его рабочему этапу, направленному на отыскание и фиксацию следов преступления; изъятию избирательных документов и других имеющих отношение к преступлению предметов и документов. В ходе осмотра места происшествия следователю необходимо провести предварительное исследование объектов с целью решения вопроса об их относимости к происшедшему событию. Результаты таких исследований имеют ориентирующее значение, используются для выдвижения и проверки версий <5>.

———————————
<5> Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. М., 2005. С. 233.

 

При обнаружении объектов, имеющих отношение к совершенному преступлению (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, иные избирательные документы), следователь проводит их осмотр с целью выявления индивидуальных признаков и поиска на них следов. Однако по делам о преступлениях против избирательных прав граждан, как правило, требуется продолжительное время для осмотра документов либо предметов. Поэтому следователю целесообразно изымать объекты со следами с места происшествия и осматривать в ходе самостоятельного следственного действия.

Тщательное проведение осмотра места происшествия и знание следователя о том, какие документы необходимо изъять в ходе данного следственного действия, позволят наиболее объективно представить событие преступления.

Анализ уголовного и избирательного законодательства позволяет определить следующие виды избирательных документов, документов референдума <6>:

———————————
<6> Бычкова Е.И. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ): особенности предмета преступления // Российский следователь. 2014. N 7. С. 26 — 29.

 

— подписной лист с подписью избирателя или участника референдума;

— избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме;

— открепительное удостоверение;

— список избирателей или участников референдума;

— протокол об итогах голосования, сводная таблица об итогах голосования.

Подписной лист — это установленной законом формы лист, содержащий подписи избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума <7>.

———————————
<7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.А. Чекалина // «КонсультантПлюс».

 

Бюллетень — документ, содержащий юридически значимую информацию о волеизъявлении гражданина при голосовании на выборах и референдуме.

Открепительные удостоверения используются тогда, когда избиратель, участник референдума в день голосования не может прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, но будет находиться в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В этом случае такой избиратель, участник на основании полученного в соответствующей комиссии открепительного удостоверения принимает участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования <8>.

———————————
<8> Борисов А.Н. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2006.

 

Список избирателей — это официальный документ, в который вносятся все граждане данного избирательного участка, имеющие право участвовать в выборах. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Протокол об итогах голосования — документ, в котором избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования.

Сводная таблица об итогах голосования — документ об итогах голосования.

На уровне подзаконных актов могут предусматриваться и другие виды избирательных документов. Как следует из анализа п. 2.5.1 Инструкции о порядке электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящими комиссиями <9>, к избирательным документам можно отнести, в частности, реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение избирательного законодательства, поступивших в участковую комиссию; заявления избирателей, участников референдума о выдаче им открепительных удостоверений (если они поступили); доверенности на получение открепительных удостоверений (если они предъявлялись); акт о передаче вышестоящей избирательной комиссией списка избирателей, участников референдума; реестр регистрации поданных заявлений (устных обращений) избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; письменные заявления избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (если такие заявления поступили) и др.

———————————
<9> Постановление ЦИК России от 07.09.2011 N 31/276-6 «О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/.

 

В заключение необходимо акцентировать, что по уголовным делам о преступлениях против избирательных прав граждан недопустимы случаи, когда документы, обнаруженные в ходе осмотра места происшествия, учитываются выборочно либо путем указания их общего количества. Каждый документ может оказаться решающим при квалификации деяния, формировании картины произошедшего, поэтому при изъятии избирательных документов во время осмотра места происшествия нужно в обязательном порядке указывать их наименование и иные реквизиты.

Литература

  1. Багмет А.М., Бычкова Е.И., Антонов О.Ю. Противодействие преступлениям против избирательных прав граждан: уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты: Монография. М.: Юрлитинформ, 2014.
  2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. М., 2005. С. 233.
  3. Безлепкин Б.Т Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2010. С. 346.
  1. Борисов А.Н. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2006.
  2. Бычков В.В. Система следственных действий в российском уголовно-процессуальном законодательстве // Российский следователь. 2013. N 10. С. 11 — 14.
  3. Бычкова Е.И. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ): особенности предмета преступления // Российский следователь. 2014. N 7. 26 — 29.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.А. Чекалина // «КонсультантПлюс».
  5. Семенов А.Ю. К вопросу о разработке основ криминалистической характеристики преступлений, нарушающих избирательные права граждан // Закон: журнал для прокуроров и следователей. URL: http://law.vl.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code