ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

О.В.Цуканова

В статье анализируются вопросы, посвященные основным направлениям и формам взаимодействия следователя, дознавателя с иными органами в целях эффективного и своевременного раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, с учетом их особой специфики.

Ключевые слова: раскрытие преступлений, следователь, дознаватель, формы взаимодействия, отдельные поручения.

 

Для полного и своевременного раскрытия преступлений, совершаемых в том числе и на объектах железнодорожного транспорта, важную роль играет взаимодействие следователя (дознавателя) с другими органами. Взаимодействие будет максимально эффективным при условии его организации с учетом специфики совершенного преступления и условий железнодорожного транспорта. Содержание и объем взаимодействия напрямую зависят от целей и организационно-правовых форм согласованной деятельности следователя с органом дознания.

Под взаимодействием понимается согласованная по месту, времени, участникам и тактике осуществления деятельность следователя, оперативных и иных служб органа дознания в расследовании <1>, необходимость в которой возникает тогда, когда только путем производства следственных действий трудно установить обстоятельства уголовного дела. В преобладающем большинстве случаев работа многогранна и может быть выполнена лишь посредством сочетания следственных и иных процессуальных действий, организационных, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий <2>.

———————————

<1> Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. С. 95.

<2> Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. Красноярск, 1987. С. 92.

 

В свою очередь, О.А. Крестовский в определение взаимодействия включает перечень задач взаимодействующих органов, в том числе розыск не только преступника, а еще потерпевшего и похищенного имущества <3>.

———————————

<3> Криминалистика: информационные технологии доказывания: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. М., 2007. С. 507.

 

В.А. Волынский и М.А. Удовыдченко рассматривают обеспечение оперативными силами и средствами процесса всего расследования от момента возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде, так называемое «оперативное сопровождение» <4>, задачи которого непосредственно связаны с раскрытием и расследованием преступления.

———————————

<4> Волынский В.А., Удовыдченко М.А. Организация и тактика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Лекция. М., 1999. С. 22.

 

В.А. Семенцов, О.В. Гладышева и М.С. Репкин выделяют направления взаимодействия, обусловленные необходимостью решения задач предварительного расследования <5>:

———————————

<5> Семенцов В.А., Гладышева О.В., Репкин М.С. Следственные действия и розыскные меры в стадии предварительного расследования. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 164 — 165.

 

— получение оперативной информации об обстоятельствах преступления, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления;

— оказание помощи органам предварительного следствия при производстве следственных и иных процессуальных действий. Деятельность органа дознания может быть самостоятельной, а может выражаться в содействии следователю, характеризуется применением уголовно-процессуальных форм и методов деятельности, а также организационной зависимостью от следователя (дознавателя).

А.И. Кривенко разделяет взаимодействие органов предварительного расследования и органов дознания на процессуальное и непроцессуальное: «Результаты процессуального взаимодействия обязательно отражаются в материалах уголовного дела, в то время как результаты непроцессуального взаимодействия чаще всего не могут, а иногда категорически не должны найти отражения в материалах уголовного дела в интересах соблюдения принципа конспирации» <6>.

———————————

<6> Кривенко А.И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. М., 2008. С. 33 — 34.

 

При расследовании преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, как правило, взаимодействие осуществляется преимущественно с органами транспортной полиции одного отдела либо, при необходимости, расположенными на интересующей удаленной территории. Такая практика сложилась в связи с особенностями расследования преступлений на транспорте, о которых территориальные органы полиции, как правило, не осведомлены либо имеют поверхностное представление. Поэтому в случае, когда у следователя есть возможность выбора взаимодействия с территориальным или транспортным отделом полиции, предпочтение отдается транспортному.

Следует также учесть, что значительная и характерная часть преступлений совершается в движении, в перевозочном процессе, что требует специфических приемов и методов их пресечения, раскрытия и расследования, которые могут вырабатываться только практикой деятельности специализированных и централизованных органов внутренних дел.

Оперативные службы транспортной полиции также имеют свою специфику работы, часто значительно отличающуюся от работы аналогичных подразделений территориальных отделов полиции. Так, например, только в транспортной полиции имеется подразделение ОБППГ — отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы, перевозимые железнодорожным транспортом.

Основные требования к организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел (и линейных, и территориальных) при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений устанавливает Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений <7>.

———————————

<7> Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. N 280 ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

 

Особенность взаимодействия следователя с органами дознания состоит в том, что работники последних по поручению следователя могут участвовать в производстве следственных действий и производить их самостоятельно, а следователь может участвовать только в розыскных действиях гласного характера, причем только в случаях необходимости.

Организация расследования в целом, в том числе и взаимодействия, является обязанностью следователя, так как он осуществляет доказывание по уголовному делу и устанавливает истинные обстоятельства произошедшего. Согласованность действий при расследовании преступления заключается в процессуальном подчинении оперативных работников следователю, своевременном обмене информацией и соблюдении дисциплины. Всю информацию, собранную в ходе оперативно-розыскной деятельности, орган дознания обязан предоставить следователю, который решает вопрос о ее относимости.

Основными формами взаимодействия следователя с органом дознания являются:

— поручение следователя органу дознания — является наиболее распространенной процессуальной формой взаимодействия и представляет собой письменное поручение следователя начальнику органа дознания, который направляет данное поручение конкретному сотруднику органа. Следователь не должен поручать органу дознания производство следственных действий, составляющих основу расследования, например осмотр места происшествия, допрос подозреваемого и др. Такие действия следователь обязан выполнять лично;

— участие сотрудников органа дознания в следственных и организационно-подготовительных (организационно-технических) действиях — представляет собой очень разнообразный спектр работы: совместный выезд на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, участие оперативного работника в следственных действиях (например, обыск, осмотр места происшествия и др.), возбуждение уголовного дела и планирование расследования на основе оперативно-розыскных данных, совместное обсуждение информации по делу, построение версий, планирование расследования и др.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел, в том числе и транспортных, при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений осуществляется путем: создания следственно-оперативных групп при руководящей роли следователя (дознавателя); привлечения к деятельности следственной группы сотрудников оперативных подразделений; совместного обсуждения оперативно-служебных документов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности, планирования, подготовки ОРМ и оценки их результатов; оперативного сопровождения расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства.

На первоначальном этапе расследования, как правило, обсуждение имеющейся по делу информации, определение и конкретизация целей расследования происходят в виде совещаний следователя с оперативными работниками. В дальнейшем — по мере необходимости.

Орган дознания в своей работе использует гласные и негласные средства, перечень которых определен в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Результаты ОРМ при соблюдении ряда требований могут использоваться при доказывании (ст. 89 УПК РФ). При этом следует различать результаты оперативно-розыскной деятельности и доказательства. Это обусловлено абсолютным различием их правовой природы, предопределяющей предназначенность и допустимые пределы использования <8>. В связи с тем, что результаты ОРД не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, органы, осуществляющие ОРД, предоставляют следователю предметы и документы для приобщения к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств <9> в установленном порядке <10>.

———————————

<8> Доля Е.А. Результатам оперативно-розыскной деятельности нельзя придавать статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2007. N 6. С. 12.

<9> Шамардин А.К. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Оренбург, 2008. Вып. 9. С. 346.

<10> Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2015).

 

Для получения статуса доказательства результаты ОРД должны: содержать информацию, устанавливающую обстоятельства, подлежащие доказыванию; ссылаться на источник получения данной информации; содержать данные, дающие возможность в процессуальных условиях проверить сформированные на их основе доказательства <11>.

———————————

<11> Куликов А.В., Таранин Б.А. К проблеме формирования уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2007. N 3. С. 15.

 

Сокрытие источников и способов получения информации, препятствующее проверке процессуальными средствами достоверности сведений, полученных в результате ОРД, не только влечет сомнения в достоверности этой информации, но и дает основания полагать о сфабрикованности доказательств оперативными сотрудниками <12>.

———————————

<12> Астишина Т.В., Маркелова Е.В. К вопросу о результатах оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 3(31). С. 46 — 47.

 

Поэтому содержание и формы реализации результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступления следователь планирует совместно с оперативным работником.

На объектах железнодорожного транспорта на первоначальном этапе расследования важную роль играет характер следственной ситуации, в особенности очевидность преступления.

Взаимодействие с оперативными службами необходимо, когда: информация о преступлении была получена в ходе оперативно-розыскной деятельности; лицо, подозреваемое в совершении преступления, не установлено; проводится розыск лица, подозреваемого (обвиняемого) в преступлении; обвиняемый пытается помешать ходу расследования.

Субъектами ОРМ являются оперативные работники, а также иные сотрудники, в соответствии с законом осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь не вправе принимать непосредственное участие в проведении ОРМ, однако может консультировать оперативных работников относительно тактики мероприятий в целом и конкретного мероприятия, указывать на необходимость либо недопустимость выполнения определенных действий.

При расследовании преступления содержание и объем оперативных и оперативно-розыскных мероприятий определяются характером преступления, следственной ситуацией и другими факторами. Сотрудничество следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, необходимо, так как сочетание различных средств получения информации повышает эффективность расследования. Особенно это проявляется при расследовании преступлений, совершенных на транспорте, с учетом частой значительной удаленности расстояний, на которых приходится работать, и специфики работы железнодорожного транспорта.

Взаимодействие следователя с оперативными службами обязательно, если: сведения о преступлении были получены оперативным путем, не установлено лицо, совершившее преступление, либо необходимо производство розыска скрывшегося преступника (похищенного имущества).

Объем и характер взаимодействия следователя с органом дознания определяются сложностью расследования. Как правило, взаимодействие касается важных, основных вопросов и носит непостоянный характер. Следователь работает отдельно от органа дознания, но согласованно решая вопросы, возникающие в процессе расследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случаях, когда путем производства только лишь следственных действий нет возможности или сложно установить все обстоятельства расследуемого уголовного дела, залогом успешного расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте, становится взаимодействие следователя с оперативными подразделениями транспортной полиции и территориальных органов полиции.

 

Литература

 

  1. Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. N 280 ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».
  2. Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.03.2015).
  3. Астишина Т.В., Маркелова Е.В. К вопросу о результатах оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 3(31). С. 46 — 47.
  4. Волынский В.А., Удовыдченко М.А. Организация и тактика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений: Лекция. М., 1999. С. 22.
  5. Доля Е.А. Результатам оперативно-розыскной деятельности нельзя придавать статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2007. N 6. С. 12.
  6. Ищенко Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. Красноярск, 1987. С. 92.
  7. Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. С. 95.
  8. Кривенко А.И. Теория и практика взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. М., 2008. С. 33 — 34.
  9. Криминалистика: информационные технологии доказывания: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. М., 2007. С. 507.
  10. Куликов А.В., Таранин Б.А. К проблеме формирования уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2007. N 3. С. 15.
  11. Семенцов В.А., Гладышева О.В., Репкин М.С. Следственные действия и розыскные меры в стадии предварительного расследования. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 164 — 165.

12. Шамардин А.К. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Оренбург, 2008. Вып. 9. С. 346.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code