Решение Экономического совета СНГ «О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах — участниках СНГ» (4 часть)

Продолжение

Республика Узбекистан

 

Земельный фонд, используемый в сельском хозяйстве Узбекистана, подразделяется на три категории: орошаемые земли (9,7%), богарные земли (1,7%), естественные пастбища (50,1%). Территории, покрытые лесом, занимают 3,2% общей площади земель республики. Прочие и неиспользуемые земли составляют 35,3%.

В Узбекистане опустынивание земель проявляется через истощение и засоление почв, ухудшение их физико-химических и биологических свойств, эрозию. Земельные ресурсы характеризуются снижением удельного веса высокоплодородных угодий. Отмечается снижение содержания фосфора, калия и подвижного азота в почвах в Каракалпакстане, Кашкадарьинской и Самаркандской областях.

Развиваются процессы соленакопления и водной эрозии. Особенно они прогрессируют в Каракалпакстане, Хорезмской, Навоийской, Бухарской, Сырдарьинской областях и в центре Ферганской долины.

Нарушение хрупких пустынных экосистем наиболее остро проявилось в регионе Арала. В осушенной части дна моря уже сформировалась пустыня на площади 33,4 тыс. кв. км. С осушенной части Аральского моря увеличивается солепылевой вынос на окружающую территорию, в том числе на орошаемые и пастбищные земли Каракалпакстана, Хорезмской области.

Сильной дефляции почв подвержены земли Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской, Ферганской областей и Каракалпакстана (65 — 98% сельхозугодий), водной эрозии подвержены земли Сурхандарьинской, Ташкентской, Наманганской и Андижанской областей (50 — 60% сельхозугодий).

Признавая необходимость усиления борьбы с деградацией земель Узбекистан в 1994 году ратифицировал Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием и засухой. В целях выполнения Конвенции разработана и с 1999 года успешно осуществляется Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием.

При решении проблемы борьбы с опустыниванием Узбекистан вкладывает значительные средства и в то же время опирается на международную помощь.

В Узбекистане с 2009 года реализуется крупный экологический проект Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и правительства Узбекистана, направленный на достижение экологической стабильности на деградированных землях Каракалпакстана и пустыни Кызылкум.

Бюджет проекта составляет 2 787,6 тыс. долларов, из них более 950 тыс. долларов — средства Глобального экологического фонда, 200 тыс. долларов — ПРООН и более 1,5 млн долларов — правительства Узбекистана.

В рамках проекта реализуются различные мероприятия по закреплению подвижных песков, обогащению природных пастбищ, а также осуществляется обучение дехкан методам устойчивого землепользования.

Проект реализуется на территориях поселков Казахдарья (Муйнакский район Каракалпакстана) и Кызыл Роват (Рамитанский район Бухарской области). В основном это земли с деградированными пастбищами, подвижными песками, соленые пустоши. Предполагается повышение продуктивности пастбищ методом создания очагов из кормовых культур. На землях с подвижными песками будут установлены механические защиты с последующей посадкой сеянцев и др.

За период реализации проекта проведены семинары и тренинги для сотрудников проекта и жителей поселков, испытаны различные методы закрепления песков, заложены опытно-показательные участки, проведен анализ состояния животноводства, ирригационно-мелиоративной инфраструктуры на орошаемых землях, объектов водоснабжения, заложен лесной питомник и др. Также запланирован питомник для выращивания кормовых культур для обогащения пустынных пастбищ. На территории фермерского хозяйства Муйтен заложен опытно-показательный участок, где высажены саженцы карагача, ясеня, тутовника, тополя канадского, пирамидального и серебристого, акации, ивы, шиповника и других пород деревьев и кустарников. Изучено состояние ирригационно-мелиоративной инфраструктуры на орошаемых землях проектных территорий и объектов водообеспечения поселков поливной водой. Начаты работы по подготовке проектно-сметной документации улучшения водообеспеченности поселков [28].

В Узбекистане в 2013 году была запущена новая научно-исследовательская программа «Засушливые системы» [29] в Приаралье, Ферганской и Раштской долинах. Развивается почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие.

В июне 2014 года в столице Узбекистана прошел круглый стол, посвященный борьбе с засухой и опустыниванием. Организаторами данного мероприятия стали Государственный комитет по охране природы и Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

В ходе круглого стола участники обменялись опытом и информацией по управлению водными и земельными ресурсами. В частности, принимаются меры, направленные на улучшение мелиоративного состояния земель, снижение степени деградации пастбищ, реконструкцию коллекторно-дренажной и оросительной сети, восстановление лесных насаждений.

Начиная с 2006 года в Узбекистане реализуется программа «Инициатива центрально-азиатских стран в области управления земельными ресурсами», которая призвана содействовать региону в борьбе с засухой и опустыниванием. В ее рамках осуществляются проекты по улучшению состояния земель в Навоийской, Бухарской и Кашкадарьинской областях, а также по устойчивому управлению пастбищами в Джизакской области. Поддержку этому оказывают Всемирный банк, Азиатский банк развития, Германское общество по международному сотрудничеству, Глобальный экологический фонд, Программа развития ООН и ряд других доноров.

Одним из эффективных методов борьбы с опустыниванием и движущимися песками в республике является создание защитных лесных насаждений из песчаных пород растений. За последние 18 лет лесохозяйственными предприятиями создано более 250 тыс. га защитных лесных насаждений на осушенном дне Аральского моря.

В зоне созданных защитных лесных насаждений резко сокращается подъем частиц соли и пыли, испарение снижается на 35%, относительная влажность воздуха повышается на 28%, корневая система песчаных кустарников укрепляет поверхность почвы, что способствует появлению травянистого покрова. Урожайность кормов достигает 150 кормовых единиц с 1 га.

Для обеспечения устойчивого сельскохозяйственного производства в Узбекистане фермерам предлагаются для выращивания новые сорта традиционных и альтернативных сельскохозяйственных культур. Новые культуры могут помочь в решении проблем, связанных с деградацией почвы и засолением. Например, новые сорта бобовых культур, такие как овощная соя и маш, улучшают плодородие почвы и хорошо подходят для севооборота. В результате многолетнего совместного исследования в Узбекистане был районирован новый стрессоустойчивый, высокоурожайный и раннеспелый сорт проса «Хашаки-1». Урожайность данного сорта на 30% превышает таковую местного сорта проса.

 

Украина

 

По информации Министерства аграрной политики Украины [20], процессы опустынивания и деградации земель характерны и для Украины. Соответствующие службы Минагрополитики Украины уже более 45 лет осуществляют целенаправленный мониторинг почв, данные которого, к сожалению, свидетельствуют, что в последние годы почвы обедняются и теряют свои качественные и продуктивные показатели.

Для введения эффективной системы надзора и контроля в агропромышленном комплексе постановлением Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2014 года функции осуществления государственного контроля в части земельного законодательства в отношении использования и охраны почв всех категорий и форм собственности, плодородия почв возложены на Государственную экологическую инспекцию в составе Минприроды Украины. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 октября 2014 года одобрена Концепция борьбы с деградацией почв и опустыниванием. Соответствующим центральным органом исполнительной власти подготовлен и внесен на рассмотрение правительства Украины проект Национального плана действий в отношении борьбы с деградацией почв и опустыниванием.

Разработан проект Закона Украины «О сохранении почв и охране их плодородия», подготовлены и готовятся соответствующие акты Кабинета Министров Украины и другие документы.

Кроме того, Минагрополитики ведет разработку Концепции Национальной программы охраны плодородия почв и совместно с Национальной академией аграрных наук Украины изучает возможности повторного проведения почвенного обследования и обновления почвенно-картографических материалов.

Одновременно планируется принять Кодекс правильной сельскохозяйственной практики, который адаптирует к условиям Украины совершенствование государственного контроля по сохранению и воспроизводству плодородия почв и улучшения их экологического состояния, а также санкций при ухудшении этих показателей. Именно в этой сфере, как представляется специалистами, среди государств — участников СНГ возможно наладить эффективное сотрудничество.

По информации Госгеокадастра Украины, общая площадь земель, нуждающихся в консервации, по Украине составляет 1,1 млн га, из них 642,4 тыс. га — деградированные, 485,3 тыс. га — малопродуктивные и 11,8 тыс. га — техногенно загрязненные земли. В течение 2013 года осуществлена консервация 1,3 тыс. га земель, из них: 911,7 га путем облесения и 351,5 га — лугов. В стадии консервации находится 22,2 тыс. га земель.

В течение 2013 года рекультивировано 636,3 га нарушенных земель, из которых более 68% (435,5 га) составляют сельскохозяйственные угодья. Общая площадь земель, находящихся в стадии рекультивации, составляет более 7 тыс. га.

276,7 тыс. га малопродуктивных земель нуждаются в улучшении. В течение 2013 года улучшено 3,1 тыс. га малопродуктивных угодий. Находятся в стадии улучшения 2,6 тыс. га земель.

Кроме того, необходимо осуществить строительство (реконструкцию) 530 противоэрозионных гидротехнических сооружений, в частности, 145 водосбросных сооружений, 174 противоэрозионных прудов, 198 сооружений террасированных склонов. Также необходимо защитить земли, в том числе сельскохозяйственного назначения, от эрозионных и других неблагоприятных природных процессов на общей площади 5,2 тыс. га. В течение 2013 года осуществлено строительство (реконструкция) противоэрозионных гидротехнических сооружений протяженностью 2,4 км на общей площади 15,6 га (19 объектов находятся в стадии строительства).

Во избежание потерь поливных вод и развития вторичного засоления планируется использовать закрытую сеть каналов, исключающую фильтрацию воды; организовать работу дренажных систем, обеспечивающих нахождение уровня грунтовых вод (соленых) на глубине не ближе 1,5 — 3 м; проводить промывки засоленных почв для удаления солей из корнеобитаемого слоя; регулярно проводить вегетационные поливы с дренажными водоотводами.

Необходима организация постоянно действующей контрольной службы на оросительных системах в целях мониторинга водно-солевого режима орошаемых почв, их структурного и гумусного состояния для предотвращения деградации и поддержания их высокого плодородия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в государствах — участниках СНГ осуществляются различные мероприятия по борьбе с деградацией земель.

Постоянно проводятся противоэрозионные мероприятия, ведутся посадка особых сортов растений на проблемных территориях, промывка земель от засоления и др.

Актуальной задачей остается обеспечение почв фосфорными и калийными удобрениями в научно обоснованных объемах. Для сохранения и повышения запасов гумуса в пахотных почвах увеличивается объем применения органических удобрений и других возможных источников органического веществ.

Для борьбы с ветровой эрозией создаются лесозащитные полосы.

Восстановление деградированных земель посредством их облесения, особенно в районах степной, лесостепной и лесной зон государств — участников СНГ, является наиболее перспективным методом восстановления их продуктивности и плодородия. Уже сейчас рядом государств — участников СНГ предпринимаются меры для лесомелиорации таких земель.

Для предотвращения и снижения деградации используются почвозащитные технологии возделывания, основанные на безотвальной мульчирующей обработке почвы с сохранением на ее поверхности стерни и пожнивных остатков, а также технологические приемы по минимизации обработки почвы.

Из агротехнических мероприятий получили распространение почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов и паров, залужение сильно эродированных земель, создание буферных полос из многолетних трав, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос и др.

Применение мелиорации способствует сохранению и повышению плодородия почвы, росту урожайности, устойчивости земледелия, смягчению воздействия колебаний погодно-климатических условий на результаты производства.

Необходимо более эффективное управление водными ресурсами.

На оросительных системах необходима организация постоянно действующей контрольной службы в целях мониторинга водно-солевого режима орошаемых почв, их структурного и гумусного состояния для предотвращения деградации и поддержания их высокого плодородия.

Важную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы.

В Кыргызской Республике принят Закон «Об охране плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначения», в Республике Молдова — Закон «О лесомелиорации деградированных земель», в Российской Федерации — Закон «О мелиорации земель», в соответствии с которым определены требования к мелиорации и рекультивации, консервации деградированных земель. В ряде государств (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и др.) реализуются программы действий по борьбе с опустыниванием.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» создана Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, одним из видов которого является мониторинг земель.

20 ноября 2013 года в г. Москве в рамках Глобального почвенного партнерства ФАО учреждено Евразийское субрегиональное почвенное партнерство, направленное на улучшение состояния с обработкой, охраной, восстановлением почв, а также с информацией о почве, системой методов изучения и контроля состояния почв, образованием в области почвоведения и пр.

Анализ представленных материалов показывает, что проблема деградации земель в государствах — участниках СНГ имеет масштабный характер, а причины — во многом имеют трансграничные аспекты. Решение вопросов восстановления деградированных земель требует развития сотрудничества государств — участников СНГ и участия международных организаций в этой сфере, в первую очередь в части обмена опытом по разработке и практике реализации нормативно-правовой базы, а также в плане подготовки кадров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бутовский Р.О. Проблемы химического загрязнения почв и грунтовых вод в странах Европейского Союза // Агрохимия. 2004. Т. 3. 74 — 81.
  2. Добровольский Г.В. Избранные труды по почвоведению. Том 1. Общие вопросы теории и развития почвоведения. Изд-во МГУ, 2005, 525 с.
  3. Добровольский Г.В., Шоба С.А., Балабко П.Н. Деградация и охрана почв / Под редакцией академика Добровольского Г.В. Изд-во МГУ, 2002.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 октября 2001 года. N 44. Ст. 4147.
  5. Ковалевич А. Опустынивание и деградация земель в странах СНГ // Лесное и охотничье хозяйство. Экология. 2010. Вып. 2. С. 17.
  6. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 июля 1998 года. N 29. Ст. 3399.
  7. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства Республики Армения N 3302/02-069 от 20.03.15.
  8. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  9. Приложение 2 к письму Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан N 10-3-9/23588 от 01.04.14.
  10. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан N 5-4-8/3581//12-48/572 от 25.02.15.
  11. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики N 01-4/95 от 14.01.14.
  12. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики N 20-011/570 от 24.02.15.
  13. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006 — 2011 годы от 7 августа 2012 года N 553.
  14. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова N 12-166/1 от 03.03.14.
  15. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова N DB-07/3-4075 от 26.03.15.
  16. Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N АВ-19-26/4367 от 06.04.15.
  17. Приложение к письму Министерства сельского хозяйства Республики Таджикистан N 1/12-555 от 03.0314.
  18. Сайгал С. Таджикистан: вопросы и подходы к борьбе с опустыниванием // Отчет для Азиатского банка развития. 2003.
  19. Приложение к письму Министерства иностранных дел Туркменистана N 05/3127 от 13.03.15.
  20. Приложение к письму Министерства аграрной политики и продовольствия Украины N 3166/1DCHV от 11.04.14.
  21. Энгельгардт А.Н. Избранные сочинения. М.: Сельхозгиз, 1959.
  22. Данные ООНUN (2012d). Sustainable development goals. United Nations Department of Economic and Social Affairs, Division for Sustainable Development. http:// sustainabledevelopment.un.org/index.
  23. http://www.ecolur.org/ru/news/mining/81-of-armenian-territory-degraded-32-exposed-to-desertification/6313/.
  24. Приложение к письму Министерства иностранных дел Кыргызской Республики N 20-011/3025 от 07.09.15.
  25. http://www.agroinvestor.ru/technologies/article/14825-progress-degradatsii/.
  26. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2010/192.
  27. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/413.
  28. http://ca-news.org CA-NEWS (UZ).

29. http://www.cac-program.org/ru/news/detail/385.

 

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code