Решение Экономического совета СНГ «О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах — участниках СНГ» (3 часть)

Продолжение

Республика Молдова

 

Земельный фонд Республики Молдова составляет 3 384,6 тыс. га, в том числе 2 497,8 тыс. га (73,8%) — сельскохозяйственные земли, 1 814,1 тыс. га (73%) — пахотная земля, 295,3 тыс. га (12%) — многолетние насаждения, 350,9 тыс. га (13,5%) — пастбища, 37,4 тыс. га (1,5%) — перелоги и залежи [14].

Из общей площади данных земель 871,73 (34,9%) тыс. га — эродированные земли, включая 501,31 тыс. га (20,07%) — слабо эродированные, 257,52 тыс. га (10,34%) — средне эродированные, 113,4 тыс. га (1,5%) — перелоги и залежи.

В условиях Республики Молдова основные процессы деградации земель происходят в земельном фонде сельскохозяйственного назначения, что требует принятия мер на государственном уровне. К ним относятся: водная эрозия (поверхностная и глубинная), дегумификация, деструктуризация и среднее уплотнение пахотного слоя (эти три формы деградации взаимосвязаны и не могут быть устранены по отдельности). Деградация в различной степени охватывает около 80% пахотных почв.

В целях усиления борьбы с деградацией земельного фонда в Молдове приняты ряд программных документов, которые регулируют политику государства в этой области, в том числе:

Земельный кодекс от 25 декабря 1991 года N 828 (в настоящее время разрабатывается новый кодекс);

Закон от 25 февраля 1998 года N 1540 «О плате за загрязнение окружающей среды»;

Национальная стратегия развития сельского хозяйства и сельской местности на 2014 — 2020 годы (постановление Правительства Республики Молдова от 10 апреля 2014 года N 409);

Программа освоения новых земель и повышения плодородия почв (постановление Правительства Республики Молдова от 26 мая 2003 года N 636);

Программа сохранения и повышения плодородия почв на 2011 — 2020 годы (постановление Правительства Республики Молдова от 20 августа 2011 года N 626).

Также были утверждены:

Национальный план расширения площадей покрытых лесной растительностью 2014 — 2018 годы (постановление Правительства Республики Молдова от 10 февраля 2014 года N 101);

План мероприятий по внедрению Программы сохранения и повышения плодородия почв на 2014 — 2016 годы (постановление Правительства Республики Молдова от 24 февраля 2014 года N 138).

В рамках мер по повышению плодородия почв осуществляется предоставление субсидий на приобретение оборудования для переработки земель. Государство поощряет внедрение технологий консервативной обработки почвы, которые снижают негативное воздействие на плодородный слой земли [15].

 

Российская Федерация

 

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2014 года в России имеется 191,2 млн га сельскохозяйственных угодий, из них 115,5 млн га — пашня и 70,4 млн га — кормовые угодья.

Различным процессам деградации подвержены сельскохозяйственные угодья, в том числе:

истощению запасов питательных элементов и гумуса на всей пашне — 115,5 млн га;

водной и ветровой эрозии — 65 млн га;

переувлажнению и заболачиванию — 23 млн га;

засолению и с солонцовыми комплексами — 38 млн га;

зарастанию кустарником и мелколесьем — 16 млн га.

Помимо этого, на каменистые почвы приходится 12 млн га, на кислые — 34 млн га, на опустынивание в сильной степени — 10 млн га [16].

По информации ФАО, в России деградировано 6,87% земель, что по сравнению с другими странами немного. Например, в Украине этот показатель составляет 45,89% почв, в Молдове — 35%. В некоторых государствах он значительно ниже: в Израиле — 1,39%, Ирландии — 0,81%, Канаде — 1,2% (данные ФАО).

При этом большая часть эродированной земли в России находится на плодородном юге страны.

Как свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, наиболее подверженные водной и ветровой эрозии сельхозугодья находятся в Поволжском, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Уральском регионах.

Закустаренные и заросшие мелколесьем, переувлажненные земли преобладают в Нечерноземной зоне, Сибири и на Дальнем Востоке.

Процессам опустынивания подвергаются чаще всего почвы в Республике Калмыкия, Республике Дагестан, Республике Бурятия, Республике Тыва, в Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской и Оренбургской областях.

Засоленные и солонцовые сельхозугодья — довольно частое явление в ряде регионов Южного федерального округа (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области), Западной Сибири и на юге Урала.

По информации Института конъюнктуры аграрного рынка, основной причиной деградации пашни является отступление от научно обоснованных технологий возделывания [25]. Земли истощаются из-за того, что хозяйства не переходят вовремя на почвосберегающие технологии, нарушают севооборот, вносят недостаточное количество минеральных удобрений.

Внесение минеральных удобрений в России сократилось с 9,9 млн т действующего вещества в 1990 году до 1,7 млн т действующего вещества в 2007 году. Однако с 2008 года наблюдается устойчивая тенденция к возрастанию объемов применения минеральных удобрений. По оперативной информации Минсельхоза России, в 2014 году этот объем составил 2,4 млн т действующего вещества.

По данным Росстата, посевные площади зерновых культур в 2014 году сократились по сравнению с 1990 годом на 16,8 млн га, или на 26,8%.

Валовой сбор зерна в 2014 году составил 105,3 млн т, или на 9,7% меньше, чем в 1990 году (116,7 млн т).

В период с 2008 по 2014 год валовая урожайность зерновых и зернобобовых культур варьировала от 61 до 108,2 млн т в зависимости от агроклиматических условий сезона. В среднем за последние семь лет этот показатель составил 89,9 млн т.

Остро встал вопрос не только получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур, но и сохранности плодородия почвы. Отечественный агроном-ученый Энгельгард А.Н. (1878) предупреждал, что земледелец должен заботиться о том, «чтобы оставить потомкам неистощенные почвы» [21]. Для этих целей одним из приемов может являться комплексная химизация земледелия.

Охрана почв сельскохозяйственного назначения от деградации, загрязнения и эрозии регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [6]. В целом вопросы охраны земель определяет Земельный кодекс Российской Федерации [4].

В отчете о выполнении федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года» [26] Минсельхозом России проанализирована эффективность использования средств на эти цели.

Как отмечается в документе, сохранение почвенного плодородия сельскохозяйственных земель и его рациональное использование имеют определяющие значение для развития агропромышленного комплекса страны.

Так, суммарный прирост производства сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период в зерновых единицах составил 112,77 млн тонн, в том числе от проведения гидромелиоративных мероприятий и мероприятий по предотвращению от выбытия и вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот — 30,64 млн тонн зерновых единиц. За счет этого сельхозтоваропроизводителями получена прибыль в сумме 71,06 млрд рублей.

Восстановлено и сохранено плодородие почв на площади 11,9 млн га сельскохозяйственных угодий, что дало эффект в размере 49,98 млрд рублей.

Достигнутые результаты указывают на высокую эффективность комплекса выполненных мероприятий.

В рамках реализации мероприятий программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года» с 2006 года по первое полугодие 2013 года предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий на площади 5,37 млн га; вовлечено в сельскохозяйственный оборот 3,29 млн га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; введено в эксплуатацию 284,35 тыс. га мелиорируемых земель; вовлечено в сельскохозяйственный оборот 216,48 тыс. га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС; защищено от водной эрозии, затопления и подтопления 483,02 тыс. га земель; защищено и сохранено от ветровой эрозии и опустынивания 992,63 тыс. га сельхозугодий.

 

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление принято 12.10.2013.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 года N 922 утверждена федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 — 2020 годы» [27], которая предусматривает ввод в эксплуатацию 849,96 тыс. га мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, а также сокращения количества бесхозных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с 34,5% до нуля.

При этом выход продукции с орошаемого гектара в 2 — 5 раз выше, чем с богарного, а производительность труда, эффективность использования природных и материально-технических ресурсов, в том числе удобрений, увеличиваются в 2 — 3 раза.

В агропромышленном комплексе Российской Федерации мелиорации отводится одна из главных ролей. Большое значение придается повышению экономической и экологической эффективности водной мелиорации (орошение): упор делается на ввод новых орошаемых и осушенных земель, реконструкцию введенных ранее систем, повышение культуры земледелия на мелиорированных землях. Важным аспектом остаются культурно-технические работы (борьба с кустарниками, кочками и др.), химическая мелиорация (известкование и гипсование почв), агролесомелиорация, укрепление сыпучих песков.

В настоящее время состояние значительной части мелиорируемых земель, занимающих более 3,5 млн га, неудовлетворительное. Более половины оросительных систем нуждаются в реконструкции и техническом перевооружении.

В Ростовской области идет полномасштабная реконструкция Донского магистрального канала, которая позволит увеличить пропускную способность подачи воды на опреснение с 0,6 до 1,7 млрд куб. м. Это понизит минерализацию Манычских водохранилищ до 1,1 г/л, что, в свою очередь, обеспечит благоприятные условия для повышения урожайности риса и овощных культур, предотвратит засоление орошаемых земель.

В России применяются агротехнические, лесомелиоративные и гидротехнические средства для защиты почв от водной и ветровой эрозии. Положительно зарекомендовали себя и получили распространение почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов и паров, залужение сильно эродированных земель, создание буферных полос из многолетних трав, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос и др.

Для борьбы с деградацией почв проводится их агрохимическое обслуживание с набором традиционных агротехнических мероприятий, внесением научно обоснованного комплекса удобрений, а также с проведением известкования, фосфоритования в зависимости от выращиваемой культуры и в соответствии с картограммой.

Используются также почвозащитные технологии возделывания, основанные на безотвальной мульчирующей обработке почвы с сохранением на ее поверхности стерни и пожнивных остатков, а также технологические приемы по минимизации обработки почвы.

Значительный положительный эффект могут дать правильно подобранный севооборот, оптимальное размещение полей с насыщением их посевами многолетних трав, чередованием полос многолетних трав с однолетними культурами.

Почвозащитного эффекта можно также добиться с помощью изменения направления основной обработки почвы (в направлении, копирующем горизонтали или под углом) и увеличения глубины пахоты, так как при этом увеличивается впитывающая способность почвы, сокращаются поверхностный сток и ее смыв.

Минсельхоз России готовит предложения по усовершенствованию земельного законодательства в вопросах повышения плодородия почв. Анализ действующих нормативных правовых документов показывает, что эти вопросы находят свое отражение в законодательных актах всех уровней, но по определенным позициям они не всегда достаточны, а многие их положения не реализуются на практике.

 

Республика Таджикистан

 

В Таджикистане деградация земель представляет собой серьезную проблему. Например, согласно оценкам неэффективные оросительные системы и засоление земель нанесли ущерб 97% сельскохозяйственных угодий страны. Поскольку на долю сельскохозяйственного сектора приходится около 18% ВВП, то очевидно, что ухудшение качества земельных ресурсов сказывается на национальной экономике. Пригодными для хозяйственного использования являются лишь 7% территории страны, сельское хозяйство является источником дохода примерно для 2/3 сельского населения Таджикистана.

Признаки деградации проявляют 90% богарных пахотных земель, из них 40% — высокой степени деградации. Что касается орошаемых пахотных земель, то согласно оценкам на 22% их площади зафиксированы признаки высокой степени деградации, на 38% — признаки низкой и умеренной степени деградации, а 40% не проявляют признаков деградации. По оценкам, деградация лесопосадок затрагивает около 70% площади земель. Наименее деградированными считаются системы агролесоводства.

Эрозионные процессы особенно активны в предгорной местности, где преобладают слабосцементированные песчаники, лессовые породы, такие как формовочная глина и подобные горные породы, которые способствуют размыву и выдуванию почвы. Двумя основными факторами, обусловливающими процесс деградации почв, в Таджикистане являются водная и овражная эрозия. Однако эрозионные процессы усугубляются и антропогенными факторами в форме интенсивного развития сельского хозяйства на склонах и применением неустойчивой практики культивирования [18].

Многочисленные стихийные бедствия (засуха, наводнение, оползни), многолетнее интенсивное использование удобрений и химических веществ наряду с незаконной и интенсивной вырубкой деревьев и кустарников по всей стране приводит к засолению и эрозии почвы. Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан активно решает вопросы внедрения альтернативных, например, засухоустойчивых культур и растений.

Богарные земли особенно уязвимы вследствие климатических условий, но орошаемое земледелие также страдает от совокупного эффекта климатических изменений вследствие разрушения соответствующей инфраструктуры и недостатка средств для ее эксплуатации. В то же время в Таджикистане не до конца использован потенциал водных ресурсов. Страна является «водорезервуаром», ежегодно собирающим около 61 млн куб. метров воды; однако используется всего лишь 20% этого объема. Из-за деградации почвы в верхней части водосборных бассейнов часть осадков быстро стекает вниз по течению, смывая весь плодородный слой.

Агентством по улучшению земли и ирригации при Правительстве Республики Таджикистан в 2013 году осуществлено улучшение 9,7 тыс. га орошаемых земель.

В Таджикистане в последние годы создано 38 тыс. га лесных культур, 1,2 тыс. га плантаций ореха грецкого, фисташки, посажено 500 га саксаула.

Правительством Республики Таджикистан была принята Программа улучшения состояния мелиоративных и орошаемых земель на 2010 — 2014 годы.

Ежегодного для выполнения данной Программы Правительством Республики Таджикистан выделяются средства на сумму 6,769 млн сомони (1,5 млн долларов). В 2013 году работ выполнено на сумму 7,461 млн сомони (1,6 млн долларов).

В 2014 году для выполнения данной Программы государственными органами были проведены несколько встреч с рядом международных организаций. План по улучшению и борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель составляет 9 660 га. На эти цели Правительством Республики Таджикистан из средств бюджета республики выделено 6,762 млн сомони (1,4 млн долларов) [17].

 

Туркменистан

 

В Туркменистане значительная часть земель в той или иной степени подвержена деградации. Почти 4/5 территории страны занято одной из крупных пустынь мира — пустыней Каракумы, и при нерациональном использовании растительного и почвенного покрова ее поверхность легко подвергается процессам дефляции, приводит к деградации пастбищ, образованию барханных песков. Песчаным заносам и выдуванию подвергаются железные и автомобильные дороги, каналы, населенные пункты, трубопроводы и другие объекты инфраструктуры. По данным специалистов ООН, опустынивание и деградация земель являются основными угрозами для биоразнообразия и ценных экосистем Туркменистана.

Один из факторов деградации земель в орошаемом земледелии — ирригационная эрозия. Использование нерациональных методов полива на орошаемых землях приводит к процессам вторичного засоления и деградации сельскохозяйственных земель. Водная эрозия также является серьезной проблемой, особенно на склонах. Эрозионно опасной считается территория с уклоном местности более 0,002°, где происходит смыв, намыв и снос почвенного мелкозема. В Туркменистане она наиболее развита на наклонных участках северной и западной подгорной равнин Копетдага.

С целью достижения экологической безопасности Туркменистан присоединился к ряду значимых природоохранных конвенций ООН, в том числе к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, и принимает активное участие в международных усилиях по их реализации.

За последние годы в стране проделана значительная работа по выполнению основных положений Конвенции. Определены приоритетные направления в области охраны земельных ресурсов, в числе которых борьба с засолением почв, связанных с антропогенными и природными факторами; борьба с деградацией пастбищ и опустыниванием территорий, с ветровой и водной эрозией почв. В связи с этим возникла настоятельная необходимость по реализации приоритетных принципов устойчивого управления земельными ресурсами (УУЗР) для эффективного развития сельскохозяйственного производства.

Развитие основных принципов в области УУЗР планируется на основе выполнения важнейших мероприятий в масштабе страны. Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на период 2011 — 2030 годов разработана на основе рекомендаций ведущих отраслей экономики страны с учетом возможного дефицита водных ресурсов. В Национальной программе предлагается повысить эффективность сельскохозяйственного производства за счет применения современных технологий обработки земель, использования засухоустойчивых и высокоурожайных сортов основных культур при минимизации потребления водных ресурсов с учетом изменения климата.

Основной стратегической целью Туркменистана является динамично развивающееся государство с эффективно действующей рыночной экономикой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения страны. Достижение этой цели закреплено в программах и планах развития страны.

В основных государственных программах, в первую очередь в Национальной стратегии социально-экономического преобразования Туркменистана на период до 2030 года, Программе Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2012 — 2016 годы, планах социально-экономического развития велаятов в 2012 — 2016 годах, а также в Национальной стратегии Туркменистана по изменению климата, Национальной лесной программе Туркменистана нашла отражение политика страны по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Участвуя во всемирных форумах, в том числе в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Туркменистан последовательно поднимает вопросы экологического благополучия. Ряд важных международных инициатив, предлагающих принципиально новый, комплексный подход к природоохранной политике были предложены на Международной конференции ООН по устойчивому развитию «Рио + 20».

В рамках встречи Президента Туркменистана с Исполнительным секретарем Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в мае 2013 года состоялся обмен мнениями о ходе продвижения совместных проектов и программ по борьбе с опустыниванием, улучшению мелиоративного состояния земель и системы водосбережения в стране. Исполнительный секретарь Конвенции ООН подчеркнул важность реализуемых Туркменистаном масштабных проектов национального и регионального значения. Самой важной из национальных программ является программа создания в Каракумах Туркменского озера «Алтын асыр».

В 2009 году в северной части пустыни Каракумы, на месте впадины Карашор, введена в эксплуатацию первая очередь Туркменского озера — уникального рукотворного моря (а по сути, сложнейшей гидротехнической системы), емкостью 132 куб. км и площадью поверхности 3460 кв. км. С вводом в строй озера и подводящей к нему системы коллекторов протяженностью 1101 км налажен надежный отток коллекторно-дренажных вод с орошаемых территорий в огромную чашу впадины. В результате в оборот возвращаются огромные пространства пустынных пастбищ в непосредственной близости от культурных зон. Туркменское озеро способно значительно снизить уровень грунтовых вод на орошаемых землях, что позволит предотвратить затопление низин на площади 4060 кв. км и вернуть земли в сельскохозяйственный оборот. По мнению специалистов, будет ликвидировано засоление, подтапливание, заболачивание близлежащих к культурной зоне земель, что, в свою очередь, обеспечит прирост урожая хлопка и зерна, а также увеличит сбор плодоовощных и бахчевых культур. Озеро даст импульс развитию рыбного хозяйства в стране. Трассы подводящих коллекторов пролегли по самым отдаленным и безводным участкам Каракумов, где появилась возможность повторного использования дренажных вод.

В августе 2014 года в г. Ашхабаде по инициативе правительства Туркменистана в сотрудничестве с Секретариатом Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием впервые в Центральной Азии состоялась Региональная конференция «Экономическая оценка деградации земель». Участники конференции — представители стран Центральной Азии и международных организаций поддержали региональный подход на основе обмена опытом для решения проблем деградации земель в Центрально-Азиатском регионе и отметили важность внедрения и обучения методике экономической оценки деградации земель в соответствующих государственных органах.

В Туркменистане выполняется значительный объем природоохранных мер, связанных с закреплением и облесением подвижных песков вдоль строящихся железных, автомобильных дорог, нефте- и газопроводов. Учеными Национального института пустынь, растительного и животного мира Министерства охраны природы Туркменистана разработана концепция мониторинга опустынивания для различных территорий и сфер землепользования, что позволяет рационально проводить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями охраны окружающей среды. Для этого на базе института функционирует лаборатория, в которой разработана программа аэрокосмического мониторинга процессов опустынивания, включая карты районирования территории Туркменистана по периодичности наблюдений на основе аэрокосмических съемок. Картирование процессов опустынивания признано необходимым для более углубленного изучения закономерностей возникновения и развития процессов опустынивания в различных ландшафтных условиях.

В настоящее время в системе государственного управления во всех отраслях народного хозяйства внедряется информационная система ведения документации, создаются электронные базы данных о состоянии природных, и в первую очередь водных и земельных, ресурсов.

Успешно выполняется Национальная лесная программа Туркменистана, согласно которой ежегодно в стране высаживают 3 млн саженцев хвойных, лиственных и плодовых деревьев. Широко внедряется система капельного орошения для полива создаваемых лесопарков.

В сельской местности успешно распространяется опыт организации тепличного хозяйства и огородничества в сочетании с решением проблем восстановления плодородия земель, ориентированный на производство чистой экологической продукции. Учеными создаются новые сорта культур, более приспособленные к меняющимся условиям окружающей среды, устойчивые к засолению и заморозкам.

В рамках международного сотрудничества по вопросам предотвращения процессов опустынивания и деградации земель в Туркменистане в течение последних 10 — 15 лет выполняются ряд национальных и региональных проектов. Проектными мероприятиями охвачены различные сектора: сохранение биоразнообразия, сельское и водное хозяйства, садоводство, управление лесами и пастбищными территориями, экологическое образование. Целью этих проектов является улучшение жизненных условий сельского населения, внедрение методов борьбы с деградацией земель и их адаптация местным населением, рациональное использование водных ресурсов и внедрение адаптационных технологий в связи с изменением климата, накопление и обмен опытом по борьбе с опустыниванием на национальном и международном уровнях. Основной принцип выполняемых проектов — работа «снизу — вверх», когда управление природными ресурсами и связанные с этим действия выполняются совместно, в соответствии с проблемами, потребностями и приоритетами местного населения.

В результате реализации проектов Министерства охраны природы Туркменистана совместно с Программой развития ООН и Германским обществом международного сотрудничества при активном участии местной администрации и населения были восстановлены горные леса на площади более 100 га, методом закрепления и облесения подвижных песков восстановлены 200 га пустынных саксауловых лесов. Внедрены методы восстановления вторично засоленных земель в орошаемой зоне [19].

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code