Решение Экономического совета СНГ «О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах — участниках СНГ» (2 часть)

Продолжение

Республика Беларусь

 

Сохранение плодородия сельскохозяйственных земель и их рациональное использование являются одним из приоритетных направлений политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

В Беларуси государство проводит актуальную аграрную политику, основанную на программном пути развития. С 1996 года в республике разрабатываются пятилетние программы развития агропромышленного комплекса, которые формируют основные цели и задачи развития отрасли на конкретном этапе. Программный подход к развитию агропромышленного комплекса позволил обеспечить продовольственную безопасность государства. В сельскохозяйственных организациях за годы реализации последних двух программ (2005 — 2014 годы) обеспечен рост объемов производства около 74%.

На 2010 — 2015 годы в стране разработана и утверждена Государственная программа устойчивого развития сельских территорий, в рамках которой реализуются 22 республиканские и отраслевые программы, в том числе Государственная программа сохранения и использования мелиорированных земель, финансируемая за счет бюджетных источников.

В рамках данной программы за 2011 — 2014 годы проведены реконструкция и осушение сельскохозяйственных земель на площади 228 тыс. га.

Кроме того, мелиоративными организациями республики ежегодно выполняется комплекс регламентных работ по поддержанию в работоспособном состоянии мелиоративных систем.

В рамках данной программы только в 2014 году мелиоративными организациями было очищено от заиления 2,3 тыс. км мелиоративных каналов, от древесно-кустарниковой растительности — 3,9 тыс. км, окошено от травянистой и сорной растительности 72,8 тыс. км, отремонтировано 602 гидротехнических сооружения.

Значительные финансовые ресурсы выделяются государством на реализацию Государственной программы «Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных пунктов и сельскохозяйственных земель от паводков в наиболее паводкоопасных районах Полесья на 2011 — 2015 годы», Государственной программы по реконструкции и ремонту мелиоративных систем, поддержанию их гидрологического режима на землях Национального парка «Беловежская пуща» и его охранной зоны на 2011 — 2012 годы, Мероприятий по искусственному орошению сельскохозяйственных земель, основными задачами которых также являются защита сельскохозяйственных и других земель от водной и ветровой эрозии, поддержание оптимального водного режима данных земель.

На 2016 — 2020 годы в рамках Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель предусмотрена реконструкция мелиоративных систем на площади 600 тыс. га и техническое обслуживание — на 2,8 млн га.

По состоянию на 1 января 2015 года в структуре земельных ресурсов земли сельскохозяйственного назначения занимают 8 501,4 тыс. га, или 43,9%.

В структуре сельскохозяйственных земель пахотные земли составляют 66,2%, луговыми землями занято 32,4%, под постоянными культурами находится 1,4%.

Площадь осушенных сельскохозяйственных земель составляет 2 910,9 тыс. га (38,5%), в составе которых земли с торфяными почвами занимают 1 068,2 тыс. га (36,7%).

По данным Института почвоведения и агрохимии Национальной академии наук Беларуси, эрозионно опасные почвы на сельскохозяйственных землях составляют более 4 млн га, в том числе 2,6 млн га — на пахотных землях, из них 556,5 тыс. га подвержены водной и ветровой эрозии, в том числе 479,5 тыс. га на пахотных землях. Доля водной эрозии на этих землях составляет 84%, ветровой — 16%.

Основу (до 88%) сельскохозяйственных земель Республики Беларусь представляют дерново-подзолистые почвы, обладающие невысоким плодородием, содержание гумуса в них — 2,23%, фосфора — 185 мг/кг, калия — 195 мг/кг, что требует от сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств (далее — землепользователи) обеспечения бездефицитного баланса питательных веществ.

С этой целью раз в четыре года на всех элементарных участках сельскохозяйственных земель областными станциями химизации (далее — ОПИСХ) проводится отбор проб для выявления содержания питательных веществ, содержания гумуса и кислотности почв. По результатам исследований каждому землепользователю предоставляется отчет (в том числе картографический), на основании которого агрономической службой землепользователя осенью и весной в ОПИСХ предоставляется кодированная заявка размещения сельскохозяйственных культур с плановой урожайностью по каждому элементарному участку. Автоматизированная система расчета данных ОПИСХ на основе балансового метода выноса питательных веществ под запланированную урожайность производит расчет потребности питательных веществ. Эти данные используются при планировании и внесении органических и минеральных удобрений.

Государством также финансируется известкование кислых почв землепользователей.

Данная система обеспечения государственного контроля и поддержки позволяет землепользователям поддерживать плодородие сельскохозяйственных земель путем внесения в последние 10 лет ежегодно (в целом по стране) от 236 до 313 кг минеральных удобрений в действующем веществе и 7,5 — 10,5 тонны органических удобрений на 1 га пашни.

Значительную роль в защите сельскохозяйственных земель Республики Беларусь от деградации также играет зерно-травяная система севооборотов, которые наряду с кукурузой (20% посевных площадей) обеспечивают создание надежной кормовой базы для животноводства, обеспечивающего более 80% экспорта сельскохозяйственной продукции страны.

Обработка сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственных организациях ведется в соответствии с разработанными Национальной академией наук Республики Беларусь технологическими регламентами, предусматривающими эффективные ресурсосберегающие способы обработки почв на различных типах почв.

Решение проблемы сохранения и повышения запасов гумуса в пахотных почвах достигается путем увеличения объемов органических удобрений и всех других возможных источников органического вещества, в первую очередь соломы зерновых, зернобобовых, кукурузы, рапса, гречихи, а также использования торфа для утилизации полужидкого навоза.

Важным аспектом повышения эффективности органических удобрений являются сроки их внесения. В этой связи в республике планируется полный переход на внесение органических удобрений под кукурузу, сахарную свеклу, картофель, кормовые корнеплоды только осенью. Это позволит провести весенние полевые работы в лучшие агротехнические сроки, избежать переуплотнения почв и уменьшить затраты на вывоз и внесение органических удобрений за счет уменьшения их массы.

Также разрабатываются система индикаторов деградации земель/почв на основе установления ее качественных и количественных параметров и методика дистанционной оценки степени деградации торфяных почв и состояния мелиорированных ландшафтов с использованием космоснимков высокого разрешения; обследуются 20 проблемных районов республики; проводится агроэкологическое районирование по критериям пригодности земельных и почвенных ресурсов для сельского хозяйства.

Разработаны и в марте 2015 года внесены на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь Стратегия по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке, а также Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016 — 2020 годы. В указанных документах определяются основные приоритеты и конкретные мероприятия, направленные на предотвращение деградации земель (включая почвы). Данные мероприятия включены в ряд государственных программ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также реализуются за счет средств международной технической помощи и иных источников [8].

 

Республика Казахстан

 

Вопросы земельных отношений в Республике Казахстан регулируются Земельным кодексом.

Центральным уполномоченным органом в области земельных отношений является Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан [10].

Согласно статье 65 Земельного кодекса собственники земельных участков и землепользователи обязаны не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

Статьей 140 Земельного кодекса предусмотрено, что собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот.

В целях установления обязательных требований к собственникам земельных участков и землепользователям по рациональному использованию земель сельхозназначения постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года N 1297 утверждены Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

В рамках данных Правил определены основные критерии рационального использования земель, такие как сохранение и улучшение плодородия почв, соблюдение севооборотов и пастбищеоборотов, проведение соответствующих агротехнических мероприятий и т.д.

Кроме того, предпринимаются системные меры государственной поддержки борьбы с деградацией земель путем субсидирования затрат отечественных сельхозтоваропроизводителей, связанных с приобретением удобрений (за исключением органических) и гербицидов, необходимых для повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур, а также выплат повышенных субсидий при производстве приоритетных сельскохозяйственных культур с применением влагоресурсосберегающих технологий [9].

Развивается почвозащитное и ресурсосберегающее земледелие, являющееся основой ресурсосберегающего производства сельскохозяйственных культур. Например, в результате реализации государственной поддержки в Казахстане площадь земель, где используются почвозащитные и ресурсосберегающие методы земледелия, возросли за 2000 — 2011 годы до 1,6 млн га.

Площади орошаемых земель достигли в Казахстане 2,1 млн га.

 

Кыргызская Республика

 

Деградация земель — серьезная экономическая, социальная и экологическая проблема, ограничивающая возможности экономического развития Кыргызстана.

85% территории республики — это потенциально эрозивные земли; 60% пахотных земель подвержены водной и ветровой эрозии; 40% сельскохозяйственных угодий деградированы; 30% пастбищ находятся в стадии опустынивания [11].

Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий составляет 798,9 тыс. га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями, уменьшается содержание гумуса в почве. Увеличиваются площади почв, засоренных семенами сорных растений и возбудителями болезней культурных растений.

Особое беспокойство вызывает усиление процессов смыва почвы на склоновых землях горного Кыргызстана, занимающих более 90% территории и дающих основной объем сельскохозяйственной продукции. Существует угроза безвозвратной потери почвы предгорных земель на площади 700 тыс. га орошаемых земель и на площади 300 тыс. га с уклонами более 2°.

Развитие водных и ветровых эрозионных процессов обусловлено в том числе сильной расчлененностью территории республики (водоразделы, склоны, ложбины, балки и речные долины). На развитие эрозионных процессов также большое влияние оказывают свойства почв (лессы и лессовидные суглинки вследствие рыхлости размываются значительно легче, чем глины).

Деградации в нижних зонах орошаемого земледелия наиболее подвержена Чуйская область. Из-за снижения капиталовложений и отсутствия ремонта оросительной и осушительной систем увеличиваются площади мелиоративно неблагополучных земель в Ошской, Баткенской, Чуйской и Таласской областях. Первичное засоление происходит за счет минерализированных грунтовых вод. Вторичное засоление, связанное с разрушением коллекторно-дренажных систем, также значительно распространилось в последнее время и обнаруживается в различной степени на пахотных землях. Прекратились работы по гипсованию солонцеватых почв, хотя данный технологический прием являлся одним из эффективных средств по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения [13].

Естественные пастбища, занимающие более 9 млн га, богаты травостоем и позволяют успешно развивать животноводство. Но чрезмерное использование пастбищ привело к засорению 2,5 млн га (27,6%), эрозии — 1,7 млн га (18,7%), деградации — 3 млн га (38,1%), опустыниванию — 2,7 млн га (29,9%).

Серьезная ситуация сложилась на присельных пастбищах. Несмотря на то что эти пастбища принадлежат к весенне-осенне-зимнему сезону использования, выпас на них идет круглый год. В результате, по данным КНИИ животноводства и пастбищ, 70% присельных пастбищ деградированы, интенсивные пастбища деградированы на 50% и отгонные — на 36%.

Основная причина — это несоблюдение норм и правил выпаса скота, в том числе: чрезмерная нагрузка скота на единицу площади во время выпаса, которая усугубляется ежедневным перегоном скота к месту выпаса и обратно, несоблюдение сезонов и сроков выпаса, ранний весенний выпас до зрелого отрастания травостоя, несоблюдение пастбищеоборотов и полноты стравливания.

В этой связи правительством Кыргызстана уделяется большое внимание вопросам улучшения пастбищ, в том числе путем эффективного управления пастбищами, реформирования управления пастбищными комитетами, создания базы знаний и данных по пастбищам. Так, в 2010 — 2012 годах в Нарынской области при поддержке Всемирного банка реализовывался проект «Управление пастбищами и водными ресурсами», а в середине 2014 года начаты два проекта — «Управление горными пастбищами и в Суусамырской долине» и «Улучшение управления пастбищами и животноводством» в Чуйской и Таласской областях, финансируемые Программой развития ООН (ПРООН) и Всемирным банком. Также Минсельхоз Кыргызстана активно проводит реформу управления пастбищами при поддержке ЕС и Германского общества по международному сотрудничеству [12].

В республике, учитывая серьезность проблемы, развернута значительная работа по организации противодействия процессам деградации земельных (почвенных) ресурсов. Основные задачи обозначены в принятых в 2010 году Национальной стратегии по устойчивому развитию на 2013 — 2017 годы и Программе Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013 — 2017 годы. Во исполнение этих задач в 2012 году принят и реализуется Закон Кыргызской Республики «Об охране плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначения». Начата работа по инвентаризации Земельного фонда Кыргызской Республики.

По линии Парламента Кыргызской Республики Правительству Кыргызской Республики рекомендовано разработать и принять Государственную программу по содействию внедрению современных технологий в сельское хозяйство, создать межведомственную рабочую группу по проведению инвентаризации фонда водных скважин в качестве первоочередной меры по внедрению в сельское хозяйство новых технологий. По итогам работы межведомственной рабочей группы предусмотреть в бюджете республики необходимые средства на цели реабилитации водных скважин.

Во исполнение указанных задач и рекомендаций в республике реализуется Государственная программа строительства водохозяйственных объектов и освоения новых орошаемых земель, начата работа по инвентаризации Земельного фонда Кыргызской Республики. Под эгидой Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики создан и работает Центр по внедрению современных технологий в сельское хозяйство. В целях мотивации и стимулирования субъектов орошаемого земледелия внедрять передовые почвозащитные и водосберегающие технологии в сельском хозяйстве с 2014 года на условиях государственно-частного партнерства на выборных полях 7 областей республики установлены системы капельного орошения, построены теплицы различных модификаций. С целью практической демонстрации перспектив внедрения новых технологий, обучения на их базе в течение 2014 — 2015 годов проведены 12 областных и республиканских семинаров.

Более 50 лесохозяйственных предприятий, 9 государственных национальных парков осуществляют охрану лесов и лесовосстановление. Ежегодно закладывается от 1 000 до 1 200 га лесозащитных насаждений, в питомниках выращивается от 20 до 24 млн посадочного материала более 40 пород. Лесохозяйственные работы ежегодно осуществляются на площади 3 245 га. В результате удается поддерживать лесистость территории страны на уровне 5,6%.

Важно ответить, что вышеперечисленная работа на национальном уровне осуществляется в рамках реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (Рио, 1994), 10-летней Стратегии активизации осуществления Конвенции на 2008 — 2018 годы (Мадрид, 2007), Национального плана действий по активизации осуществления Конвенции 2015 — 2020 годы, объявления ООН 2015 года Международным годом почв.

В ходе 39-й Конференции ФАО 7 июня 2015 года в Риме Кыргызская Республика награждена специальным дипломом за успехи в снижении (в 2 раза) количества недоедающих людей. Отмечено, что страна успешно выполнила цель N 1 Целей развития тысячелетия и всемирного саммита по продовольствию. Вместе с тем необходимо отметить, что по различным причинам меры противодействия процессам деградации земельных (почвенных) ресурсов не удается осуществлять должным образом. Разумеется, одна из главных причин, как и в других государствах — участниках СНГ, — нехватка финансовых возможностей. Однако за счет улучшения организации межведомственной и межтерриториальной скоординированности действий, улучшения работы по привлечению инвестиций, вовлеченности частного и неправительственного секторов можно достичь нужного эффекта в решении задач по рациональному использованию и охране земель (почв). Устранение этих и других причин, поиск и мобилизация невыявленных резервов — осуществляемая в настоящее время работа.

На межгосударственном уровне целесообразно организовать:

постоянный обмен лучшей практикой (научными рекомендациями) по противодействию процессам деградации земель;

создать банк унифицированных нормативных правовых актов по устойчивому управлению земельными ресурсами;

региональные, субрегиональные проекты по улучшению использования и охране земельных ресурсов, повышению плодородия почв и т.п.

В настоящее время ведется реализация проекта Глобального экономического фонда и ФАО «Устойчивое управление горными лесами и земельными ресурсами Кыргызстана в условиях изменения климата», в рамках которого в 2015 — 2018 годы планируются восстановление леса на площади 30 тыс. га, из них 10 тыс. га деградированные земли, укрепление потенциала местных сообществ по сохранению и воспроизводству лесов.

В рамках проекта начата подготовка обзора и анализа исполнения лесной политики Кыргызской Республики, включая соответствие и внутреннюю координацию национального законодательства и подзаконных актов в лесном и аграрном секторах.

Оценку лесной и аграрной политики планируется завершить к октябрю 2015 года. По завершении этой работы будут разработаны рекомендации по внесению изменений в законодательство Кыргызской Республики, касающиеся леса и землепользования [24].

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code