ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.М.БАГМЕТ

Раскрывается роль Следственного комитета Российской Федерации в противодействии экономической преступности. Приводятся основные статистические данные по следственной деятельности в данной сфере. Рассматриваются правотворческая инициатива Следственного комитета и особенности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Ключевые слова: экономика, экономические преступления, Следственный комитет, правотворчество, расследование.

 

К одной из основных задач российских правоохранительных органов относится экономическая безопасность Российской Федерации. Уже более года экономика нашей страны испытывается на прочность антироссийской американо-европейской коалицией.

В этом внешнем давлении экономика России продолжает подвергаться и внутренним угрозам, среди которых, в частности: преступления в кредитно-финансовой сфере; в области законодательства о налогах и сборах; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; рейдерство; взяточничество и другие коррупционные и должностные преступления, особенно связанные с нецелевым использованием бюджетных средств; преступления в сфере государственного оборонного заказа, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и образования, автодорожного хозяйства; связанные с приватизацией государственного имущества и реализацией государственных непрофильных активов.

Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, препятствует совершенствованию бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.

Одним из направлений противодействия преступлениям в сфере экономики остается их расследование, которое возложено на специализированный государственный орган — Следственный комитет Российской Федерации <1>.

———————————

<1> См. подробно: Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 — 10.

 

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. <2> Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал прямым ударом по национальной безопасности нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ, призвал работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма.

———————————

<2> Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news.

 

Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин, выступая 23.12.2014 в Совете Федерации, заявил о необходимости прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, нейтрализовать такие явления, как манипулирование рынком, незаконный оборот и использование инсайдерской информации, картельные сговоры, бороться с рейдерством, посягающим на основу экономического уклада — собственность, с уклонением от уплаты налогов и других платежей в бюджет.

Привлечение к ответственности виновных, оценка и возмещение нанесенного государству материального ущерба — важнейшие задачи, стоящие перед сотрудниками следственных органов Следственного комитета.

В 2014 г. следователями Следственного комитета возбуждено около 30 тысяч уголовных дел в сфере экономики (29594) <3>.

———————————

<3> См. подробно: Материалы к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2014 г. и задачах на 2015 г.».

 

Окончены производством почти 18 тысяч дел (17941), что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В суд направлено 14 тысяч уголовных дел (+14%) о хищениях и легализации бюджетных средств при государственных закупках, в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования и других важнейших направлениях жизнедеятельности страны.

Всего же правоохранительными органами выявлено в прошлом году 107314 преступлений экономической направленности, а удельный вес преступлений этой категории в общем числе зарегистрированных составил 5%, что больше, чем в предшествующие периоды.

Эти цифры еще раз свидетельствуют о необходимости повышения эффективности не только следственных органов, но и всей правоохранительной системы страны в противодействии экономической преступности и обеспечении безопасности государства.

При этом нельзя не согласиться с тем, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма борьбы с экономической преступностью, все еще остаются недостаточно проработанными, а средства и методы борьбы с экономическими преступлениями — недостаточно эффективными <4>.

———————————

<4> См. подробно: Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М., 2015. С. 9 — 12.

 

Следственный комитет, в том числе его высшее образовательное учреждение — Академия Следственного комитета Российской Федерации, постоянно работает над совершенствованием данных вопросов.

Важное место в этой деятельности занимает необходимость устранения пробелов уголовно-правового регулирования в области экономики, состояние и рост которой зависят во многом от регулятивного влияния, которое оказывает государство.

По инициативе Следственного комитета Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями, позволяющими привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата чужой собственности.

Новые нормы получили эффективную правоприменительную реализацию. В суд направлено уже более 150 уголовных дел данной категории.

Вступили в силу поправки, подготовленные по инициативе Следственного комитета, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Теперь поводом для возбуждения уголовных дел могут быть не только материалы, направляемые налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность <5>.

———————————

<5> См. подробно: Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 — 29.

 

Это даст возможность эффективно выявлять налоговые махинации.

Важное место в противодействии экономическим преступлениям имеет качественное взаимодействие следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, контролирующими и надзорными органами.

В этом направлении в прошедшем году Следственным комитетом проделана большая работа.

Следственный комитет и Счетная палата подписали Соглашение о сотрудничестве и порядке взаимодействия.

Проведены совместные заседания коллегий с Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом.

В декабре 2014 г. в Следственном комитете состоялась коллегия, посвященная вопросам эффективности расследования преступлений в сфере экономики и возмещения причиненного ущерба.

В ближайшее время вступит в действие совместный Приказ Генеральной прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел и Следственного комитета, которым утверждена Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

В 2015 г. Следственный комитет в тесном взаимодействии с Минобороны России, Росфинмониторингом и Счетной палатой особое внимание планирует уделять пресечению преступных злоупотреблений при выполнении государственного оборонного заказа и обеспечению целевого расходования бюджетных средств.

В Госдуму внесен подготовленный при активном участии Следственного комитета законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное установление контроля иностранным инвестором над российским предприятием, имеющим стратегическое значение для укрепления обороны и безопасности Российской Федерации.

Поддержаны законодательные предложения Следственного комитета о мерах по противодействию злоупотреблениям при проведении приватизации госимущества. Их реализация позволит ввести запрет на участие в приватизации граждан государств, входящих в офшорные зоны, организаций, зарегистрированных в таких странах, а также контролируемых ими российских юридических лиц, обеспечивая прозрачность приватизации и исключая офшорные схемы сокрытия бенефициара приватизируемого имущества.

Последовательно отстаивается позиция по введению уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института затруднена репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

Отрадно, что проект закона поддержан Росфинмониторингом, Центробанком, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Финансовым университетом при Правительстве, сотрудники которых приняли участие в работе данной конференции.

Но этого всего еще недостаточно, чтобы прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, привлечении к ответственности виновных, оценке и возмещении нанесенного государству материального ущерба.

Необходима продуманная сбалансированная государственная политика мер уголовно-правового воздействия на экономические отношения, которая даст положительные результаты, связанные с эффективной защитой экономики от негативных факторов, в том числе от внешних санкций.

Налицо большая практическая значимость и необходимость проведения комплексного научного анализа и исследования проблем борьбы с экономической преступностью как важнейшего направления в обеспечении финансовой безопасности государства.

Таким образом, деятельность Следственного комитета Российской Федерации по противодействию преступности в общем и преступлениям в сфере экономики в частности, как независимого следственного органа в стране, несомненно, способствует более эффективной борьбе с нарушением законности и лучшей защите государства, общества и личности от противоправных деяний.

 

Литература

  1. Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 — 10.
  2. Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2015. С. 9 — 12.
  3. Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 — 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code