ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.И.Гончаров, М.В.Гончарова

Аннотация. Авторы исследуют зарубежные практики финансового обеспечения пенсионных выплат в сравнении с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, в ракурсе его способности обеспечивать достойное существование российских граждан пенсионного возраста. Раскрывается предусмотренный отечественным законодательством порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) на основе финансового механизма обязательного пенсионного страхования. Обосновываются направления и альтернативные возможности развития финансового обеспечения пенсионных выплат в РФ.

Ключевые слова: гражданин, финансовое обеспечение, пенсионная выплата, обязательное страхование, страховые взносы, период дожития, финансовая состоятельность.

Современные развитые государства создают специальные денежные фонды, предназначенные для регулярных денежных выплат гражданам, достигшим преклонного возраста. Большинство женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет прекращают активную трудовую деятельность, завершают свою карьеру и увольняются на заслуженный отдых — выходят на пенсию. Трудившись долгие годы и выйдя на пенсию, человек обретает пожизненное право ежемесячно получать деньги из пенсионного фонда. Размер получаемой суммы денег, как правило, корреспондирует тем заработкам, которые были у данного гражданина в течение трудовой деятельности. Источников формирования такого специального денежного фонда несколько. Прежде всего это регулярные отчисления работодателей в суммах, пропорциональных начисляемым заработкам конкретных работников. Кроме того, государство добавляет в указанный фонд еще и бюджетные средства. Сам фонд, будучи некоммерческой организацией — юридическим лицом, дополнительно зарабатывает деньги, размещая аккумулируемые взносы в банковские депозиты.

Подходы к финансовому обеспечению пенсионных выплат за рубежом

По стандарту ООН население страны считается старым, если составляет 7 %. Например, в марте 2011 г. министр трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Инь Вэйминь озвучил число жителей Китая старше 65 лет — 12,8 % (около 170 млн чел.). По закону о пенсионном обеспечении Китая пенсию могут получать мужчины с 60 лет и женщины с 50-55 лет (для разных категорий). На государственные пенсии могут рассчитывать только государственные служащие и лица, занятые в промышленности. Сельские жители в Китае не получают пенсию вообще. Для госслужащего основанием для начисления базовой социальной пенсии, как правило, является обязательный 15-летний трудовой стаж на госпредприятии и отчисления (11 % от зарплаты) в государственный пенсионный фонд. Отчисления складываются из ежемесячных 7 % от заработной платы работника, которые уплачивает работодатель, и 4 %, которые платит сам работник. Платежи производятся в момент начисления зарплаты независимо от воли сотрудника при уплате предприятием основных налогов [10].

Выплата пенсий в Китае производится ежемесячно в размере 20 % от средней зарплаты по региону. При этом в разных провинциях существуют различные ставки взносов и базовых начислений. С личного пенсионного счета пенсионера (где находятся деньги, которые он накопил в течение трудового периода) доплачивается около 60% среднегодового заработка, который рассчитывается на момент выхода на пенсию и индексируется с учетом инфляции. Средняя пенсия в Китае составляет 900-1 360 юаней (в зависимости от региона). При этом никакими льготами обычный пенсионер не пользуется. Пенсионный фонд Китая для сохранения и преумножения средств фонда может вкладывать свои средства в акции только государственных акционерных обществ. У китайцев есть выражение: ян цзы фан лао («вырастить сыновей и обеспечить свою старость»). Дети растут, опираясь на родителей, а родители в старости опираются на детей. Реалии таковы, что в действующем на сегодняшний день Законе
КНР о защите прав пожилых людей прямо указано, что именно семья должна заботиться о материальном положении пожилых людей, брать на себя заботу об их повседневном уходе и лечении [10].

В разных странах мира люди выходят на пенсию в довольно преклонном возрасте (см. таблицу).

Первые пенсии (пенсионы) появились в Европе в XIX веке. Личным указом монарха пенсионы назначались отдельным выдающимся гражданам за особые заслуги: придворным, военачальникам, ученым, художникам. В Германии первые государственные пенсии были назначены при канцлере Бисмарке в 1889 г. и выплачивались по достижении 70-летнего возраста (при средней продолжительности жизни в Германии в то время всего… 45 лет). В других развитых странах пенсионное обеспечение по старости возникло только в XX веке [9].

Как видно из таблицы, финансовый эффект пожизненных выплат для каждого пенсионера тем больше, чем большее количество лет он проживет, выйдя на пенсию. Например, в Канаде мужчина, выйдя на пенсию в 65 лет, доживая до 81 года, получает пенсию 16 лет, а в России, мужчина, выйдя на пенсию в 60 лет и доживая лишь до 66 лет, получает пенсию всего 6 лет. Этот так называемый период дожития для финансовой состоятельности пенсионной системы любой страны имеет ключевое значение, поскольку если люди будут жить очень долго, денег в таком фонде, предназначенном для регулярных выплат, на всех просто не хватит. Кроме того, заметно, что экономически развитые страны вовсе не стремятся слишком растягивать «период дожития» и устанавливают весьма преклонный возраст выхода на пенсию, в среднем указанный период фактических финансовых расходов для государств колеблется в пределах 10 лет. Конечно, встречаются долгожители, возраст которых превышает 90, иногда даже 100 лет, но таких пенсионеров, по нашим оценкам, не более 0,01 %.

Существует три основных вида пенсионных систем [9]:

1) индивидуально-накопительная. Пенсионные взносы уплачиваются самими работниками и/или работодателями (зависит от законов соответствующей страны). Взносы идут на индивидуальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа данного гражданина. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленных взносов.

2) солидарно-распределительная. Существует на основе пенсионных налогов и принципа «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не накапливаются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие граждане рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа пенсионера.
3) распределительная. Пенсионные выплаты финансируются из общих налоговых поступлений, а специальных пенсионных налогов не существует. Этот вид пенсионного обеспечения ориентирован на нетрудоспособных лиц: инвалидов, социально незащищенных граждан и др.

В современных условиях практически в каждой стране используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за особенностей демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится все меньше работающих сограждан. Например, в США в 1950 г. на 1 пенсионера приходилось 8 трудоспособных, а к 2020 г. количество работающих уменьшится вдвое (1 к 4) [9].

Реально высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США обусловлены именно пенсионными накопительными системами. В США и Европе в таких накопительных системах участвует около 80 % работающих, в Азии — около 20 %; в Африке южнее Сахары — всего лишь 5 % [9].

Пенсионный возраст и продолжительность жизни в некоторых странах мира
Пенсионный возраст и продолжительность жизни
Источник. Пенсия в разных странах мира. URL: http://npf-almaz.ru.

В США, например, обычная пенсия составляет в среднем около 1200 долл. (не менее 50 % от размера зарплаты). Наемные работники лично платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5 %, и столько же доплачивает работодатель. Самозанятые работники (бизнесмены, адвокаты, художники, нотариусы и пр.) сами платят за себя полную сумму — 15 %. В Японии пенсия состоит из двух частей — базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60 % заработка. В Германии работодатель и работник поровну вносят взносы в пенсионный фонд — всего 20,3 % от заработка работающего. Размер пенсии достигает 70 % от зарплаты. В Великобритании работник платит в фонд 10 % с заработка, работодатель добавляет от 3 до 10,2 %. Пенсия достигает до 50 % зарплаты, государство гарантирует лишь минимальную пенсию. Во Франции работающие вносят в пенсионный фонд 16,35 % от заработка (работники и работодатели — пополам, самозанятые лица — самостоятельно всю сумму). Размер пенсии — 50 % от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. В Израиле государственного пенсионного фонда нет, вместо него — фонд обязательного соцстрахования. Размер пособия по старости — от 16 до 24 % средней зарплаты. В Украине пенсионное «солидарное» бремя лежит тяжким грузом на государственном бюджете — около 15% от ВВП — больше, чем в любой другой постсоветской стране. В пенсионный фонд платится 34% от заработка (больше всех в мире), при этом 32 % выплачивается работодателем и только 2 % — самим работником. В 2010 г. средняя пенсия в Украине составила 1 149 грн. (около 140 долл.), причем больше половины пенсий не превышают 900 грн. (приблизительно 110 долл.). Негосударственные пенсионные фонды в Украине широкого распространения не получили [9].

По нашим оценкам, в текущем десятилетии XXI в. пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. — уже 69. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, к 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету. Из-за изменения демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Так, когда в 1935 г. США ввели федеральную систему пенсионного страхования, это обходилось Америке в 0,2 % ВВП, а в 2011 г., когда пенсионеры превысили 10 % населения страны, — уже 6 %. Италия выплачивает пенсионерам 14 % ВВП, Турция — 7,8 % [9]. Увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945-1965 гг., в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны [1].

Как указывал Е.Т. Гайдар, «первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.

В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути Дании и Новой Зеландии. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная и в Англии, — на ограничение бедности» [1].
По нашему мнению, жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд (общий котел) денежных средств, распределяемый на началах уравниловки и пополняемый денежными взносами трудящегося поколения. В рамках индивидуально-накопительной системы работающий гражданин получает право выбора и право самостоятельного принятия финансовых решений, его трудовые заработки прямо отражаются на собственных пенсионных накоплениях. Кроме того, работник заинтересован работать «по-белому», поскольку только с реально начисленных и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете заработков отчисляются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Выше мы отразили, что в конце XIX в. законодатели Германии и Дании впервые приняли финансово-правовое решение, получившее впоследствии планетарный масштаб. Однако здесь возникает острый вопрос: почему гражданин изначально был признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость и заботу о формировании его денежного фонда на период дожития государство присвоило себе? Возможно, в то время гражданин в Европе и в Новой Зеландии и был таковым, но ведь к настоящему времени прошло более 120 лет, уровень образованности населения вообще и финансовой грамотности в частности вовсе не такой низкий, каким его видел германский или датский законодатель в те далекие годы. Кроме того, указанное решение, породив долгосрочные иждивенческие настроения у большей части населения, сделало граждан пассивными наблюдателями, со страхом ожидающими свою старость, уповающими на финансовые возможности государства и компетентность его руководителей. Из первого логично вытекает второй острый вопрос: почему не предусмотрен альтернативный механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? Разве современный человек XXI в. не осознает, что в определенном возрасте его карьера завершится, он уволится на заслуженный отдых, а в течение периода дожития ему будут нужны денежные средства для удовлетворения жизненных потребностей? Далее мы дадим ответы на эти вопросы [7].

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Продолжение следует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайдар, Е. Т. История пенсий / Е. Т. Гайдар. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.ng.ru. — Загл. с экрана.
2. Гончаров, А. И. Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских облигаций / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Финансы и кредит. — 2013. — № 30. — С. 10-19.
3. Гончаров, А. И. Налогово-правовые инструменты косвенного финансирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2013. — №3 (24). — С. 257-264.
4. Гончаров, А. И. Правовое регулирование банковской деятельности в Европейском союзе / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 4 (21). — С. 276-282.
5. Гончаров, А. И. Судебно-экономическая экспертиза как юридическая технология нейтрализации правового конфликта / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2013. — № 2 (19). — С. 104-109 ; № 4 (21). — С. 61-68.
6. Гончаров, А. И. Финансово-правовой режим использования общественных накоплений России: текущее состояние и перспективы / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2013. — № 2 (23). — С. 247-257.
7. Гончарова, М. В. Население и банки: государственные гарантии по вкладам населения / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 1 (18). — С. 284-287.
8. Гончарова, М. В. Население и банки: кредитование физических лиц / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 4 (21). — С. 283-287.
9. Пенсия в разных странах мира. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.npf- almaz.ru. — Загл. с экрана.
10. Подчернина, А. Как живется пенсионерам в Китае? / А. Подчернина. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.wan-shi-ru- yi.com. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2014. № 1 (22)

Часть 1   Часть 2   Часть 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code